СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка, 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Наименование работы:Разработка урока

ФИО: Ахметзянова Эльмира Муллануровна

Должность: Учитель русского языка и литературы

Учреждение: МБОУ «Урусовская ООШ имени Р.Закирова»



Пояснительная записка

Актуальностьнастоящего методического материала обусловлена тем, что в современной учебно-методической литературе по русскому языку для учителей-словесников практически не представлено готовых разработок уроков, полностью соответствующих ФГОС. Именно на решение этой проблемы направлены материалы данного продукта.

практическая значимость; Урок на тему «Чередующиеся гласные а/о в корне –кас–/–кос–» разработан в соответствии со всеми требования ФГОС, поэтому может оказаться полезным для использования в педагогической практике учителей русского языка, реализующих ФГОС в 6 классах.

Новизна:на уроке умело используются все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

целевая аудитория; учителя русского языка, реализующих ФГОС в 6 классах

Цель разработки настоящего продукта заключается в создании материалов, сопровождающих обучение, которые полностью соответствуют ФГОС и окажутся полезными при подготовке и проведении уроков русского языка. Данная цель предопределила ряд конкретных задач: отбор и оформление материалов к уроку, соответствующих программе, реализующей ФГОС; разработка технологической карты урока по теме; разработка мультимедийной презентации к уроку по теме.

Ожидаемые результаты:Предметные: знать правило написания букв а-о в корне кас – кос, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные:

Познавательные: владение приёмами анализа и систематизации материала.

. анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания кас-кос; построение речевого высказывания.

умение строить речевое высказывание

Регулятивные: формирование умения определять и формулировать тему, цели и задачи урока без помощи учителя;

оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

поиск пути решения проблемы;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Планировать последовательность действий

Коммуникативные: формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других

- формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- развитие взаимопомощи, взаимоконтроля.

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового.

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Условия реализации: на уроке использованы информационно-коммуникативная технология, технология проблемного обучении, здоровьесберегающие технологии.



Тема: Буквы а и о в корне -кас- - -кос-.

Цель:

  • формирование языковой культуры личности, осмысление способов правописания слов с чередованием гласных буква и о в корнях - кос- / - кас.

  • формирование умения извлекать и преобразовывать необходимую информацию на основе условия выбора о-а в корнях- кос - / - кас-.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать правило написания букв а-о в корне кас – кос, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные:

Познавательные: владение приёмами анализа и систематизации материала.

. анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания кас-кос; построение речевого высказывания.

умение строить речевое высказывание

Регулятивные: формирование умения определять и формулировать тему, цели и задачи урока без помощи учителя;

оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

поиск пути решения проблемы;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Планировать последовательность действий

Коммуникативные: формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других

- формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- развитие взаимопомощи, взаимоконтроля.

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового.

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: беседа, рассказ, поисковый, исследовательский.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование:мультимедиапроектор, презентация, оценочные листы.

Карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке, методическое обеспечение

Формируемые умения (УУД)

1. Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (пять).

Подготовка рабочего места.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу

фронтальная

Личностные:

- формирование положительной мотивации к изучению нового

2. Актуализация знаний

Игра «Третий лишний».

Определите «третий лишний» (на слайде)

  1. Предложить, прилагать, усложнить;

  2. Произрастать, примирять, посидеть;

  3. Прикасаться, прикоснуться, скосить.

Объясните свой выбор (в первом ряду есть одно слово с безударной гласной в корне слова, во втором – слово с чередующейся гласной в корне слова)

А какое слово лишнее в третьем ряду?

Верно, лишним будет слово «скосить», так как в нем корень с проверяемой безударной гласной.

Вспомните правило правописания корней –лаг---лож-; -раст---ращ---рос-.

Приведите примеры.

Назовите корни в словах «прикасаться» и «прикоснуться».

В каждом ряду презентации находят «третье лишнее», объясняют свой выбор. Вспоминают правило правописания корней с чередованием –лаг---лож-; -раст---ращ---рос-.

Приводят примеры.

Называют корни в словах «прикасаться» и «прикоснуться». Оценивают свою деятельность в оценочном листе.(Приложение1)

фронтальная

Познавательные:
- владение приёмами анализа и систематизации материала.


Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

3. Сообщение темы урока, формулировка цели и задач

- Где затруднились? Что удивило?

- Какие буквы могли здесь написать?

- В какой части слова?

- Какой вариант написания правильный? С гласной О или А?

- Почему получилось два варианта выполнения задания?

- Чего мы не умеем?

- Хватает ли нам знаний?

Главный вопрос урока – Какой корень КОС или КАС правильно писать в словах?

- Сформулируйте для себя тему урока.

- Как планируете понять материал урока? Что планируете сделать, чтобы изучить новую тему?

Зачем нам необходимо это новое знание? Где его можно применить?

Запишите в тетрадях число, тему урока.

Используя карточку учета знаний, оцените исходные знания по данной теме.

 Совместное целеполагание. Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.













Оценивают свою деятельность в оценочном листе.(Приложение1)

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:

– формирование умения определять и формулировать тему, цели и задачи урока без помощи учителя;


4. Усвоение новых знаний.

1.Исследовательская работа.

На доске закреплены карточки со словами: прикоснуться, прикасаться, касаешься, коснешься, касаемся, коснемся.

Задание: разберите слова по составу.

Задание: запишите слова в два столбика, объясните своё решение.

Проверка:

- Почему в близких по значению словах пишутся разные корни?

- От чего может зависеть их правописание?

- Какую закономерность вы видите?

(дети высказывают гипотезы)

Вывод: корень -кас- пишем, если есть суффикс –а-.

2. Работа с учебником.

Прочитайте правило в учебнике на с.104-105. Сравните с нашими выводами

3. Работа в парах.

Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о правописании корня -кас- - -кос-.

Алгоритм.

  1. Прочитать слово, найти корень.

  2. Проверить, не содержит ли корень проверяемую безударную гласную.

  3. Если нет, то выяснить, есть ли после корня суффикс А.

  4. Если есть суффикс А, то писать в корне гласную А.

  5. Если нет после корня суффикса А, то писать в корне гласную О.


Пары защищают свои работы, оценивают работу в парах.

4. Работа со стихотворением.

Прочитайте стихотворение.


     Обозначьте условия выбора данной орфограммы.

          Весло к…снулось воды.

          Крючок к…сается дна.

          Наши лодки соприк…снулись.

          Ветка прик…снулась к лицу. 

          Осторожно прик…нитесь к ране.

          Причинить боль к…санием.              

1. Наблюдают за языковым материалом и на основе таблицы формулируют правило правописания корня кас-кос.













2. Работаютс учебником. Сравнивают собственные выводы с материалом учебника.

3. Составляют алгоритм рассуждения при решении вопроса о написании слов с корнем -кас- - -кос-.

Оценивают свою деятельность в оценочном листе.















4. Выполняют упражнения; проверяют правильность выполнения работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.


Регулятивные:

оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме


5. Первичная проверка понимания.

1.Работа со словарем.

Какое общее лексическое значение имеет корень с чередованием –кас – кос-?

За помощью обратимся к обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова. Сделаем это на примере слова КАСАТЬСЯ.

1.Дотрагиваться до чего-нибудь.

Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его.

2.Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении.

Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его.

3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо.

Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его.


- Первое значение прямое, а второе и третье - …? (переносное)

- Однозначные или многозначные слова с корнем –кос – кас-? (многозначные)

2.Работа со словами на слайде.

Коса (девичья), скосить (траву), коснуться.

Запишите слова.

Выделите в них корни, выясните, являются ли данные слова однокоренными. (Нет)

Как называются такие корни? (Омонимичные).

Сделайте вывод, что надо учитывать при выборе гласных в корнях? (При выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.)

1.Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.

Выполняют задания с проговариванием вслух алгоритма.

















2. Работают со словами на слайде. Записывают, выделяют корни, анализируют слова, делают вывод.


Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания кас-кос; построение речевого высказывания.


Регулятивные:

- поиск пути решения проблемы;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные:

- формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- развитие взаимопомощи, взаимоконтроля.

физминутка

Раз пришел к нам в гости –кас (шагают)

Пригласить забыли –кос (шагают)

Чтобы –кос не обижался (руки в стороны)

Кас ему во всем признался (помахали руками)

- Если после корня А,

Значит –кас пиши всегда.(повернулись из стороны в сторону)

Выполняют движенияРазминаются на физминутке.


Коллективная

Регулятивные:

Планировать последова

тельность действий


6. Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа по учебнику (упр. 184)

Выборочное списывание слов в два столбика.

1 человек у доски разбирает прикоснулась по составу, лодки – фонетически.Остальные в тетради.

2. Распределительный диктант.

Записать слова в три столбика.

Слова: коснись ветки, прикасаться, косовица, касается рукой, нежное прикосновение, косой заяц, касательная линия, острая коса.

Грамматическая зарядка

Задание

Если в корне “а” - хлопаем в ладоши,

  • К…снуться чуда.

  • К…саться рукой.

  • Точки соприк…сновения.

  • Не к…саются влаги.

  • Прик..саться к стеклу.

  • Прик..снуться к тетради.

  • Длинная к..сательная.

3. Разноуровневые задания. Работа в группах.

1 задание

«Есть ли корень -кос- - -кас-?»

Вставить пропущенные буквы во всех словосочетаниях, выписать те словосочетания, где есть изучаемая орфограмма. Обозначить условия выбора данной орфограммы.

Лёгкое прик..сновение,к..стяной гребешок, к..снуться воды, меня не к..сается, ск..сить траву, к...сой бросился наутёк, к..ситься на соседа, к..солапый мишка, новая к..силка, к..снулся вопроса, к..сается всех, начертить к..сательную, прик..саться к ране, заплести к..сички, к..стяные изделия.


2 задание. Сформулировать и выполнить задание.

×

  1. К..снулись проблем, …

×

  1. К..сается всех, …

Слова для справки: прик..снулся к машине, к..салась дна, точки соприк..сновения, прик..сается к стеклу, к..сание мяча, слегка к..снуться, к..сить траву.

3 задание. Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор буквы.


Прик..снуться к щеке, соприк..саться рукавами, к..сание футболиста, к..саюсь стены, к..снуться вопроса, легкое прик..сновение, прик..саться к ране, к..сались этих тем.


После выполнения группами заданий самопроверка по слайдам презентации. Самооценка.

4.Работа с текстом в группах.

Прочитайте предложения. Составьте из них текст. Озаглавьте, определите тип речи, стиль речи, основную мысль текста. Найдите слова с чередованием гласных. Какие буквы надо вставить на месте пропусков? Почему?

  1. Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть, к..саясь носиком тарелки.

  2. Пол..жили ежа в шапку и домой принесли.

  3. Х..дили ребята по лесу и нашли под кустом ежа.

  4. Поел и шариком св..рнулся.

  5. Попробуй прик..снись к нему руками - везде иголки торчат.

  6. Прижился ежик у ребят и стал р..сти не по дням, а по ч..сам.

Ходили ребята по лесу и нашли под кустом ежа. Попробуй прикоснись к нему руками - везде иголки торчат. Положили ежа в шапку и домой принесли. Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть, касаясь носиком тарелки. Поел и шариком свернулся. Прижился ежик у ребят и стал расти не по дням, а по часам.

(По Е. Чарушину).

1. Выполняют упражнение из учебника. 1 человек делает разборы у доски.






2. Распределяют слова в три столбика, объясняют свое решение.



























3. Работают в группах, выполняют разноуровневые задания, проверяют себя и друг друга, оценивают свою деятельность.



Выполняют задание, проверяют себя по слайду. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.













Выполняют задание, проверяют себя по слайду. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.













Выполняют задание, проверяют себя по слайду. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.











4. Работают с напечатанными предложениями. Составляют текст, выполняют к нему задания.





Оценивают свою деятельность в оценочном листе.(Приложение1)

Самостоятельная работа, работа в группах

Познавательные:

- формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала;

- анализ, сравнение;

- формирование умения группировать материал;

- построение речевого высказывания.


Регулятивные:

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре;

- воспитание уважительного отношения к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

§ 36, правило наизусть;

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься,

к…немся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.

1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2.       Составьте словарный диктант на тему: “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.

(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)

Запись домашнего задания

Разноуровне

вое задание

(на выбор)


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

- Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали?

- Каким способом?

- Где будете использовать?

- Назовите ключевые слова урока.

- Какие затруднения испытывали?

- Твои результаты?

Оценка работы в группе.

-Используя карточку учета знаний, оцените знания по данной теме, полученные на уроке.

Ребята отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе. (Приложение1)



Фронтальная.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:умение строить речевое высказывание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценочный лист учащегося.

Фамилия, имя____________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Этап урока

Оценка деятельности

Оценка работы в группе, в паре

Актуализация знаний, формулировка темы, целей урока



Открытие нового знания.



Первичное закрепление. 



Итоговая оценка






ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Индивидуальные карточки

Разноуровневые задания. Работа в группах.

1 задание. «Есть ли корень -кос- - -кас-?»

Вставить пропущенные буквы во всех словосочетаниях, выписать те словосочетания, где есть изучаемая орфограмма. Обозначить условия выбора данной орфограммы.

Лёгкое прик..сновение,к..стяной гребешок, к..снуться воды, меня не к..сается, ск..сить траву, к...сой бросился наутёк, к..ситься на соседа, к..солапый мишка, новая к..силка, к..снулся вопроса, к..сается всех, начертить к..сательную, прик..саться к ране, заплести к..сички, к..стяные изделия.

2 задание. Сформулировать и выполнить задание.

×

  1. К..снулись проблем, …

×

  1. К..сается всех, …

Слова для справки: прик..снулся к машине, к..салась дна, точки соприк..сновения, прик..сается к стеклу, к..сание мяча, слегка к..снуться, к..сить траву.

3 задание. Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор буквы.

Прик..снуться к щеке, соприк..саться рукавами, к..сание футболиста, к..саюсь стены, к..снуться вопроса, легкое прик..сновение, прик..саться к ране, к..сались этих тем.

После выполнения группами заданий самопроверка по слайдам презентации. Самооценка.

Работа с текстом в группах.

Прочитайте предложения. Составьте из них текст. Озаглавьте, определите тип речи, стиль речи, основную мысль текста. Найдите слова с чередованием гласных. Какие буквы надо вставить на месте пропусков? Почему?

  1. Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть, к..саясь носиком тарелки.

  2. Пол..жили ежа в шапку и домой принесли.

  3. Х..дили ребята по лесу и нашли под кустом ежа.

  4. Поел и шариком св..рнулся.

  5. Попробуй прик..снись к нему руками - везде иголки торчат.

  6. Прижился ежик у ребят и стал р..сти не по дням, а по ч..сам.

Ходили ребята по лесу и нашли под кустом ежа. Попробуй прикоснись к нему руками - везде иголки торчат. Положили ежа в шапку и домой принесли. Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть, касаясь носиком тарелки. Поел и шариком свернулся. Прижился ежик у ребят и стал расти не по дням, а по часам.

(По Е. Чарушину).



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Домашняя работа

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься,

к…немся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.

1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2.       Составьте словарныйдиктант на тему: “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.

(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)