СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Учитель: Еналдиева Р.А.
Урок биологии в 6 классе
Автор УМК: И.Н. Пономарева

Тема урока: Условия прорастание семян.

Тип урока: Урок- исследование.


Цель урока: раскрыть влияние разных факторов на прорастание семян

Задачи:

Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.


Ресурсы: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян;
таблица «Прорастание семян», «Строение семени».



Организационная структура урока


Этапы урока


Содержание учебного материала

Деятельность учителя




Деятельность учащихся

Формирование УУД

Актуализация

1. Видеофрагмент: «Прорастание семени»

2.Вступительное слово учителя:

-Ребята, посмотрите, как этот маленький проросток упорно и настойчиво тянется вверх, к свету. Я надеюсь, что и мы сегодня с вами также упорно и настойчиво будем тянуться к новым знаниям, как росточек к свету. Ведь не зря же существует поговорка «Ученье – свет, а не ученье - тьма». А идти сегодня к знаниям нам предстоит нелегкой дорогой исследования.

-Скажите, пожалуйста, ребята, что я держу в руках?

- Чем они отличаются?

- Почему одно семя проросло, а другое нет?

-Вот сегодня на уроке мы и попытаемся выяснить, как вы думайте, что?

-Я уже сказала, что урок у нас будет необычный, а урок – исследование.

Давайте вспомним этапы проведения исследования. (СЛАЙД 2).


Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.
– Какое строение имеет семя фасоли?
– Какое строение имеет зерновка пшеницы?
– Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
– Что такое семя?

Семя, наверное, самый маленький орган растения, но именно ради образования семени растения цветут и образуют плоды. Из маленького семени вырастают могучие дубы и яркие астры, вкусные арбузы и горькая полынь. Насколько разнообразны растения на Земле, настолько же многообразны и их семена. Однако общий план строения и функции, которые семена выполняют, у всех видов одинаковы.


Смотрят видеофрагмент



Думают и отвечают на вопросы






семя и проросток


нет необходимых условий

какие же условия необходимы для прорастания семян.


ответы уч-ся




выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод



ответы уч-ся





Орган размножения семенных растений


Познавательные

-давать определения изучаемых понятий: семя, зародыш, проросток, оптимальные условия;

-описывать влияние факторов на прорастание семян;

Личностные:

формирование эмоционального настроя на урок.

Регулятивные:

- постановка и формулирование проблемы;

- прогнозирование результата.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Мотивация

Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.

. Условия-это…




Прорастание –это…

(СЛАЙД 3).


Рассуждаем над каждым словом темы


это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; - это требования


это переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и образующегося из него проростка. Дать росток, заставить дать росток.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- умение структурировать знания;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Целеполагание

Прочитайте тему урока, какие вопросы у вас возникли после прочтения темы. Попробуйте сами сформулировать задачи, решая которые, вы и откроете тайну прорастания семян.



(СЛАЙД 4)


Учащиеся фиксируют учебные задачи в таблице

Регулятивные:

- контроль в форме сличения результата с эталоном;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные:

- структурирование знаний;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Создание проблемной ситуации

“Какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян?”.



(СЛАЙД 5)


выдвижение гипотез учащимися:

влияние запасных питательных веществ в семени;

влияние воды на прорастание семян;

влияние кислорода воздуха на прорастание семян;

влияние температуры на прорастание семян;

другие факторы, влияющие на прорастание семян.



Изучение нового материала

Каждый из вас задал свой вопрос сменам фасоли, поместили семена в разные условия. Как же ответили семена на вопросы условий?



(СЛАЙДЫ 6,7)




Заслушаем отчёт группы «Вода»


Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Зерновкам кукурузы воды требуется в два раза меньше их массы, а для засухоустойчивого злака, просо, – четвёртая часть от массы высеваемых зерновок.
Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое  состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они разжижаются и становятся доступными к использованию живым зародышем. Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.



(СЛАЙДЫ 8-11)












– Следующий вопрос семенам фасоли задаёт группа «Воздух»


Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.


(СЛАЙДЫ 12-16)





– Для продолжения разговора с семенами приглашаю группу «Температура»


Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С  и выше.


(СЛАЙДЫ 17-20)




– Закончит разговор с семенами группа «Свет»



(СЛАЙДЫ 21-23)





Физминутка

Учащиеся работают в группах. Каждая группа заранее получила задание и с помощью опытов – экспериментов, получив определённый результат, делает вывод о роли определённого фактора окружающей среды в прорастании семян. Использовав источник дополнительной информации, учащиеся каждой группы объясняют с научной точки зрения значение определённого фактора в прорастании семян



Наша группа «Вода» в разговоре с растениями задала вопрос семенам: Нужна вам для прорастания вода?
Чтобы получить ответ мы взяли два стакана. На дно стаканов положили 10 семян фасоли. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй на дно налили немного воды. Через три дня в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.

Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян.

Ученик: Как поступает вода в семя?
Мы взяли 16 семян фасоли. У четырёх замазали пластилином микропиле, у четырёх рубчик, у четырёх всю кожуру, оставив открытыми рубчик и микропиле, а четыре не трогали и налили немного воды. Через четыре дня получили ответ на вопрос. Семена у которых замазали микропиле не набухли. Семена с замазанными рубчиками проросли. Семена, у которых замазали кожуру, но оставили открытыми рубчик и микропиле – проросли. Семена оставленные без изменения тоже проросли.

Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.

группа «Воздух» задала вопрос семенам: Нужен семенам кислород для прорастания?
Чтобы получить ответ в два стакана поместили 10 семян фасоли. Первый стакан до краёв наполнили кипячённой охлаждённой водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в тёплое место. Через три дня в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане, наполненном водой, семена набухли, но не проросли. Здесь вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания.

Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка.

Наша группа определяла, влияют ли температурные условия на прорастание семян.
Для этого взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник. Когда семена, помещённые в тёплое место, проросли, сравнили их с семенами, выставленными на холод. Мы увидели, что на холоде семена не проросли.

Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло.

В разговоре с семенами фасоли, задали вопрос : Нужен для прорастания семян свет?
Чтобы получить ответ на вопрос мы взяли два стакана, и в каждый поместили 10 семян фасоли. Затем один стакан поместили в темноту ( в шкаф), другой – оставили на свету. Через четыре дня получили ответ. Семена которые содержались в темноте, развивались лучше и проросло их больше, чем на свету.
Вывод:  Для прорастания семян свет не нужен.

Регулятивные:

- планирование путей достижения целей;

- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

- умение самостоятельно контролировать свое время;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- умение структурировать знания;

- знаково-символические (моделирование в пространственно-графическую модель).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- управление поведением партнера

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Первичное закрепление

Какие условия необходимы для прорастания семян?

(СЛАЙД 24)

Это факторы неживой природы .т.е. абиотические факторы.

Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло.


Изучение нового материала

Достаточно ли этих факторов для прорастания? 

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семя

(слайд 25,26,27).




















Всхожесть семян, глубина заделки семян


Иногда бывает так, что из числа посеянных семян прорастают не все, хотя в почве имеется достаточно влаги, воздуха и тепла. Почему так происходит. Происходит это потому, что в большинстве невсхожих семян зародыш частенько всего бывает мёртвым.

Всхожесть семена могут потерять, например, тогда, когда их собрали слишком рано и они не успели дозреть, либо семена долго пролежали в зернохранилище и зародыши в них погибли. Причин может быть множество

Поэтому чтобы такого не допускать, надо знать сроки, при которых семена могут сохранять всхожесть.

Семена различных растений сохраняют всхожесть в течение разных сроков. Например, семена зерновых растений, таких как пшеница, могут сохранять всхожесть в течение 10 – 12 лет, а бывает даже и больше. А вот семена овощных растений могут сохранять всхожесть в течение 3 – 4 лет. Поэтому перед посевом необходимо определить всхожесть семян. Как это сделать?

Всхожесть, т.е. способность семян к прорастанию в соответствующих условиях определяется процентами семян, из которых развились нормальные проростки. Демонстрация опытов по определению всхожести семян.

(слайд 28,29)




Можно посеять семена  своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину.
– На какую глубину надо заделывать семена в почву?



(СЛАЙДЫ 30,31)


Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.

В первую чашку Петри поместили семена фасоли полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.









Для определения всхожести семян  мы отсчитали 100 семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитал число проросших семян. Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть. Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.

1-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94
2-я проба – посеяно 100 шт., проросло 95
3-я проба – посеяно 100 шт., проросло 93
4-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94

Средний процент всхожести: 94 + 95 + 93+ 94/ 4 = 94%



Глубина заделки семян зависит от их размеров семян. Чем семена крупнее, тем глубже их заделывают в почву. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.
Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2-4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов – на глубину 4-5см. если крупные семена посеять менее глубоко, им может не хватить влаги.
Глубина заделки семян зависит также от качества почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко посеянные семена могут не получить достаточно влаги и подсохнуть. Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на  небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка кислорода. К тому же через плотную глинистую почву проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Регулятивные:

- планирование путей достижения целей;

- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

- умение самостоятельно контролировать свое время;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- умение структурировать знания;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Что наблюдается при прорастании семян?

– Что такое прорастание?
Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.


(СЛАЙДЫ 32-35)

Слушают рассказ учителя, записывают схему в тетрадь.


Рефлексия

Давайте вспомним что мы хотели узнать и что узнали. Выполнили ли мы задачу?

Беседа по вопросам:

Какие опыты, проведенные группами экспертов, больше запомнились, произвели впечатление?

Какие эксперименты вам захотелось повторить?

Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке.

Что на уроке было интересным?

А что на уроке было важным?

Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?


– Ведя разговор с семенами, что узнали нового  и важного для себя?
– Чему научились?

Я считаю работу на уроке успешной и результативной. Эти результаты будут учтены при выставлении оценок. А сегодня урок окончен спасибо за работу.


Если останется время.


Творческие задачи по группам

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"?


3. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит".


4. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают?

Подводят итоги урока.








































Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий.



Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.


Регулятивные:

- контроль в форме сличения результата с эталоном;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

Познавательные:

- структурирование знаний;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее

задание

§6


(СЛАЙД 36)

Записывают .









Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Дата: 12.10.2017

Класс, учитель: 6 «А» класс, Еналдиева Р.А.

Количество учащихся в классе: 33

Присутствовали на уроке: 33

Автор УМК И.Н. Пономарева

Тема урока Условия прорастание семян.

Тип урока:урок- исследование.

Дидактическая задача урока:

раскрыть влияние разных факторов на прорастание семян

  • формирование навыков работы с различными источниками информации, самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать ее;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, паре, выступать с устным сообщением;

  • обозначать свое понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме, выступать устно о результатах своего исследования, организовывать самооценку своей учебной деятельности, рефлексию.

Цели: Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.



Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

Урок соответствует дидактической задаче урока. Дидактическая задача урока решена успешно.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника

Методы обучения

Методы обучения (самостоятельная работа с текстом, привлечение полученных ранее знаний, составление отчета о проделанной работе, создание мини проектов закрепление изученного на уроке и др.) соответствуют решению триединой образовательной цели.

Формы обучения

Используется различные формы работы на уроке (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) для решения основной дидактической задачи урока. Предложенные задания соответствуют решению задач урока.

Результативность урока

Достигнута цель и решение основной дидактической задачи урока. Ученики учатся думать, находить нужную информацию, логически думать, выстраивать цепочку свих рассуждений, делать выводы.

Практическая направленность урока

На уроке применялись эксперименты и опыты, которые развивают интерес учащихся к биологии и формируют функциональную грамотность человека для решения практических задач. Практическая направленность урока подчеркивает умения применять знания в реальной жизни.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока высок.

Характер самостоятельной учебной деятельности творческий, самостоятельно обобщают факты, делают выводы.

На уроке присутствовал момент взаимопомощи.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

На уроке присутствуют УУД: личностные (воспитание чувства ответственности, заинтересованное отношение к учебе, бережное отношение к природе), познавательные (Устанавливать зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян), коммуникативные (сравнение, работа с источниками по группам, дополнение ответов одноклассников), регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

На протяжении всего урока учитель использовал ИКТ. Уровень владения ИКТ учителем и учащимися на высоком уровне.

Структура урока

Структура урока соответствует основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдаются нормы педагогической этики

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Проблемная технология

Цель применения: Способствовать развитию проблемного мышления учащихся Компетенции, формируемые у обучающихся: Коммуникативные

Умения и навыки, формируемые у обучающихся: Учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний

Результативность использования: обучающиеся умеют задавать и поставить вопрос; умеют выявлять проблему, отсекать второстепенное, увидеть главное.


Применение здоровьесберегающих технологий

Цель применения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни Компетенции, формируемые у обучающихся: коммуникативная, личностного самосовершенствования.