1.Организационный момент | Мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. | - Добрый день, ребята, уважаемые гости! -Дети, повернитесь, поприветствуйте наших гостей. - Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока. - Тихо сядьте. | | Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Создание психологического настроя на учебную деятельность. Организация обратной связи. |
2.Актуализация знаний. | Фронтальный опрос. | - Узнать тему урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы. 1. Гордость - …….? (Стыд) 2. Здоровье - ……..? (Болезнь) 3. Ложь - …….?(Правда) 4. Трусость - …….? (Смелость) 5.Тьма - ……? (Свет) 6. Грязь - ……..? (Чистота) 7. Смерть - ………? (Жизнь) -Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ) - Сегодня на уроке мы поговорим о совести. | Учащиеся воспроизводят материал в соответствии с поставленными вопросами . Дети формулируют тему урока, определяют цель. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его). Постановка цели урока. Создаю у учащихся «ситуацию успеха». |
3. Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем. | | - Так что же такое добро? В чем оно проявляется? (дети отвечают) -Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен. - Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование слова добро. Прочитаем об этом на стр.36 вашего учебного пособия. - Послушайте притчу о доброй старушке и её молодой душе. Подумайте, какого человека можно назвать добрым? Притча о доброй старушке и ее молодой душе У одной доброй, мудрой старушки спросили: — Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет? — Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный | Ученики работают над текстом. Дети слушают притчу, делают выводы. | Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ; Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. | Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации). Операционный компонент учебной деятельности (ученики принимают и удерживают учебную задачу) Стимулирование познавательной активности. Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга. Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению. |
4.Этап построения выхода из сложившейся проблемы. | | - Давайте вспомним, какой плохой поступок совершила Нина Карнаухова из рассказа Аркадия Гайдара « Совесть»? (не приготовила уроки, прогуляла - школу, подшутила над малышом). - По православным понятиям она совершила грех. - Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть») - Как вы понимаете это предложение? (её мучает совесть). - Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (нет, она раскаялась в своём поступке). Человеку на его грех указывает не полицейский, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа. - Приставка «со» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.). -С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести? С Богом. Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Са, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала , поэтому совесть и называют гласом Божьим. - Какая самая главная книга у православных? - Давайте узнаем, что рассказывает Евангелие о Петре.(слайд) Проверка восприятия. - Какой грех он совершил? (ответы детей) - Что творилось с его душой после отречения от Христа? (мучился) - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на на мучения? (совесть) Когда человек предаёт тех, кто его любит или отрекается от них, душа не может радоваться. - Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». - Совесть может разговаривать с человеком. Как вы думаете, о чём? (Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так, она мучает нас.) - А как работает совесть и какие важные дела совершает узнаем, прочитав в учебном пособии на стр. 37. Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: - Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. - После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже.Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. . | Дети работают с учебником. | Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы. Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности. | |
| Групповая работа. Работа в паре. | -Объясни | Работа по группам: 1 группа -Есть такое выражение — «сожжённая совесть». По-гречески «сожжение совести» означало наложение клейма на тело преступника. То место, на котором выжигается клеймо, теряет чувствительность и делается как бы мёртвым, бесчувственным. Так и душа человеческая, отягчённая злом, мертвеет, теряет способность к добрым делам. 2 группа Портрет совестливого человека Составьте словесный собирательный образ совестливого человека. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо) Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.) Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то они вызывают у него… (глубокое раскаяние). Совесть побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости). Отвращает его от… (дурных поступков и действий). 3 группа Синквейн Совесть (существительное) Вечная, мудрая (прилагательное) Помогает, мучит, учит ( Глагол) Совесть – главный судья (Составить предложение) Работа в паре . - Найдите вариант как можно заменить предложение : Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести). | Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности. | Учитель предлагает детям выполнить самостоятельную работу с использованием новых знаний. Дифференциация по уровню трудности выполненного задания способствует развитию способностей учащихся, обеспечивает усвоение материала на необходимом уровне Управление первичным закреплением с элементами самоконтроля,самооценки. Включение нового знания в систему знаний. |
6.Рефлексия. | | - Наш урок мы закончим словами-пожеланиями: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно прожит у тебя. | | Создать условия для воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. | Организация рефлексии, самостоятельная постанова учащимся дальнейших целей обучения. |