СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока. Урок по биологии в 5 классе по теме: «Царство Грибы»

Учитель: Алимова Л.А. (20 лет, 1 категория)

Предмет: биология

Класс: 5 класс в условиях реализации ФГОС ООО

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технология урока: технология проблемного обучения

Тема урока: «Царство грибов»

Цель урока: сформировать общее представление о царстве грибов; подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

Задачи:

- Обучающие:

• рассмотреть особенности строения грибов;

• выделить характерные признаки этих организмов;

• познакомить с особенностями питания, размножения грибов;

• определить роль грибов в природе и жизни человека.

- Развивающие:

• обучать умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи;

• способствовать развитию мышления школьников через создание проблемной ситуации

- Воспитательные:

• развивать у детей эстетическое отношение к объ­ектам живой природы;

• формировать эмоционально-ценностное отношение к миру;

• участвовать в формировании позитивного общения «учитель-ученик», «ученик-ученик».

Планируемые результаты

Предметные: познакомиться с ос­новами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных, несъедоб­ных, ядовитых и плес­невых грибов; опреде­лять значение грибов в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека.

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затрудне­ний в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

Познавательные: использовать разнообразные приемы работы с информацией, осуществлять постановку и формулирование проблемы.

Личностные: имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика, проявляют любознательность и интерес к изучению природы.

Освоение предметных знаний (базовые понятия): плодовое тело, грибница, шляпочные грибы, грибы-паразиты, грибы-симбионты, микориза, ядовитые грибы, почкование.

Оборудование и материалы: таблицы с изображением грибов, мультимедийное оборудование, презентация «Царство Грибы», цветные карточки с изображением грибов, листы формата А4, фломастеры или цветные карандаши, муляжи грибов.

Методы обучения и формы работы: частично-поисковый (эвристический), проблемного изложения, групповой, игровой, наглядный.


Этапы урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний. 5мин.

  3. Целеполагание и мотивация – 5 мин.

  4. Интеллектуальная разминка – 5 мин.

  5. Актуализация новых знаний и их применение – 15 мин.:

    • актуализация знаний учащихся

    • самостоятельная работа с учебниками по изучению нового материала

    • работа в группах по созданию моделей «Особенности строения, жизнедеятельности, значения грибов»

  6. Обобщение полученных знаний. Итоги урока – 5 мин.

  7. Домашнее задание – 2 мин.

  8. Рефлексия – 1 мин.



п/п

Этапы урока

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

Презентация к уроку

Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика

(ученики занимают места в группах).

Учитель активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; организует проверку домашнего задания: (опрос по цепочке)

1)Почему ученые считают, что бактерии являются первыми живыми организмами на Земле?

Ответ: они имеют простое строение, не имеют ядра, переживают неблагоприятные условия среды в виде споры.

2) Благодаря каким особенностям строения бактерии могут переносить неблагоприятные условия жизни? Ответ: твердая оболочка, цисты.

3) Где могут обитать бактерии?

Ответ: в воде, в воздухе, в почве, в живых организмах.

4) В чем особенности строения бактерий?

Ответ: снаружи бактерии покрыты оболочкой, не имеют ядра, имеют органы передвижения – жгутики или реснички.

5) Какова положительная и отрицательная роль бактерий в природе и жизни человека?

Ответ: почвенные бактерии участвуют в образовании перегноя. В результате жизнедеятельности бактерий образовались залежи руд, запасы природного газа. Болезнетворные бактерии вызывают заболевания человека и животных.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников.

Личностные:

Отвечают на приветствие, настраиваются на работу.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем, планирование учебного сотрудничества, лидерства и согласование действий с партнером.

Регулятивные:

Настраиваются на восприятие материала урока.

2

Актуализация знаний.

Презентация к уроку

Учитель: Ребята, вы верите в чудеса? Я тоже верю. Я купила волшебные шарики (показываю дрожжи) и испекла такой вкусный хлеб, через неделю обнаружила, что чудеса продолжаются (показываю плесень на хлебе). Кто творит такие чудеса?


Что за чудище такое? То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой, на пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой, и на хлебе те дары.

Могут паразитом быть - злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину, поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться, если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела и разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки?


Совершенно верно - это грибы.

К какому царству относятся эти организмы?


Учитель помогает учащимся определить тему урока.


Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Добро пожаловать в Царство грибов!



Учащиеся отвечают устно.






Учащиеся дискутируют, выдвигают предположения.






Учащиеся формулируют тему урока «Царство Грибы» и записывают ее в тетрадь.

Личностные:

Действия смыслообразования.

Познавательные:

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Регулятивные:

Контролируют правильность ответов одноклассников, прогнозируют результат.


3

Целеполагание и мотивация

Презентация к уроку

Учитель помогает определить предметные цели урока.

Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

У каждого из вас есть на столе «Лист самооценки», отметьте, пожалуйста, галочкой в левой колонке (З), что вы уже знаете о Царстве грибов?




Лист самооценки (ЗНАЛ / УЗНАЛ на уроке)


З

Почему грибы выделяют в отдельное царство

У



Как питаются и размножаются грибы





Что изучает наука «микология»





Что такое симбиоз или микориза.





Что такое «ведьмины круги»





Представителей царства грибов





Новые слова (термины)





Ничего не знал/ ничего не узнал




Моя оценка работы на уроке




Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются грибы. Грибы, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное, таинственное, загадочное.


Дети предлагают варианты ответов.




Учащиеся слушают, смотрят, заполняют лист «Цели»

Определяют предметные цели урока: сформировать общее представление о царстве грибов; подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

Отвечают.








Познавательные:

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

4

Интеллектуальная разминка


презентация к уроку


Предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе.

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,
 Круглый, гладенький, красивый,
 С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

2) Ходят в рыженьких беретах,

 Осень в лес приносят летом.

 Очень дружные сестрички –

Золотистые ... (Лисички)

 3) В лесу, на радость людям, 

средь молодых сосёнок, 
 В блестящей тёмной шляпке 
 растёт грибок...  (Маслёнок)

4)Этот гриб живёт под елью,
 Под ее огромной тенью.
 Мудрый бородач-старик,

Житель бора – …(Боровик)

5)Он в лесу стоял,  никто его не брал, 
 В красной шапке модной, 

 Никуда не годный. (Мухомор)

 6)Бледная она стоит,  у неё съедобный вид. 
 Принесешь домой - беда, будет ядом та еда. 
 Знай, что этот гриб - обманка, 

 Враг наш - бледная...(Поганка)



.


Фронтальная работа. Ребята разгадывают загадки, и одновременно видят на экране

изображения отгаданных ими грибов.




Личностные:

Соблюдение нравственно-этических норм поведения при фронтальной работе, уважительное отношение к иному мнению.

Познавательные:

Выдвигают предположения ответов.

Коммуникативные:

Строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные:

Контролируют правильность ответов одноклассников.

5

Актуализация новых знаний и их применение



презентация к уроку



Грибы известны людям давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. И на Руси грибы были не только на столе крестьянина, подавались они и на царский стол. А что же такое гриб?

Проблемный вопрос: грибы – это растения или животные? (Учитель помогает)

Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо разобраться с особенностями строения и жизнедеятельности грибов.

Поэтому сейчас вы приступаете к работе по группам, на столах у вас находятся карточки с заданиями. Ваша задача познакомиться с текстом, ответить на вопросы в течение 10 минут и поделиться информацией с другими ребятами.

Самостоятельная работа по группам с учебниками и раздаточным материалом по изучению нового материала.


А теперь, чтобы немножко отдохнуть, мы проведем физкультминутку:

Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Все тихонечко вздохнем,

Вновь грибы учить начнем.




Учитель: Предлагаю внимательно послушать выступления представителей от каждой группы и сделать краткие записи в тетрадив форме таблицы:


Признаки сходства грибов с растениями

Признаки сходства грибов с животными

Признаки, характерные только для грибов














Актуализация знаний учащихся.

Дети предлагают варианты ответов.




Учащиеся работают в группах (мозговой штурм) выполняют предложенные задания, изучая раздаточные материалы, а также §12 учебника.













По окончании 10 минут работы представители групп выходят к доске и представляют аргументированные ответы на проблемные вопросы в течение 2 минуты.

Во время выступления групп на экране появляются слайды презентации.

Класс следит за правильностью ответов.

Учащиеся кратко записывают в тетрадь информацию, полученную от учеников разных групп. Заполняют таблицу .

Личностные:

Соблюдение нравственно-этических норм поведения при работе в группах.

Коммуникативные:

Осознанное построение речевого высказывания, взаимодействие с одноклассниками во время поиска информации, осуществляемого при работе в группах.

Регулятивные:

Умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, поиск и выделение необходимой информации.

6

Обобщение знаний. Итоги урока

презентация к уроку



Ребята, сегодня на уроке мы изучали представителей Царства грибов. Давайте подведем итоги!

Учитель подводит учеников к выводу об особенностях строения грибов, причинах выделения грибов в отдельное царство.

1)Чем грибы похожи на растения?

Ответ: растут всю жизнь; неподвижны (пассивное движение); размножаются спорами; поглощают пищу путем всасывания.

2) Что общего у грибов с животными?

Ответ: по типу питания – гетеротрофы; имеют в составе клеточной стенки хитин; в клетках отсутствует хлоропласты.

Вывод: так как грибы имеют общие черты как с растениями, так и с животными, они были выделены в отдельное царство живой природы.

3)Грибы – враги или друзья?

Ответ: нельзя однозначно сказать, являются грибы друзьями или врагами, так как приносят и пользу, и вред.

Вывод: грибы играют важную роль в общем круговороте веществ в природе, участвуют в образовании плодородных почв, являются санитарами среды, используются для получения витаминов, антибиотиков. Паразитируя на растениях и животных, изделиях из кожи, дерева, бумаги, грибы вызывают их порчу.

4) Как отличить ложные грибы-двойники от съедобных? (Работают с раздаточным материалом)

5) Какие советы вы могли бы дать грибнику: как, где и когда следует собирать грибы?(Работают с раздаточным материалом)

Ответ: не брать незнакомые грибы, гриб следует срезать, а лучше выкручивать из земли. Грибы собирают со второй половины августа.

6) Какую первую помощь нужно оказать человеку при отравлении грибами?

Ответ: Сделать промывание желудка: выпить 5-6 стаканов кипяченой воды или бледно-розового раствора марганцовки. Затем нажать пальцами на корень языка и вызвать рвоту.

7)Каково значение грибов в природе и жизни человека?


8)Можно ли назвать грибы чудом природы? Почему?


Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.

Помните: «Кто много читает, тот много знает», природа хранит много тайн. Открывайте загадочные и удивительные тайны природы!


Настало время оценить Вашу работу на уроке. Возьмите «Лист самооценки» и отметьте галочкой в колонке справа, что нового вы узнали о грибах на уроке? Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5» или оцените свою работу другой отметкой.

Ребята отвечают на вопросы, находят отличия бледной поганки от шампиньона, белого гриба от сатанинского, белого гриба от желчного гриба




Ученики оценивают свой труд на уроке.

Познавательные:

Участвуют в беседе по обсуждению полученных результатов.

Коммуникативные:

Анализируют и структурируют информацию, дают оценку результата своего труда.

Регулятивные:

Осуществляют контроль процесса выполнения задания.

7

Домашнее задание


Ваше домашнее задание – сочинить сказку с участием грибов или подготовить презентацию о грибах, выписать определения в рабочую тетрадь.

Учащиеся записывают варианты домашнего задания и предлагаемые источники дополнительной информации.

Познавательные:

Совершенствование навыка работы с информацией.

8

Рефлексия

презентация к уроку


Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек желтого цвета. Если вам что-то не понравилось, приклейте на доску листочек зеленого цвета.

Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!

Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску.

Регулятивные:

Оценка своей учебной деятельности.












Текст №1

  1. Прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.

  2. На какие группы можно разделить грибы?

  3. Ответьте на вопрос в конце текста.

Царство грибов включает более 100 тыс. видов, среди которых могут быть грибы от микроскопических до крупных размеров, тело которых достигает полуметра т и более (съедобные грибы- белый, подберезовик и др.) Грибы произрастают всюду- в поле, в лесу, пустынях и горах, почве и воде. Тело грибов – мицелий – это грибница, состоящая из грибных нитей – гифов. Плодовое тело – это ножка со шляпкой. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км над поверхностью Земли. Царство грибов делится на два подцарства высшие и низшие грибы. У Низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой гигантскую разветвленную клетку( см. рис.) Некоторые микроскопические грибы состоят из одной клетки и мицелия не имеют (например, дрожжи). Клеточная стенка оболочки гриба состоит из хитина. У высших грибов плотно сплетенные гифы мицелия образуют плодовое тело, в котором созревают споры.

На нижней поверхности шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек (такие грибы называют трубчатыми) или из тонких пластинок (пластинчатые грибы). На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры. Обычно плодовое тело возвышается над почвой, поверхностью пней или стволов деревьев (белый гриб, подберезовик, мухомор и др.), но некоторые грибы имеют подземное плодовое тело округлой формы (трюфель).


??? Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание назвать так грибы? Прав ли ученый, назвав так грибы? Почему ученые долгое время спорили, к животным или растениям отнести эти организмы, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство?


Текст №2

  1. Прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.

  2. Заполните таблицы

  3. Ответьте на вопрос в конце текста.



Грибы – гетеротрофные организмы, т.к. питаются готовыми органическими веществами. По типу питания они могут быть сапротрофами, паразитами или находиться в симбиозе с другими организмами, например древесными растениями. Грибы-сапротрофы разрушают отмершие остатки живых существ. Грибы-симбионты живут во взаимовыгодном сожительстве с растениями. Микориза – это симбиоз гриба и растения, хорошо распространен в природе.

Размножаются грибы бесполым или половым путём. Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно. Споры развиваются в спорангиях, возникающих на специализированных гифах – спорангиеносцах. Вегетативное размножение осуществляется частями грибницы или почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов). У некоторых грибов существует половое размножение. В этом случае грибница образуется в результате слияния специализированных половых клеток.

?

1.


? ? ?


?


?

?

2.


? ?

???Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Текст №3

  1. Прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.

  2. Заполните таблицу, используя жизненный опыт.

  3. Ответьте на вопрос в конце текста.

  • Многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А , В, С, РР, Д, соли калия, фосфора, железа), по питательности грибы превосходят мясо и яйца. Шляпочные грибы используются в медицине. Плесневые грибы служат источником антибиотиков. Дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога. Грибы используют для получения ферментов, витаминов, лекарственных препаратов (плесневые, спорынья). Раньше из гриба навозника делали чернила.

  • Грибы – возбудители болезней человека (микозы, молочница и др.). Грибы – возбудители заболеваний домашних животных (стригущий лишай ). Есть грибы – паразиты культурных растений (трутовики, головня, спорынья, парша, фитофтора, мучнистая роса и др.), а также грибы, разрушающие деревянные постройки человека. Грибами можно отравиться.
    Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем принято думать. Подходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, пьем ли холодный квас, беспокоят человека ногти и стопы или получаем ли укол антибиотиков. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности. ГГрибы используют в пищу.

  • ᅟВ плодовых телах ᅟплодовыхгрибов ᅟнасекомые ᅟоткладыʙают ᅟличинки.

  • ᅟСʙоей ᅟгрибницей ᅟʙсасыʙают ᅟиз ᅟпочʙы ᅟʙоду ᅟс ᅟминеральными ᅟсолями ᅟи ᅟотдают ᅟее ᅟдереʙьям.

  • ᅟСанитары ᅟлеса. ᅟРазлагают ᅟлистʙу, ᅟстʙолы ᅟпогибших ᅟдереʙьеʙ, ᅟобразуя ᅟперегной. В природе нет бесполезных организмов!

ᅟᅟᅟ

Представители

Роль в природе

Роль в жизни человека




??? Грибы – наши враги или друзья?

Текст №4

  1. Прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.

  2. Назовите причины образования кругов из грибницы грибов?

  3. Ответьте на вопрос в конце текста.

Опята на лугу

Ведьмины круги – это многочисленные колонии грибов одного вида. Такие колонии образуют правильные круги размером до нескольких сотен метров. В наших лесах многочисленная армия грибников очень быстро вытаптывает грибницу и не дает грибам образовывать большие круги. Но встретить круг диаметром метров в двадцать или даже в тридцать вполне возможно.

Если споры попадают в почву, то они образуют грибницу. Грибница развивается в форме лучей равномерно направленных  в разные стороны. Так образуется круг из грибницы.

Грибница забирает из почвы все питательные вещества и почва быстро истощается. На истощенной почве погибают все растения, даже сама грибница. Только остается часть грибницы расположенная по кругу. Вот из останков грибницы и появляются плодовые тела грибов. Постепенно круг расширяется. Даже определена скорость роста круга – 30 сантиметров за год.

Проходит время, и плодородие почвы постепенно восстанавливается. В центре круга появляется трава, но грибы все дальше уходят от центра. Проплешины в траве образуют тоже грибы. Это работа микроскопического грибка микозы.

Наиболее часто загадочные круги образуют мухоморы, рыжики, луговые опята, лисички  и дождевики. Вероятность встретить такие круги довольно низкая. Не так уж и часто они появляются в лесах. Если найдете круг, то Вам повезло: счастье ожидает великое! Нужно только верить.

???? Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и диаметр ее ежегодно увеличивается на 30 см. Установите возраст грибницы, если диаметр ее круга равен 12 метрам ?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!