1.Этап мотивации к учебной деятельности | Сегодня мы продолжим разговор об изменениях в природе ранней весной. Прослушайте начало предложения и закончите его, подбирая необходимые слова (предложения могут быть, как о живой, так и неживой природе). Первый месяц весны…… Народное название месяца….. День становится….. Снег начинает…. В берлоге ….. На пригорках и около деревьев… В лесу слышны голоса ….. -Назовите отличительные признаки птиц | Каждый самостоятельно формулирует связное высказывание, повторяя начало предложения и дополняя его. Вспоминают, перечисляют признаки, из которых, останавливаются на существенных: наличие перьев, 2 ноги,2 крыла, клюв. | Сравнение 2-3-х высказываний по точности, выразительности |
2.Актуализация знаний и подведение к теме урока | Поиграем в игру «Угадай-ка» На столе «лицом вниз» лежат рисунки птиц. Вам надо описать птицу не называя её. Ваш помощник – Памятка (на слайде). А мы будем угадывать (ворона, синица, стриж, воробей, ласточка, аист). Я первая загадываю. -Подумайте и скажите на какие группы можно разделить этих птиц, обсудите с соседом. Я приготовила вам еще одно задание: - прослушайте голоса птиц и попробуйте угадать, что это за птица (кукушка, дятел) | Выходят по одному берут карточку и составляют связный рассказ описание о птице по Памятке 1.Описание размера птицы 2.Цвет и длина перьев 3.Размер клюва 4.Чем питается В парах выбирают основание для группировки: перелетных и зимующих; насекомоядных и всеядных Узнают птицу по голосу, называют. | Установление соответствия структуры текста плану. Самооценка на основе сопоставления вариантов ответов |
4.Решение задач урока: а) объяснение поговорки б) наблюдение за грачом в видеосюжете Физпауза в) работа со стихотворением г) решение вопроса о времени прилёта журавлей и описание гнезда птиц д) работа с рисунками в рабочей тетради Подведение итогов по решению первой задачи. е) правила поведения в природе 5. Итог урока | 1.- А где мы можем узнать о жизни птиц весной? - Откройте учебник на стр. 57 -Найдите значок «Совушка - умная головушка» Прочитайте про себя, подумайте и сформулируйте ответ. Объясни, почему в народе говорят: "Увидел грача - весну встречай" -Открывают весну грачи.Они первыми прилетают с юга.В народе эти птицы всегда были символом весны.Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта.В народном календаре день 17 марта называется Герасим-грачевник.Есть немало поговорок связанным с этим днем. «Грач зиму расклевал» «Увидел грача – весну встречай». «Грач на горе – весна на дворе».Грачи прилетают, когда еще лежит снег. - А к какой группе можно отнести грача? Есть ли эта птица на стр. 57? -Вверху страницы есть условный знак «ЛУПА». Что он обозначает? -Увидеть грача и понаблюдать за ним я предлагаю вам в видеосюжете (с разговорами птиц) Опишите грача, пользуясь тем же планом. Почему эта птица прилетает первой? -Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. У грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых. -Подведем итог, что важного происходит в жизни птиц весной? (прилет перелетных птиц - первым прилетает грач) 2.стр.58 -А русский поэт Иван Никитин описал прилет другой птицы: Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. - Как вы понимаете слова «в ярком.. - О каком золоте говорит поэт? О каких птицах написал поэт? -В какое время весны прилетают журавли и почему? Поработайте в парах с заданием на стр.58 последнее задание. Прочитайте 2 высказывания а) и б). Обсудите и выберите 1, которое считаете правильным. - Да, каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. И первым делом принимаются за постройку новых и ремонт старых гнёзд. - Давайте рассмотрим рисунки на стр. 59 и продолжим работать в паре. -1 ряд работает с рисунком №1 - 2 ряд работает с рисунком №2 -3 ряд работает с рисунком №3. - А работать будем по алгоритму 1. Найти свой рисунок. 2. Прочитать о птице внизу страницы. 3. Рассмотреть внимательно рисунок и ответить на вопросы. 3. -Откройте Рабочую тетрадь стр. выполните задание Грачей нельзя отнести к лучшим «строителям». Они строят из сучьев и ветвей грубые гнёзда. А жаворонок своё гнездо строит на земле. Оно несложно: ямка, выстланная соломинами и травинками. Посмотришь на гнездо птицы и диву даёшься: без рук, а строит лучше иного человека. Что только не найдёшь в гнезде птицы: травинки, солома, стебли, листья, мох, а внутри, чтобы было тепло и уютно, птицы выстилают гнездо пухом, шерстью. Смазан весь строительный материал клейкой слюной. -Почему так важен для птиц весенний период? -Какую помощь человек оказывает птицам и почему? Как вести себя во время гнездования? Птиц нельзя беспокоить и тревожить на гнёздах: они могут покинуть свои гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Нужно защищать их от врагов. -Что нужно делать, если обнаружил гнездо птицы? - С 1928 года у нас ежегодно проводится «День птиц» - А теперь давайте вспомним, какие задачи вы перед собой ставили? | Высказывают свои мнения. Открывают учебник Дети читают поговорку и дают свои ответы: «Я считаю… Дети рассматривают рисунки и отвечают на вопросы. Наблюдают с целью выявления внешних признаков птицы и особенности её поведения ранней весной Описывают птицу по плану. Формулируют ответы на вопрос. Каждый самостоятельно формулирует связное высказывание - вывод. Осознают языковые средства выразительности, объясняют смысл выражения и переносное значение слова "золото" Работают в парах Самостоятельное чтение и выбор высказывания. Ответы на вопрос Отвечая на вопросы, формулируют аргументированное высказывание об особенностях постройки гнёзд различными птицами. 1.Где вьют гнезда эти птицы? Подумай и ответь, почему в этом месте. 2.Какой формы гнездо? (овальное, круглое, глубокое, неглубокое) 3. Из какого материала сделано? Дети дорисовывают гнёзда птиц. Объясняют роль периода строительства и ремонта гнезд в жизни птиц. Вспоминают жизненный опыт, называют скворечники, пытаются объяснить, почему человек хотел, чтобы эти птицы жили рядом с его домом (Скворцы большие друзья человека, так как, питаясь насекомыми, они уничтожают огромное количество вредителей лесов, полей, садов). Делают выводы. Вспоминают поставленные задачи и коротко формулируют выводы. | Корректировка ответов одноклассников (при необходимости). Самооценка на основе сопоставления вариантов ответов Взаимоконтроль Самооценка на основе сличения вариантов ответов и анализ выполненной работы по алгоритму Рефлексивный контроль |