СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Урок – игра «Удивительный мир лексики» , 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-игра "Удивительный мир лексики", 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Урок – игра «Удивительный мир лексики» , 5 класс»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Урок – игра «Удивительный мир лексики» (5 класс)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок - игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах, фразеологизмах;

  • работа с толковыми словарями разных авторов, со словарями фразеологизмов.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,

  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:

  • ПК;

  • раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Закрепление опорных знаний

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление изученного.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Эпиграф:    

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».
                                                                            К. Г. Паустовский


Ход урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы

системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(2 минуты).

Приветственное слово учителя

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на нашем не совсем обычном занятии! Поприветствуем друг друга.

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Дорогие друзья, я надеюсь, что у вас хорошее настроение и что мы с вами сегодня активно поработаем. Для работы у нас с вами организованы 7 групп (по 4 человека). За правильные ответы команды будут получать звезды, к конце учебного занятия мы выявим команду-победителя.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(5 минут)












3. Постановка учебной задачи.

(3 минуты)











































































4. Закрепление опорных знаний

(10минут)



- Ребята, сегодня наш урок я хочу начать со слов русского писателя К. Г. Паустовского:  «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

Константин Георгиевич говорил, что с русским языком можно творить чудеса, нет ничего    такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом.


- Значит, о чем мы будем говорить на уроке?

- А что такое слово?


-Пусть ключевым словом нашего урока послужит слово, которое мы соберем из первых букв ответов каждой группы.


Задание 1

- Отгадайте загадки, запишите первую букву получившегося слова на доске:


1 группа

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его…


2 группа

Дед Мазай плывет по речке.
А по берегу на печке
Едет просто так без цели
Добрый молодец …


3 группа

Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня в них ищи.


4 группа

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко.

А называют кораблик.... 


5 группа

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная .... 


6 группа

Растопило солнце лёд,

Весело река поёт.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель

Это к нам пришёл ....


7 группа

Грянул гром, весенний гром,

Засверкало всё кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный ....

- Соберите из получившихся букв слово, чья команда это выполнит быстрее, получает звезду.




Задание 2

Блиц-опрос (за каждый правильный ответ команда получает звезду)

1. Основная единица языка.

2.Одно из времен года, когда заметно увеличивается день, повышается температура воздуха и просыпается природа.

3. Слова, которые употребляются в определенной местности.

4. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.

5. Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

6. Запас слов и выражений человека.

7. Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства.


- Итак, какая тема нашего урока?

-Что в этом ряде слов - ответов вызвало ваше недоумение? Почему?

А как вы думаете, зачем я включила данное слово?
- Верно, ведь уже вовсю хозяйничает весна, это удивительно прекрасное время года. И именно весна и теплое весеннее настроение нам поможет повторить изученное о Лексике. 






- Запишите число. Тему урока «Удивительный мир лексики»







- Исходя из темы урока, давайте сформулируем его главную цель.

- Какова цель нашего урока?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.



Задание 3

Прочитайте стихотворение Ю. Коринеца.


Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога»

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом.

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над ними.

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога»


  1. - Найдите многозначные и однозначные слова.

  2. - А что означают слова шлях, караван? (Индивидуально учащиеся зачитывают словарную статью из словаря).






- Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари, а какие словари знаете вы?

А наш эксперт по словарям подготовила небольшое сообщение.









Предполагаемый ответ: «О словах»

«Основная единица языка»







Лимон






Емеля







Капуста






Иголка







Картошка






Апрель







Салют






Предполагаемый ответ: «Лексика».





Слово

Весна

Диалекты

Синонимы

Омонимы

Лексикон

Метафоры







Предполагаемый ответ:

омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, прямое и переносное значение слова, метафоры.


Дети записывают число и тему урока «Удивительный мир лексики»



Предполагаемый ответ:

«Повторить изученное по теме «Лексика».





















Предполагаемый ответ: дорога, след, тропа – многозначные слова, туча, автострада – однозначные.




Предполагаемый ответ: «словари».

Ответ учащегося

Есть словарь С.И.Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова - более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре современного русского литературного языка Академии наук-120480 слов. Мы знаем имя В.И.Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!


Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

УУД коммуникативные:

(формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах).




ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


УУД коммуникативные:

(формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах).



Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).














Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).




































- Слово без употребления мертво. Известный русский историк литературы  Д.С.Лихачёв говорил: «Язык – самое выразительное, чем человек обладает». А как называется словарный запас человека?

Чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

Задание 4

«Найди ошибку»


В этом задании мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)

Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)

Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах)


Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».

Давайте вспомним, что это за слова и как они называются.



Предполагаемый ответ: «Лексикон».









Групповая работа.












Предполагаемый ответ: «Фразеологизмы»











-фразеологизмы





УУД коммуникативные:

(формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах)



































5.Релаксация (3 минуты)
















6.Закрепление знаний.

(10 минут)
















Работа с текстом































































































































































































7.Рефлексия деятельности

( 5 минут)




















8. Домашнее задание

(1 минута)


Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)

Демонстрация словарей:

«Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова,

«Большой словарь крылатых слов русского языка», составленный

В. П. Берковым, В. М. Мокиенко и С. Г. Шулежковой.


Задание 5

«Занимательные задачи» (за каждое правильное соединение команда получает звезду)

Соедините стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте                          Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение

Глаза открылись                                     Наедине

Вкладывать душу                                    Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                            Отдавать себя целиком

Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                          Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              Не к чему придраться





Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.



Задание 6


-Сейчас я предлагаю вам послушать прекрасную музыку известного русского композитора П.И.Чайковского «Времена года». Прослушав её, запишите слова, которые вы услышали. Это должны быть существительные. 
Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Подснежник»


 Какие слова вы записали?









Задание 7


Найдите в тексте антонимы, синонимы, слова, употреблённые в переносном значении. (За правильные ответы команда получает звезды)


...Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они- то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)

















Давайте еще раз вспомним, что такое прямое и переносное значение слова?
 1. Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями действительности.
  2. Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.














Задание 8


- Замените в словосочетании существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении. (За правильные ответы обучающиеся получают звезды)

Ослиное упрямство,

стальные мускулы,

волчий аппетит,

свинцовый взгляд ,

острое слово ,

бодрый шаг,

тихий месяц ,

золотая пора.















- А как называются изобразительные средства языка, основанные на переносном значении слов? - Для чего их употребляют в речи? 
- Где часто встречаем эпитеты, метафоры, олицетворения.

 Да, слово в переносном значении  помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении  мы встретим такие средства.  



Задание 9

Выпишите из текста А.Н. Плещеева «Весна» метафоры, эпитеты и олицетворения.


Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

“Весна!”- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят — кто больше всех

Природы любит обновленье!


Задание 10


- А теперь угадайте, о чём речь.

- Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже..

- Как? С одной-то лапкой?

- Нет, еще со шляпкой.






- Кроме лексических омонимов можно выделить  грамматические омонимы. В русском языке различают полные и частичные омонимы (омофоны, омоформы, омографы).


- Найдите данных четверостишиях омонимы, омофоны, омоформы (за каждый правильные ответ команда получает звезду)

Снег сказал: «Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей»















Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.

















-Мы ставили целью раскрыть красоту, величие, богатство нашего языка, сумели доказать, что с русским словом действительно можно творить чудеса. Мы не побоялись провести большую работу, шагнули вперёд в познании русского языка. Вы показали себя как настоящие исследователи!


-Команды, сколько звезд у вас получилось набрать в течение урока?

- Кто улучшил свои знания? Команда-победитель получает «5».

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

 (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

 (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

 (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

Б (Безымянный)- – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У(указательный)-услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б(большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?


Давайте выставим оценки и запишем домашнее задание.

1). Упражнение № 374.













Самостоятельная работа. Взаимопроверка.





















Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную дальнейшую работу.












Учащиеся зачитывают слова. На слайде открываются слова, которые приблизительно могут записать ученики: весна, тепло, птицы, пение, крик, ветер, шум, лес, деревья, листья.







Учащиеся читают эпизод, самостоятельно отвечают на вопросы.



Синонимы: незаметные - маленькие; доброта - простота - доверие;

Антонимы:

маленький – огромный Слова, употреблённые в переносном значении: крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой.





Предполагаемый ответ: « Прямое значение - это значение слова, которое соотносится с явлениями действительности.
  Переносное значение - это значение слова, которое возникло в результате переноса на основании сходства.




Ослиное упрямство – ослиное копыто, стальные мускулы –стальные трубы, волчий аппетит – волчьи лапы , свинцовый взгляд –свинцовые пули , острое слово –острый меч, , бодрый шаг – бодрый человек, тихий месяц – тихий голос , золотая пора –золотое кольцо 





Предполагаемый ответ:

«Эпитеты, метафоры. олицетворения.

В художественных произведениях»










Метафоры«пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь».

Эпитеты «небесная», «беззаботных», «звонкий».

Олицетворения«бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».












омонимы

-это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и значения их тоже различны.







В четверостишии встречаются две пары омоформов: глагол — «стаю» (на ногах) и существительное — «стаю» (птиц). Вторая пара омоформов: наречие — голубей (более голубой) и существительное — голубей (птиц)



В четверостишии встречаются омоформы: глагол — «стали» (сражаться) и существительное — «из стали» (сплав железа с углеродом). Также в четверостишии встречаются омонимы: «шашки» (казачьи) и «шашки» (игра)

























Запись учащимися задания в дневники.












УУД познавательные (самостоятельное

извлечение информации, представленной в разных формах, изложение содержания прочитанного текста, осуществление анализа и синтеза, построение рассуждения).



































УУД коммуникативные:

(признание разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения и позиции, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывание и осознание своей точки зрения





УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).



















УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).









Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

























Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), личностные (саморегуляция)

Принцип деятельности

Личностные УУД (саморегуляция), познавательные самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера),



Выполнение теста (индивидуально выдать распечатанные листки)

Тест по теме «Лексика»

  1. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?

  1. Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд

  2. Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок

  3. Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение

  4. Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1.  Подарок, подношение, презент, гостинец

  2.  Поэт, стихотворец, певец, лауреат

  3.  Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться

  4.  Объединение, союз, ассоциация, альянс

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1. Узы, оковы, путы

  2. Воображение, фантазия, вымысел

  3. Старание, одолжение, услуга

  4. Холм, пригорок, возвышенность

  1. Какая пара слов не является антонимами?

  1. Редколесье, чащоба

  2. Жизнерадостный, печальный

  3. Лицемерный, двуличный

  4. Закономерный, случайный

  1. Какая пара слов не является антонимами?

    1. Лучезарный, мрачный

    2. Милосердие, безжалостность

    3. Немногословный, словоохотливый

    4. Жизнерадостный, оптимистичный


Задание в формате ЕГЭ

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), личностные (саморегуляция)

Принцип деятельности

Личностные УУД (саморегуляция), познавательные самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера),

9.Организованный конец урока

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились