Развивающая: развивать умение делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки; совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения;
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы.
-вывести «законы жизни»города Калинова.
раскрыть характер героев «темного царства» через речевые характеристики; показать роль второстепенных персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза»; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать отвырки художественного произведения.
нормальным состоянием людей.
Этап урока, время | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Словесное приветствие | Приветствует учащегося, проверяет его готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Итак, друмой друг, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! - Поприветствуем гостей улыбкой. | Организовывает рабочее место. Здоровается с учителем, с гостями. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Актуализация знаний 5 мин. | Пересказ текста по опорным картинкам. (Репродуктивный метод обучения). Заполнение кроссенса в рабочем листе. | Предлагает учащемуся распределить картинки эпизодов из произведения «Гроза» последовательно согласно сюжету и кратко пересказать сюжет произведения. Просит выполнить учащегося кроссенс в рабочем листе. - С кем или чем ассоциируются картинки кроссенса? Объяснить свою точку зрения. | Распределяет картинки на доске согласно сюжету пьесы. Пересказывает содержание пьесы по опорным картинкам. Выполняют кроссенс, обясняют свою точку зрения. | Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. Предметные: Демонстрирование знания произведения |
Постановка учебной задачи 4 мин. | Работа с цитатой Ф.М.Достоевского. Формулирование темы и целей урока | Просит объяснить смысл выражения Ф.М.Достоевского: Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. - Анализируя задание кроссенса и цитаты, сформулируй тему урока и поставь задачи. | Размышляет. Объясняет смысл цитаты. Отвечает на вопросы. Формулирует тему и задачи урока. | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. |
Первичное закрепление нового знания, «погружение» в тему. 5 мин | Выполнение задания в рабочем листе: распределяет всех персонажей пьесы на группы | Проводит эвристическую беседу. Помогает осмыслить художественный текст, расширяет информацию по теме урока. Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек». | Распределяет всех героев пьесы на группы, аргументирует свое мнение. Работает с толковым словарем Ожегова, дает определение понятию «самодур». | Метапредметные: умение формулировать и аргументировать свои мысли: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения; |
Проблемное объяснение нового материала. Работа над раскрытием образов Дикого и Кабанихи 10 мин. | Ответы на вопросы рабочего листа, заполнение таблицы: «Характеристика персонажей» (Дикой и Кабаниха). Метод работы: частично-поисковый. | Просит ответить на вопросы в рабочем листе: -Как появляются на сцене «хозяева» Калинова? -Кто подготавливает их появление? -Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках? И др. Просит заполнить таблицу «Характеристика персонажей». | Отвечает на вопросы учителя, дает словесное описание Дикого и Кабанихи, цитирует фразы из пьесы, заполняет совместно с учителем таблицу в рабочем листе «Характеристика персонажей» | Метапредметные: умение вести диалог с учителем, умение привлекать новый и изученный материал Предметные: Умение характеризовать героев |
Практическая исследовательская деятельность обучающихся. Анализ действия 2 явления 3 (взаимоотношения Дикого и Кабанихи) 5 мин. | Театрализация сцены учащимся и учителем. Форма работы: парная. | Учитель совместно с учащимся проигрывает сцену встречи Дикого и Кабановой. После инсценировки учитель предлагает моразмышлять над вопросами: - Каковы взаимоотношения Дикого и Кабанихи? Как еще можно охарактеризовать этих героев после встречи? | Участвует в постановке явления 3. Вживается в роль. Размышляет над вопросами, дает развернутый ответ. | Регулятивные: решать учебные задачи; анализировать уровень своих знаний; Познавательные: умение сравнивать явления, события, героев, делать выводы. Коммуникативные: выстраивать речевое высказывание; выслушивать разные позиции; аргументировано доказывать свою позицию. Личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям, вырабатывание навыков обобщения и систематизации знаний |
Первичное закрепление материала через выведение «законов жизни» города Калинова. 5 мин. | Самостоятельная работа с последующей проверкой. | Просит учащегося, опираясь на полученную информацию, свормулировать и записать в рабочий лист «заканы жизни» города Калинова. | Самостоятельно выводит «законы жизни» города Калинова: а) у кого деньги – у того и власть; б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно; в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению; г) запретить любое проявление живого человеческого чувства; д) заставить лгать; е) заставить приспосабливаться. | Регулятивные: отбирать необходимую информацию. Познавательные: умение найти главное, умение структурировать информацию. Коммуникативные: аргументировано доказывать свою позицию, строить письменный текст по образцу. Личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям, вырабатывание навыков обобщения и систематизации знаний, самооценки. |
Рефлексия, подведение итогов урока 3 мин. | Диалог учителя и учащегося. Форма работы: самоконтроль. | Подводит итоги урока; обращает внимание на итоговый результат деятельности на уроке, на применение полученных знаний в жизни. Организует рефлексию обучающегося по поводу его эмоционального состояния, работы на уроке. Дает оценку работы учащегося. Задает вопросы: - Что узнал на уроке? - Что больше всего запомнилось? - Для чего изучаем произведение? Оценивает деятельность учащегося на уроке. | Показывает свои знания, уровень усвоения и осознания темы. Отвечает на вопросы учителя, вступает в диалог. Делает самооценку работы на уроке. | Регулятивные: умение объективно оценить свою работу и знания, формирование навыков самоанализа, умение соотносить цель работы с результатом. Коммуникативные: умение выразить свои мысли и свою точку зрения в соответствии с поставленными задачами; Познавательные: умение оценивать свою работу. |
Домашнее задание 2 мин. | Диалог учителя и учащегося. | Сообщает домашнее задание (на выбор учащегося): 1.Выписать цитаты из текста на тему: «Город Калинов глазами героев пьесы». 2. Оформить таблицу: «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева». | Выбирает домашнее задание, записывает его, задает уточняющие вопросы. | Коммуникативные: умение воспринимать информацию, при необходимости уточнять задание; Регулятивные: умение планировать; Познавательные: умение осмыслить информаию, определить алгоритм выполнения задания. |