СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ (8 КЛАСС) - «Дальний Восток – край контрастов»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ (8 КЛАСС) - «Дальний Восток – край контрастов»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ (8 КЛАСС)


Учитель: Хафизова Карина Ирековна

Учитель географии муниципального бюджетного

Общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №42»


Предмет

«География»

Класс

8

Тема урока

«Дальний Восток – край контрастов»

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Дидактическая задача урока:

Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)

Цель урока:

Образовательная: формирование представлений об особенностях природы Дальнего Востока.

Воспитательная: развитие умения взаимодействовать друг с другом в группах, умения представлять результаты совместной деятельности.

Развивающая: формирование умений работы с разными источниками информации.

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

Знать особенности природы и ресурсный потенциал Дальнего Востока. Знать природные комплексы дальнего Востока: Природные комплексы: Чукотское нагорье, полуостров Камчатка, остров Сахалин. Приморье.


Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информа­ционного поиска.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью.

Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, построение логических рассуждений; использование общих учебных умений

Практическое освоение методов познания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мо­тивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Практические материалы

Оборудование

РЭШ – Российская Электронная Школа География - 8 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru);

Seterra - Географические Онлайн Игры Seterra - Географические Онлайн Игры


Электронный учебник. География. 8кл.


Фильмы «Уссурийская тайга», «Камчатка»

Баринова И. И., География Природа России 8 класс — М , 2018

Атлас по географии. 8 класс – Москва: «Дрофа», 2020 г.

Макеты вулкана и гейзера;

Для проведения опыта: вода, краски желтого и красного цвета, лимонная кислота, сода, резиновые перчатки.

Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, 2 флипчарта, географические атласы для 8 класса, раздаточный дидактический материал.

Основные понятия

Экономико-географическое положение, географическое положение Дальнего Востока, особенности природных компонентов, природные явления, географическая оболочка, природные ресурсы, тектоническое строение и рельеф, климат, внутренние воды, органический мир.

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая, игровая, парламентские дебаты.

Методы обучения

Исследовательский, проблемный





Сценарный ход урока

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Тайминг

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Организационный момент

1

Словесное приветствие

 

«Здравствуйте ребята! Перед тем, как мы с вами начнём изучать новый материал, давайте вместе определим тему урока. Посмотрите на доску (памятник «Здесь начинается Россия»), данный район России от Аляски разделяет пролив шириной менее 4 километров, также здесь находится двадцать девять действующих вулканов, и куда больше спящих - около трёхсот. И знаменитая «Долина гейзеров»

Знаете ли вы, где находится данный памятник?

Ученики рассматривают на экране памятник «Здесь начинается Россия» который стоит на фоне вулкана

Примерные ответы учеников:

Памятник находится на Камчатке, на Дальнем Востоке.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации.

2 мин.

2. Актуализация знаний

2

Аналитическая беседа

Этот памятник находится на Камчатке. На той самой, до которой из столицы лететь на самолете не менее 8 часов. Да и разница во времени немалая: когда в Москве все готовятся к концу рабочего дня (в 16 часов дня), на Камчатке уже вступили в права следующие сутки (1 час ночи). С чем связана разница во времени? Камчатка относится к составу какого региона? Дальний Восток. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Дальний Восток. Но, если быть точнее, Дальний Восток – край контрастов.

Примерные ответы учеников:

Разница во времени обусловлена вращением планеты вокруг своей оси. Камчатка входит в состав Дальнего Востока.

Дальний Восток самый дальний регион нашей страны

Тема урока: Дальний восток.

Личностные: воспроизведение ранее полученной информации;

Познавательные: умения делать выводы и заключения на основе ранее изученных материалов

2 мин.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации

Задача: формулирование учебной цели урока. Поставить задачи урока.

3

Формулирование темы и целей урока

Дальний Восток – край контрастов.

Как вы думаете почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо вспомнить про географическое положение Дальнего Востока (Карта). Северная часть – за полярным кругом. А Южная – на широте Средиземноморья.

Если с севера на юг меняется климат, растительность, животный мир и другие компоненты природы. Какова цель нашего урока? И для этого нам необходимо выполнить главную задачу, создать географический образ Дальнего Востока.

Ученик выходит к доске и показывает на карте России расположение Дальнего Востока

Примерные ответы учеников:

Дальний Восток называют краем контрастов, в первую очередь, из-за особенностей климата.

Цель: сформировать представления и знания об особенностях природы Дальнего Востока, показать уникальность природы этого региона.


Регулятивные:

– развитие умения формулировать цель и задачи урока.

Личностные:

– развитие логического мышления, познавательной активности;

– развитие грамотной речи.

2 мин.

4. Объяснение нового материала

Задача: создание условий для восприятия и осмысления нового материала.

4

Проведение групповой работы

Учитель: Для того, чтобы составить полную характеристику природы Дальнего Востока, мы поделимся на 2 группы.

Каждая группа рассмотрит компоненты Дальнего Востока.

1 группа

1. Рассмотреть следующие компоненты: географическое положение, геологическое строение (рельеф), минеральные ресурсы, климат.

2. Показать взаимосвязь (взаимодействие).

3. Рассказать и показать первую уникальность Дальнего Востока – вулканы! Сегодня вы показываете процесс извержения вулкана.

2 группа

1. Рассмотреть следующие компоненты: внутренние воды, почвы, растительный и животный мир, экологические проблемы.

2. Показать взаимосвязь (взаимодействие)

3. Рассказать и показать вторую уникальность Дальнего Востока – долина Гейзеров. Сегодня вы показываете процесс извержения гейзера.

А для того, чтобы мы видели ваш результат, предлагаю его вносить в шаблон презентации «Google презентации». Данная презентация является онлайн сервисом, и в онлайн-формате на главном экране мы будем наблюдать за выполнением вашей работы.

Для выполнения задания, вы можете использовать раздаточный материал, на ноутбуках воспользоваться интернет-ресурсом РЭШ (Российская Электронная Школа), атласы. Время на выполнение, 8 минут!

Организует выполнение групповых заданий.


Ученики выполняют задания по группам.

На столах лежат карточки с заданием для группы, атласы, ноутбуки с открытыми ссылками на РЭШ и «Google презентации», дополнительные дидактические материалы.


Ученики распределяют обязанности между собой. находят информацию в соответствии с заданием для группы. Заполняют шаблон в онлайн презентации.
изучают по специальной карточке как выполнить химический процесс для извержения вулкана и гейзера.

Личностные:

– развитие логического мышления, умения отбирать нужную информацию в имеющемся источнике, грамотно и логически строить свою речь.

Коммуникативные:

– умение работать в группе и внимательно слушать заметки друг друга.

15 мин.

5. Динамическая пауза

5


Итак, время на выполнение задания вышло. Перед тем как мы просмотрим результат, предлагаю вам поучаствовать в физкультминутке. Для этого нам нужно встать, и вместе со мной вспомнить стороны горизонта.

Поднимаем правую руку на Север,

потом опускаем на Юг,

далее на запад и на Восток. Повторим с левой рукой.



1 мин.

6. Первичное закрепление изученного материала

Задача: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления и осознанного восприятия изученного материала.

6

Презентация результатов групповой работы и проведение эксперимента.

Готовы?

Группы выступают с презентацией

(учитель помогает с ответами, корректирует при необходимости).


После презентации учеников:

Мы рассмотрели все компоненты природы и увидели взаимосвязь! Начали с географического положения, к нему и вернулись. А почему? Правильно, географическое положение - это фундамент.


Ученики представляют результат своей работы.

1 группа: рассказывает про компоненты природы Дальнего востока (географическое положение, геологическое строение (рельеф), минеральные ресурсы, климат, показывает взаимосвязь.

На макете вулкана показывают процесс извержения. Отвечают на вопросы из карточки: Какие компоненты соединяются? Как называется этот химических процесс (учитель помогает). И почему они добавляют краску красного цвета.

2 группа: рассказывает про компоненты природы Дальнего востока (почвы, внутренние воды, растительный и животный мир, экологические проблемы); показывает взаимосвязь.

На макете гейзера показывают процесс извержения. Отвечают на вопросы из карточки: Какие компоненты соединяются? Как называется этот химических процесс (учитель помогает). И почему они добавляют краску желтого цвета.

Познавательные: умения делать выводы и заключения на основе ранее изученных материалов

Личностные: развитие интеллектуальных способностей и речи.

 Коммуникативные:

‒ умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения.


10 мин.

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

7

Прием «Кубик Блума»








Прием «плюс/минус»

Ученикам предлагается на основании изученного материала по теме урока ответить на вопросы, написанные на гранях кубика: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.

Сегодня мы изучили географическое положение Дальнего Востока.

В 9 классе вы будете изучать хозяйство России, экономическую составляющую. И для того, чтобы быстро и без затруднений делать вывод об экономическом положении региона, вы четко должны понимать какие плюсы и минусы существуют в географическом положении.


Каждой группе необходимо доказать свою точку зрения, через ответ на вопрос: «Дальний Восток имеет выгодное экономико-географическое положение».

1 группа: плюсы

2 группа: минусы

На подготовку у вас 3 минуты.


Ученики поочередно по группам бросают кубик и отвечают на вопрос, связанный с материалом урока.





Ученики выходят к флипчартам и записывают аргументы «+/-» в соответствии с предлагаемым тезисом.

Во время выполнения задания учитель наводит их на подсказки: 1 группе необходимо рассмотреть и рассказать достоинства географического положения Дальнего Востока.

2 группе необходимо рассмотреть и рассказать про недостатки географического положения Дальнего Востока.


Предполагаемые ответы учеников:

1 группа: богатство природных ископаемых, выход к морю, соседство с развитыми странами, торговля.

2 группа: удаленность от центральных районов, опасность наводнений и затоплений; горы, вулканы и заснеженность большей части территории; климат и почва не приспособлены для развития сельского хозяйства.

Познавательные: умения делать выводы и заключения на основе ранее изученных материалов

Личностные: развитие интеллектуальных способностей и речи.

Коммуникативные:

- умение работать в группе и внимательно слушать заметки друг друга.

- формулирование и аргументация своего мнения.

6 мин.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

8


Предлагаю подвести итоги нашего урока.

Рассказать какие задачи мы выполнили, чему научились и т.д.

С помощью формулы "Три М"

Необходимо три момента, которые получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Наш урок подошел к концу. Запишем домашнее задание:

Предлагаю посмотреть видеофильм:

Фильм про Дальний Восток от «Группы-Эпос» https://www.youtube.com/watch?v=zG2Q04eB8ro


-составить сравнительную характеристику природы своей местности и Дальнего Востока.


При выполнении задания предлагаю вам тренировать свои знания карты с помощью Seterra - Географические Онлайн Игры Seterra - Географические Онлайн Игры


Спасибо за урок!

Ученики делятся впечатлением об уроке. Записывают домашнее задание.

Познавательные:

‒ построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

‒ контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Личностные:

‒ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2 мин.

Приложение 1



Раздаточный материал к уроку.



1 группа


1. Рассмотреть следующие компоненты: географическое положение, геологическое строение (рельеф), минеральные ресурсы, климат.

2. Показать взаимосвязь (взаимодействие).

3. Рассказать и показать первую уникальность Дальнего Востока – вулканы!

Сегодня вы показываете процесс извержения вулкана.














2 группа


1. Рассмотреть следующие компоненты: внутренние воды, почвы, растительный и животный мир, экологические проблемы.

2. Показать взаимосвязь (взаимодействие).

3. Рассказать и показать вторую уникальность Дальнего Востока – долина Гейзеров!

Сегодня вы показываете процесс извержения гейзера.


















Приложение 2


«Кубик Блума».






Приложение 3



Макет вулкана.



Список используемой литературы:


1. Атлас по географии. 8 класс – Москва: «Дрофа», 2020 г.

2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 333с.

3. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е.А. Беловолова. - М.: Прометей, 2017. - 717 c.

4. Душина, И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И.В. Душина. - М.: Дрофа, 2017. - 917 c.

5. Жижина ЕА Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288с. – (в помощь школьному учителю)


Используемые ресурсы сети Интернет:

  1. Фильм про Дальний Восток от «Группы-Эпос» https://www.youtube.com/watch?v=zG2Q04eB8ro

  2. Seterra - Географические Онлайн Игры Seterra - Географические Онлайн Игры