I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Показывает данный этап на картинке. | Одна хорошая минута Сделала одно хорошее дело, Десять хороших минут Сделали десять хороших дел. А сколько хороших дел Можно сделать за целый урок? У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Пусть этот урок принесет нам радость общения. Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел. Слайд 1.Прочитайте девиз: - В мире многоинтересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так, друзья, вперед за дело! -Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - Кто из любимых героев тоже любит все постигать сам? (смайлик) - Какой вопрос интересовал Смайлика, когда он пришел в школу? (Что значит учиться? Это делать всё самому.) -Назовите 2 шага учебной деятельности.(1 шаг - понять, что я не знаю, 2 шаг – сам найду способ) -Пожмите друг другу руку и пожелайте удачи. Я тоже вам желаю удачи в открытии нового знания. | . | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений переносить слова; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание на индивидуальных карточках. Проговаривают, что повторили. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание на индивидуальных карточках. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). . | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует актуализацию умений делить слова на слоги и для переноса. Организует обобщение актуализированных знаний. . Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия Организует выполнение учащимися пробного учебного действия Организует фиксирование индивидуального затруднения. | - С чего должны начать урок? (С повторения необходимых знаний) -Что мы делали вчера на уроке? (Узнали 2 правила переноса) -Назовите эти правила? СЛАЙД 2 -Какие умения для этого необходимы? (умение определять количество гласных в слове, умение делить слово на слоги) - Посмотрите на экран. Слайд 3. -Что вы видите? (гласные буквы) Что вы знаете о гласных звуках? -Какое задание можно выполнить с гласными буквами? (красиво записать, разделить на 2 группы) -Я предлагаю красиво написать гласные буквы цепочкой. -Выполняем. Прочитайте слова: сорока, ворона, воробей. Слайд 4. -Как сказать, одним словом? -Что это за слова? - А что мы делаем со словарными словами? (запоминаем, как они пишутся) - Запишите эти слова в тетрадь, деля их на слоги. -Задание будем выполнять в парах. - Вспомните правила работы в парах. Не забудьте, что любое задание надо выполнять с желанием и радостью. -Самопроверка. -Кто прочитает 1 слово? 2? 3? - У кого правильно поставьте на полях +, а если есть ошибки, то ? -Встаньте у кого +, у кого ? - Что посоветуем тому, кто ошибся? Послушайте стихотворение А. Шибаева Как я перенёс слова. Мы изучаем перенос, Вот как я слово перенёс «Едва» Я перенёс: «Е –Два» Так получил за это «два». «Укол»- Я перенёс «У-кол» И получил за это «кол». «Опять» Я перенёс: «О-пять» Теперь, наверно, будет «пять». А вы как думаете, ребята? Почему? (Нет, «пять» он не получить, т.к. не знает правила переноса.) - Какими правилами надо было воспользоваться мальчику? - Давайте покажем, как мы умеем переносить слова. Возьмите карточку №1. Прочитайте слова на карточке. Разделите слова для переноса: бабушка, глаза, рука, задача, языки. - Проверим работу (взаимопроверка по образцу). Слайд 5. - Поменяйтесь тетрадями для проверки с партнёрами по плечу. - Рядом с правильным ответом поставьте (+), с неправильным (-). -Верните тетрадь своему партнёру. - Поднимите руку у кого всё правильно, у кого 1 ошибка,2 ошибки… Поставьте на полях (+), если всё выполнено верно. Поставьте на листочках (?), если были ошибки. - Что посоветуем тем, у кого были ошибки? (Ещё потренироваться) -Что вы повторили? (Повторили гласные, повторили деление на слоги, повторили, как переносить слова) -Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам узнать новое) - Какое теперь задание вас ждет? (Задание, в котором будет что-то новое) - Для чего? ( Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем) -Возьмите карточку №2.Разделите еще слова для переноса: касса, пальто, подъём, майка, жук. -Проверяем. -Какое задание вы выполняли? - Каким правилом вы воспользовались? (переносить слова надо по слогам) Задание было одно, а ответы получились разные. | Уметь определять количество гласных в слове, уметь делить слово на слоги) | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | В чем затруднение? (эти слова не подчиняются правилам, которые мы узнали на прошлом уроке, а другое правило, мы не знаем) -Зафиксируйте причину затруднения. (Не знаем, как переносить данные слова) -Какова цель вашей дальнейшей работы? (Узнать новые правила переноса слов) | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, называют тему и ставят цель урока. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. . | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует составление совместного плана действий. | -Какова цель вашей дальнейшей работы? (Узнать новые правила переноса слов) - Как будете действовать? (Вспомнить то, что повторили, рассмотреть модели слов, найти общее в этих словах, сделаем вывод) -Учитель открывает план. Слайд 6 - Итак, у вас есть план. Вспомните правила работы в группах. Слайд 7 - Действуйте смелее. Я желаю вам удачи. | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя организуются в группы (5) Пользуясь моделью, формулируют правило переноса. Выполняют задания в группах. Выбирают ответственного, который представляет результаты работы на доске. Сравнивают результаты работы по таблице. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя составляют алгоритм. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует работу в группах Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Помогает организовать сравнивание результатов работы с выводами в учебнике Организует составление алгоритма. | (Учащиеся работают в группах; далее свои результаты представляют на доске.) -Представители групп прикрепите результаты работы на доску. -Объясните свой вариант переноса слов. Проверка 1гр.(Майка, мой, район, змейка) В нашей группе слов общий признак - все слова с «Й». При переносе «Й» не отделяют от впереди стоящей буквы и оставляют на строке. «Ловушка» - это слово «мой», 1 слог, поэтому это слово переносить нельзя. (Остальные группы аналогично рассуждают) - Сколько правил получилось (пять). -А теперь давайте попробуем рассказать все правила переноса слов. Слайды 9, 10, 11, 12, 13 - Где можем проверить, что вы правильно сформулировали правила? - Какую цель вы ставили? - Достигли вы цели? -Устраним затруднение. Вернемся к словам, и посмотрим, какой из предложенных вами вариантов был правильным? - Составим алгоритм, как будем действовать, если надо перенести слово: Слайд 14 Алгоритм. а) читаем слово; б) делим на слоги; в) вспоминаем, какое правило подходит; г) записываем. | | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Умение работать в группах. (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание на индивидуальных карточках С помощью учителя проговаривают название следующего этапа Выполняют задания в тетради на печатной основе с комментированием. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить правила переноса) - Предлагаю поиграть, потренироваться в переносе слов, используя правила. Разобьёмся на команды по цветам. Составим слова. В каждой команде есть участник, которого написан знак переноса. Где он может найти себе место?(4 слова: зайка, сыр, деньки, сумма) Записывают в тетрадь. | Уметь делить слова для переноса, пользуясь правилами. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. ) | Вы поработали коллективно. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы умеем переносить слова) Самостоятельная работа. Слайд 15 Проверьте свою работу по эталону. Слайд 16 -Поставьте «+», если нет ошибок, Поставьте «?», если есть ошибки. -У кого есть ошибки? -В чем они? Молодцы, что нашли свои ошибки и определили причину. -Какой вывод вы сделаете? (Нужно потренироваться) -У кого нет ошибок? Какой вывод вы сделаете? (Мы умеем переносить слова) -Где вам может пригодиться перенос слов? (При записи предложений) (учебник с. 130, 7 предложение) Списать в тетрадь. Кто воспользовался переносом? - Как перенесли слова? - Каким правилом воспользовались? | Уметь делить слова для переноса, пользуясь правилами. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что запомнили, знают, смогут | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | -Какую цель ставили вначале урока? (Узнать новые правила переноса слов) - Цели достигли? Докажите. -Оцените свою работу на уроке. Слайд 16. Слайд 17.. Расскажите по схеме: чему научились на уроке. Я благодарю вас за сотрудничество на уроке. Меня порадовали … , они активно участвовали в открытии новых знаний, без ошибок выполнили самостоятельную работу. | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |