Тема | Проблема поиска счастья….(по рассказу В.Токаревой «День без вранья»). |
Цель | Раскрыть одну из основных проблем рассказа. |
Задачи | Актуализация ранее полученных знаний. Формирование аналитических способностей и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами. Отработка навыков устной монологической речи учащихся, создание синквейна. |
Формируемые УУД | Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать ответы в виде синквейна. |
Основные понятия | Проблема, конфликт, характер литературного героя |
Ресурсы: | Литература. 9класс. Учебник в 2-х частях. Меркин Г.С., Меркин Б.Г., М..2011, - текст- рассказ, - словари: http://slovari.yandex.ru/, - тестовые задания. |
Организация пространства | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | | | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. Вопросы для обсуждения: - Что такое рассказ? - Что особенного в рассказе В.Токаревой «День без вранья»? - Что такое проблема? | Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения. | Работа со словарями: http://slovari.yandex.ru/ | Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Постановка проблемы: - Какие проблемы мы можем выделить в рассказе В.Токаревой «День без вранья»? - Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла? Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока. | Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока. (Проблема поиска счастья). | Обучающимся предложены высказывания: В рассказе нет ничего особенного, отсутствие художественных уроков, «непритязательная проза», простой синтаксис, но много предложений и периодов, построенных на противопоставлении. -Что (кто), чему (кому) противопоставлено? Вопросы: - Как герой видит мир и как к нему относится? Обоснуйте свою точку зрения. | Владение навыками аргументированного устного высказывания, работы с текстом. | Способность ставить новые учебные цели и задачи |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с понятием заурядность, простой функциональный язык, бытовая речь горожан. «Правда, характеров, эта обычность в необычном поражают, пожалуй, больше всего» (Л.Жуховицкий). | Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп: 1 группа работает со словарями и даёт заключение: что такое обычный человек, заурядный ум? 2 группа – проанализируйте все высказывания героя, что мы узнаем о нём? 3 группа – проанализируйте все высказывания героя лжи. Что же является истоком лжи? 4 группа – проанализируйте героя. Когда в герое пробудилось самосознание? | 1 группа Составление кластера на тему «Обычный человек, заурядный ум», определение, какие ключевые понятия и аспекты входят в эти понятия. 2 группа Представление высказываний Валентина о себе. 3 группа Представления героя о лжи, её истоках. 4 группа Пробуждение в герое самосознания после увиденного сна. | Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. Работа с текстом рассказа, составление кластера из цитат героев; Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей; | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. | Определение основной и второстепенной информации; выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; выдвижение гипотез и их доказательство |
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности Цель. Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности | Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования, определить главную проблему рассказа («Поиски счастья») | Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п. | | Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VI. Работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверка степени усвоения учебного материала | Учитель предлагает обучающимся проверить свои знания текста, пройдя тест. | Отвечают на вопросы теста, | Выполнение теста с последующей самопроверкой | Поиск и выделение необходимой информации | Формирование навыков самооценки |
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Учитель предлагает обучающимся написать ответ в виде синквейна на тему: «Что открыл вам рассказ В. Токаревой «День без вранья»? | Оформляют письменное высказывание в виде синквейна с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного. | Самостоятельная творческая работа | Создание синквейна и его представление | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия ученическая и учительская. | Оценивают свою работу на уроке | Заполнение рефлексивной карты Сегодня на уроке я: Что получилось и что не получилось? Достигли ли цели, поставленной в начале урока? Если нет, что необходимо сделать для ее достижения? Какие новые вопросы возникли в конце урока? | | Формирование навыков рефлексии |
IX. Д/з. | Задание 1 уровня: Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Вали и Нины. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради. Задание 2 уровня: Сочинение –рассуждение на тему «Что такое счастье?». | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | Записать домашнее задание на следующий урок | | |
Комиссарова И.В.