II. Речевая разминка. Дыхательная гимнастика: - Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку: Выгнул спинку он дугой, Замяукал. Кто такой? Потянулся сладко, Вот и вся загадка. (Кот.) - Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка». Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая. Работа со скороговоркой: - Внимание, вторая загадка: В воде она живёт, Нет клюва, а клюёт. (Рыба). - В реках много живет разных интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (Читает скороговорку один ученик). 1) Читаем хором скороговорку медленно и тихо. 2) Медленно и громко. 3) Быстро и громко. Щука проглотила щётку, Щётка ей щекочет глотку. Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо. 3. Чтение и разбор пословиц: (Слайд 3) - Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка: Лицемерием известна, Славится на все леса, Вам, конечно, всем известно, Что хитрее всех… (Лиса) А) Чтение пословиц о лисе на слайде презентации, выяснение слова льстица, лесть по словарю С. И. Ожегова (подготовленный уч-ся), выяснение смысла пословиц. 1. Старую лисицу хитростям не учат. 2. Лисица всегда сытнее волка живет. 3. Лисица-старая льстица. Б) чтение слов по карточкам на доске, угадывание названия изученных ранее басен (книги с этими баснями выставляются на выставку, среди них выставляется лишняя незнакомая книга –басня «Ворона и Лисица») Мартышка, Стрекоза, Рак, Муравей, Очки, Зеркало, Лебедь, Обезьяна, Щука. | Разгадывают загадку, затем дети выполняют дыхательную гимнастику Чтение скороговорки уч-ся, меняют громкость и темп. Отгадывают загадку, работают со слайдом презентации, затем с пословицами в презентации. Уч-ся объясняют смысл пословиц. | Познавательные: осуществлять поиск информации, выдвигать предположения Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строят устные речевые высказывания. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. |
IV. Изучение нового материала. 1. Знакомство с баснями Эзопа «Стрекоза муравей», «Ворона и лисица» (Читают уч-ся у доски), учитель предлагает определить структуру басен, чему они учат. Стрекоза и Муравей Осенью у Муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши». Басня уместна для высмеивания легкомыслия, нежелания трудиться. Ворон и лисица Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать». Басня уместна против человека неразумного. 2. Актуализация знаний о баснях И. А. Крылова: А) работа в группах (игра «Карточки») - Я для вас подготовила карточки с отрывком басен И. А. Крылова («Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна»), но строчки и некоторые слова перепутались. Исправь ошибки и расположи строчки басни в логической последовательности. (Поставь цифры.) 1. «Ты всё пела? это дело: «А, так ты…» – «Я без души Так поди же, попляши!» Лето целое всё пела».– 2. Очков с полдюжины себе она достала; То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, 3. "Чем кумушек считать трудиться, Но Мишенькин совет лишь попусту пропал. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - Ей Мишка отвечал. Б) проверка (чтение у доски текста,1 уч-ся от группы) -Чему учит каждая басня? 3. Физминутка (По зрительной таблице на стене) 4. Работа над басней «Ворона и Лисица» а). Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной басней И. А. Крылова -О чем была речь в басне Эзопа? Предположите, о чем будет написано в басне Крылова? (прогнозирование) Чтение учителем текста. -Верно ли было высказано предположение? б). Чтение басни «Ворона и Лисица» детьми. в).Учитель организовывает лексическую работу над словами: лесть, гнусный, взгромоздился, пленил, вещуньина, зоб. г). Определение структуры басни д). Повторное чтение басни уч-ся, выделение морали, соотнесение главной мысли и морали. - Скажите, как автор относится к своей героине? (при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, насмешка, злой смех, доволен, любит). Вывод: автор с насмешкой осуждает поведение Вороны, её глупость, и льстивость, коварность Лисицы. 5. Игра «Верно - не верно» -Давайте поиграем и проверим, хорошо ли вы запомнили текст? Ответьте на вопросы, докажите отрывком из текста. А). Кусочек сыра нашла Лисица; Б). Царь-птицей с ангельским голосом Лиса называет Ворону; В). Ворона не поверила Лисе, сыр позже съела сама. 6.Физминутка. 7. Работа в парах. Учитель предлагает выразительно прочитать басню с элементами инсценировки, распределив роли. Затем несколько пар прослушивают у доски, оценивают чтение. V. Подведение итогов Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (стихотворная или прозаическая форма, герои басни, вывод) VI. Рефлексия деятельности на уроке -Что нового вы сегодня узнали? -С произведениями каких авторов познакомились? Продолжите: Мне понравилось… Мне было интересно… | Подготовленные дети читают басни. Уч-ся знакомятся с произведениями Эзопа, определяют структуру басен (основная часть и мораль), называют героев басен, чему учат басни. Дети работают в группах и выполняют задание. Зачитывают правильные варианты, отвечают на вопросы. Прогнозирование событий в тексте детьми. Дети открывают учебники, следят за читающим. Чтение басни уч-ся. Выполняют задание учителя, используя словарь С.И. Ожегова. Уч-ся называют структуру басни: основная часть(картина), мораль (вывод) Дети перечитывают басню, называют мораль, чему учит басня. Находят подходящие слова, затем отвечают на вопросы учителя. Ответы детей с опорой на текст. Выразительно читают друг другу, выбирают лучшую пару по критериям: четкость, выразительность, актерское мастерство. Сравнивают басни и делают вывод: басня Крылова написана стихами, она рисует более яркую картину, но мораль в баснях одинаковая. Отвечают на вопросы. Высказывают свои впечатления от урока. | Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, строят устные речевые высказывания. Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, учитывать разные мнения. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей в группе Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, учитывать разные мнения Познавательные: умение работать с учебником, с текстом. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей в парах Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, строят устные речевые высказывания Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции |