СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урок - исследование (внеклассное чтение)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет сформировать у обучающих навыки работы в группах, находить проблематику произведения, отстаивать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урок - исследование (внеклассное чтение)»

Предмет: литература

Класс: 9

Тип урока: внеклассное чтение, урок-исследование

УМК: программа курса «Литература» 5-9 класс. Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А. Зинин ( ФГОС Инновационная школа). Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. Меркин Г.С., Меркин Б.Г., М..2011.

Технологическая карта


Тема

Проблема поиска счастья….(по рассказу В.Токаревой «День без вранья»).

Цель

Раскрыть одну из основных проблем рассказа.

Задачи

Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование аналитических способностей и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

Отработка навыков устной монологической речи учащихся, создание синквейна.

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать ответы в виде синквейна.

Основные понятия

Проблема, конфликт, характер литературного героя

Ресурсы:

Литература. 9класс. Учебник в 2-х частях. Меркин Г.С., Меркин Б.Г., М..2011,

- текст- рассказ,

- словари: http://slovari.yandex.ru/,

- тестовые задания.


Организация пространства


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.






II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

- Что такое рассказ?

- Что особенного в рассказе В.Токаревой «День без вранья»?

- Что такое проблема?

Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения.

Работа со словарями:

http://slovari.yandex.ru/




Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы:

- Какие проблемы мы можем выделить в рассказе В.Токаревой «День без вранья»?

- Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла?

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.

Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока. (Проблема поиска счастья).

Обучающимся предложены высказывания:

В рассказе нет ничего особенного, отсутствие художественных уроков, «непритязательная проза», простой синтаксис, но много предложений и периодов, построенных на противопоставлении.

-Что (кто), чему (кому) противопоставлено?

Вопросы:

- Как герой видит мир и как к нему относится?

Обоснуйте свою точку зрения.


Владение навыками аргументированного устного высказывания, работы с текстом.

Способность ставить новые учебные цели и задачи


IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятием заурядность, простой функциональный язык, бытовая речь горожан. «Правда, характеров, эта обычность в необычном поражают, пожалуй, больше всего» (Л.Жуховицкий).

Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1 группа работает со словарями и даёт заключение: что такое обычный человек, заурядный ум?

2 группа – проанализируйте все высказывания героя, что мы узнаем о нём?

3 группа – проанализируйте все высказывания героя лжи. Что же является истоком лжи?

4 группа – проанализируйте героя. Когда в герое пробудилось самосознание?

1 группа

Составление кластера на тему «Обычный человек, заурядный ум», определение, какие ключевые понятия и аспекты входят в эти понятия.

2 группа

Представление высказываний Валентина о себе.

3 группа

Представления героя о лжи, её истоках.

4 группа

Пробуждение в герое самосознания после увиденного сна.

Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с текстом рассказа, составление кластера из цитат героев;

Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;


Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.

Определение основной и второстепенной информации;

выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

выдвижение гипотез и их доказательство










V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности

Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования, определить главную проблему рассказа («Поиски счастья»)

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п.


Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;

Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI. Работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверка степени усвоения учебного материала


Учитель предлагает обучающимся проверить свои знания текста, пройдя тест.

Отвечают на вопросы теста,

Выполнение теста с последующей самопроверкой

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков самооценки

VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся написать ответ в виде синквейна на тему: «Что открыл вам рассказ В. Токаревой «День без вранья»?


Оформляют письменное высказывание в виде синквейна с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного.

Самостоятельная творческая работа

Создание синквейна и его представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Рефлексия ученическая и учительская.



Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты

Сегодня на уроке я:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?


Формирование навыков рефлексии

IX. Д/з.

Задание 1 уровня:

Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Вали и Нины. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.

Задание 2 уровня:

Сочинение –рассуждение на тему «Что такое счастье?».

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок



















ПРОЕКТ

Технологическая карта к уроку: «Проблема поиска счастья»

( по рассказу В.Токаревой «День без вранья»)



Выполнила:

учитель МБОУ Заброденская СОШ



Комиссарова И.В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!