Целевой блок |
Тема | Подготовка к ЕГЭ. Урок – практикум «Пишем обществоведческое эссе» |
Цель | научиться отбирать материал для написания эссе, определять проблему цитаты, позицию автора и свою, аргументировать свою позицию Формируемые УУД: Личностные: -создавать внутреннюю мотивацию к учению; Регулятивные: -учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать Познавательные:-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей, -формировать умение составлять план текста-рассуждения Коммуникативные: -формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение |
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся смогут понять особенности структуры написания эссе, приобретут навык практического выполнения задания № 29 КИМа ЕГЭ; смогут закрепить основные понятия и навык объяснения их с опорой на аргументы; Личностные: будет сформирована способность давать моральную оценку действиям исторических и литературных персонажей; Метапредметные: Регулятивные: научатся формулировать и отстаивать собственное мнение Познавательные: закрепят навыки поиска и извлечения нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа коммуникативные: закрепят навык подкрепления изученных положений конкретными примерами |
Инструментальный блок |
Задачи урока | - в теоретической части: рассмотреть понятие, структуру эссе - в практической части: научиться формулировать проблему, подбирать термины и понятия, строить предложения, писать текст эссе. |
Тип урока | урок с использованием деятельного метода обучения |
Учебно - методический комплекс | Обществознание. 11 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2016. |
Организационно - деятельностный блок |
Формы работы на уроке | Беседа, индивидуальная работа с понятийным аппаратом, индивидуальные и групповые задания; критический анализ текста; деловая игра «Испорченный документ» /рабочий лист/ |
Основные термины и понятия | Человек, индивид, индивидуальность, личность, совесть, справедливость, закон, ответственность |
Метапредметные связи | история, русский язык, литература, право |
Домашнее задание | Написать эссе по теме: «Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось жить на земле, как люди» Б. Шоу |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные действия |
Организационный момент: 1 мин | Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим практический курс по написанию обществоведческого эссе. Сегодня вы разделены на 3 примерно равные команды. На столах у вас также лежат конверты – пока их не вскрываем, и я вас попрошу подготовить маркеры или цветные ручки. По итогам работы вы должны будете представить одно общее эссе и одно собственное. Но прежде чем перейти к непосредственной работе, давайте вспомним: основные требования, предъявляемые к эссе. | Подготовка учащихся к работе на уроке. Проверка необходимых принадлежностей к уроку: дополнительный материал /конверт/, рабочий лист, учебник, ручка/маркер, клей, рабочая тетрадь Памятка – критерии и оценивание эссе Начинают готовиться к ответам устно, выполнению заданий на повторение и у доски Приложение № 1/задание № 1/ | - контроль готовности к уроку; - закрепление в памяти понимания особенностей структуры эссе; - определение индивидуальных целей и задач; Формирование навыков самоконтроля, познавательной деятельности |
Проверка ранее изученного материала: 5 мин | 1. Работа у доски – 1 человек, сдающий ЕГЭ /задание на структуру эссе/ 2. Вопросы для беседы: - Что такое обществоведческое эссе? - Какие основные элементы оно должно содержать обязательно? - Как оценивается эссе на экзамене? - Как правильно выбрать тему для написания эссе? - Прежде чем писать эссе, необходимо… - Чего не должно быть в эссе? - Каков объем работы? | видеофрагмент № 1: Как писать эссе? /4 мин/ Щадящий опрос: Устный ответ Устный ответ Устный ответ с опорой на памятку Устный сравнительный анализ, на основе пройденного материала | Структурирование и систематизация знаний Развитие навыков индивидуальной работы. Самоконтроль и коррекция Умение строить высказывание, анализировать ситуацию Простейший анализ и построение выводов по заданной теме |
Актуализация знаний (2 мин): | Вскройте конверт. Что вы видите? Всё верно - файлы, в которых сформированы: 1.Темы и возможные проблемы 2. Термины и понятия, раскрывающие смысл высказывания 3. Иллюстрирующие примеры из области литературы и истории 4. Возможные выводы 5. Лист оформления/рабочий лист группы | Определяют основные темы для будущего эссе. Определяют с какими видами материалов им придется работать Знакомятся с заданиями, выполняемыми по ходу урока | Составление плана работы на уроке Осуществлять работу с различными видами источников знаний Осуществлять подбор необходимых терминов и аргументов Работа с текстом литературных произведений /выдержки/ М. Булгаков «Собачье сердце» Ф. Достоевский «Преступление и наказание» Работа с историческими примерами по темам эссе Проведение простейшего анализа и построение выводов |
Постановка учебных задач и целей. (1 мин.) | По ходу урока, самостоятельно составить эссе по одной из выбранных вами тем и оформить индивидуальный рабочий лист | Работа на внимание, работа понимание текста, поиск проблемы, создание эссе по заданной теме. | Формирование навыков самостоятельной работы |
Практическая работа: 20 мин I этап: Деловая игра «Испорченный документ» /5-7 мин/
II этап: Эссе практикум /13-15 мин/ | Темы эссе: «Социальная психология»: 1.«Свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное». С. Рубинштейн 1.«Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее». Ф. Достоевский 2.«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» Б. Ананьев 3.«Надо смотреть ни где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь» Апулей 4.«Наряду с законами государствен-ными есть еще законы совести, восполняющие упущения в законодательстве» Г. Филдинг | Работа с фрагментарными историческими источниками /документ № 1 / Работа с литературными источниками /документы № 2 / Работа с индивидуальным листом/ решение проблемных задач/ Работа с дополнительным материалом Проблемное задание № 1. Работа с историческими источниками /документ № 1 / Работа с литературными источниками /документы № 2 / Работа с индивидуальным листом/ решение проблемных задач/ Работа с дополнительным материалом | Формирование навыков совместной и индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач. Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала. Формирование навыков индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач. Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала. |
Контроль и самоконтроль: 10 мин | Представление результата коллективной работы: эссе | Зачитывают подготовленное эссе Замечания и вопросы других команд и учителя | Закрепление навыков дискуссии, публичного выступления |
Рефлексия:2 мин | 1. Что сегодня было самым сложным на уроке? 2. Я окончательно решил, что на экзамене писать эссе… буду/не буду… | Формулируют простые аналитические выводы по теме. | Контроль и самоконтроль знаний и психологической атмосферы урока |
Домашнее задание:2 мин | Учитель дает разъяснения по форме выполнения домашнего задания и определения его вида учащимся | Самостоятельно написать эссе по теме: «Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось жить на земле, как люди» Б. Шоу | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |