| 2.Речевая разминка | Подготовка речевого аппарата к работе. | Фронтальная, индивидуальная, словесный | Артикуляционно-акустические упражнения: а) Гимнастику для язычка начну: Им я губки облизну (3-4 раза) Им я зубки посчитаю (верхние, нижние) Язычок я покусаю, к нёбу язычок прижму И на место положу. б) - А теперь пусть язычок порычит как собачка. - Пожужжит как жук. - Позвенит как комарик. - Погудит как самолёт. - Поцокает как лошадка. Речевая разминка Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны. 1.Для начала прочитайте данный текст глазами, мысленно, про себя. 2.Читаем хором. 3.Читаем хором, постепенно увеличивая силу голоса и следя за указкой. (Тихо-громче-громко). 4.А теперь, прочитает точно также, но только уменьшая силу голоса. 5. О чем данный текст? 6. Какого жанра текст? 7. Прочитайте скороговорку быстро. 8.Речевая разминка окончена. | Артикуляционно-акустические упражнения: а) Гимнастику для язычка начну: Им я губки облизну (3-4 раза) Им я зубки посчитаю (верхние, нижние) Язычок я покусаю, к нёбу язычок прижму И на место положу. б) - А теперь пусть язычок порычит как собачка. - Пожужжит как жук. - Позвенит как комарик. - Погудит как самолёт. Речевая разминка Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны. 1.Для начала прочитайте данный текст глазами, мысленно, про себя. 2.Читаем хором. 3.Читаем хором, постепенно увеличивая силу голоса и следя за указкой. (Тихо-громче-громко). 4.А теперь, прочитает точно также, но только уменьшая силу голоса. 5. О слоне 6. Скороговорка 7. Читают 8.Речевая разминка окончена. | слово, ИКТ | К.: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
| Целеполагание и мотивация обучающихся. | Определить тему и цель учебного занятия. | словесный, наглядный, фронтальная | - Мы продолжаем знакомиться с творчеством К.И. Чуковского. - Отгадайте загадку, чтобы узнать название произведения, с которым будем сегодня знакомиться: Через поле и лесок Подаётся голосок. Он бежит по проводам – Скажешь здесь, а слышно там. - Определите тему занятия. - Посмотрите на слайд. Здесь изображены телефоны разных времен. Для нас уже более привычный – это сотовый телефон. - У К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать. - А кто уже читал это произведение? - Какие мы тогда поставим перед собой цели? Какие задачи будем решать? | Слушают телефон - Знакомство с произведением К.И. Чуковского «Телефон» Познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы. | | |
2 | Этап открытия новых знаний Ознакомление с биографией автора Первичный синтез Вторичный синтез. Анализ стихотворений | Ознакомить обучающихся с биографией автора. | Фронтальная, наглядный. | - Откройте учебник на с. 14 Биография К.И. Чуковского - Что вы помните из биографии К.И. Чуковского? Корней Иванович Чуковский (1882–1969 гг.) (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – знаменитый детский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик и переводчик. Интересные факты: 1. Самая первая детская сказка Чуковского — «Крокодил», её опубликовали под названием «Ваня и Крокодил». Придумана она была в поезде: Чуковский ехал домой с приболевшим сыном Колей. И, чтобы отвлечь ребенка, стал сочинять на ходу: «Жил да был Крокодил…». 2. У доктора Айболита был прототип — очень добрый и бескорыстный человек, врач, которого звали Цемах Шабад. Жил он в Вильнюсе, Чуковский был с ним знаком и останавливался у него несколько раз. 3. В стихотворных сказках мы встречаем слова, придуманные автором и ставшие привычными, почти нарицательными — Мойдодыр, Айболит. А откуда взялся Бармалей? Имя ужасного разбойника происходит от Бармалеевой улицы в Санкт-Петербурге. Это старинное название появилось на картах города еще в конце XVIII века: когда-то здесь то ли были склады купца Бармалеева, то ли просто жила семья с такой фамилией. Однажды Чуковский с друзьями обратили внимание на эту улицу: в честь какого же Бармалея её назвали? Так и появилось имя для кровожадного героя. 4. В городах России можно встретить памятники героям книг Чуковского. В Москве, в парке «Сокольники», есть памятник Мойдодыру, в Анапе — доктору Айболиту, в Братске — Мухе-Цокотухе. - Сядьте поудобнее. Сейчас вы прослушаете произведение в авторском исполнении. - Обратите внимание, как читает автор это произведение. Как правильно, красиво и выразительно, как с помощью интонации передает характер и настроение героев. - Вам понравилось, как читает автор? - Какое у вас настроение после того, как прослушали произведение? - Какую интонацию вы услышали? Физминутка: Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. - Каждый ряд сейчас будет читать свой отрывок самостоятельно. 1 ряд – до слов «он у меня еще маленький» 2 ряд – до слов «новых и сладких калош» 3 ряд – до слов «что за глупые газели» - Обратите внимание на слова, которые могут быть непонятны для вас. Отметьте их галочкой в тексте карандашом. - Давайте прочитаем произведение вслух. - Почему произведение называется «Телефон»? - Кто участвовал в разговоре? На слайде картинки героев - В тексте встретились слова, значение которых вы можете не знать. Какие слова вы отметили? Прочитайте. Пуд – старинная мера веса = 16 кг Дюжина – двенадцать Калоши – резиновая обувь Дребедень – всякая ерунда, чепуха Газели (антилопы) – небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сотен особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом. Галдели - никого не слушали, перебивали друг друга. - Каких знаков препинания очень много в стихотворении? Почему? - А как по ходу стихотворения меняется настроение, а значит и интонация автора? | Рассматривают Отвечают Слушают, запоминают Слушают интересные факты о писателе Слушают Отвечают, комментируют выполняют физминутку Читают, анализируют Работа с информацией (текстом) Расматривают Герои разговаривают очень эмоционально. Он устает от пустых вопросов, волнуется, когда есть повод для волнения. | ИКТ, слово | Предметные: уметь выразительно читать рассказ; пересказывать текст. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П.: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
3 | Этап применения знаний. | Проанализировать рассказ. | Индивидуальная, парная; словесный. | - С какой целью животные звонят писателю? - Сейчас, работая в паре, вы должны соединить линиями то, о чем просили животные с опорой на текст. Вернитесь к тексту и найдите правильные ответы. - Давайте проверим, что вы выбрали. - Ребята, скажите, помогал ли автор животным, которые обращались к нему за помощью? - Чему учит эта сказка? | Просят о помощи Работа в паре Помогать друг другу, быть добрыми, сочувствовать, любить животных | слово, ИКТ | |
4 | Итог урока, рефлексия | Закрепить полученные знания. | Фронтальная, индивидуальная, беседа | - Со стихотворением какого писателя сегодня познакомились? (портрет на слайде) - Что запомнилось из жизни писателя? Какое стихотворение сегодня читали? Рефлексия: «Я похвалил бы себя…»; «Особенно мне понравилось…»; «Сегодня мне удалось…»; «Я сумел…»; «Было интересно…». | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность с помощью индивидуальных карточек. | слово, индивидуальные карточки | Л.: способность к оценке своей учебной деятельности; Р.: оценивают собственную деятельность на уроке. |