I. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку, эмоциональный настрой на урок | Фронтальная беседа | Приветствует обучающихся, объявляет о задачах урока | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку | Самопроверка, самоконтроль | Наблюдение, устные ответы |
II. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала | Фронтальная беседа, фронтальный контроль, индивидуальные ответы учащихся | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль: -
Что такое кислота (дать определение этому понятию) – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. Атомы водорода способны замещаться на атомы металлов, образуя соли. Так же дать определение оксидам, гироксидам. -
Работа с карточками (на карточках указаны формулы кислот и солей) -
Работа у доски. Распределить вещества по классам оксиды, гидроксиды, кислоты HCl, KOH, NaOH, H2SO3, CaO, Al2O3, HI, AL(OH)3, H3PO4, Fe2O3, Fe(OH)2, H2CO3, Ca(OH)2, K2O, H2SiO3, CO2, LiOH, P2O5 | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Читают формулу кислоты и кислотного остатка, называют вещество по очереди, слушают ответы одноклассников Записывают в тетрадях формулы этих веществ | Осуществляют анализ ответов одноклассников. Умеют читать химические формулы, давать названия веществам, слушать одноклассников в соответствии с целевой установкой, осуществлять взаимоконтроль и оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания. Осуществляют проверку в парах – взаимоконтроль | Вопросы учителя |
III.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Вводная беседа, постановка проблемы. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока: -
Вспомним, что такое индикаторы (это сложные вещества, указывающие на наличие или отсутствие кислоты) -
Какие вам известны индикаторы? -
Какую окраску приобретают индикаторы в растворах кислот? Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока: Сегодня на уроке мы рассмотрим классификацию общие химические свойства кислот. Так, с одним таким свойством кислот вы уже познакомились – это взаимодействие с индикаторами. Это 1-ое свойство кислот. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают одноклассников | Понимают на слух ответы одноклассников, осуществляют взаимоконтроль. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. | Вопросы учителя, устные ответы |
IV.Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику. Составление схем и таблиц. Демонстрационный эксперимент. | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Демонстрирует взаимодействие соляной кислоты с магнием, цинком и медью. -
Что происходит в пробирках? Какие признаки реакций вы наблюдаете? Обращаем внимание на ряд активности металлов (стр. 154 учебник). Металлы, стоящие в ряду активности до водорода способны замещать атомы водорода в растворе соляной и серной кислот. Медь – это неактивный металл, не замещает атомы водорода в растворах соляной и серной кислот. Поэтому в пробирке с медью нет никаких изменений, реакция не происходит. Составим уравнения реакций: Mg +2HCl =MgCl2 + H2 Zn +HCl = ZnCl2 + H2 Также можно составить общую схему реакции. Ме + HR = MeR + H2 , гдеR – это кислотный остаток Демонстрирует взаимодействие соляной кислоты с оксидом меди (II). 3.Что происходит в пробирке? Какие признаки реакций вы наблюдаете? Составим уравнение реакции: CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O Анализируем, что оксид меди (II) – это основный оксид, делаем вывод: основные оксиды реагируют с кислотами с образованием соли и воды. Составляем общую схему реакции: MexOy + HR = MeR + H2O Демонстрирует взаимодействие соляной кислоты с гидроксидом натрия. -
Используем в опыте индикатор фенолфталеин, чтобы увидеть признак реакции. Фиксируем наблюдения, сотавляем уравнения реакции и схему реакции. NaOH + HCl = NaCl + H2O MeOH + HR = MeR + H2O Делаем вывод, что основания реагируют с кислотами с образованием соли и воды. Такая реакция называется реакцией нейтрализации. Демонстрирует взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария. -
Какой видим признак реакции? Отмечаем выпадение осадка белого цвета, составляем уравнение реакции, проводим классификацию веществ: BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl Отмечаем, что реакция с солями протекает в том случае, если образуется осадок, как в нашем примере, но также с образованием газа (это рассматриваем позже) | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины, понятия и схемы. Участвуют в коллективной беседе. Составляют уравнения реакций | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, ищут и отбирают необходимую информацию, систематизируют информацию. Анализируют состав веществ по их химическим формулам и составляют общие схемы реакций. | Фронтальный опрос и беседа совместно с рассказом учителя. Наблюдение. Устные ответы. Письменные ответы в виде уравнений реакций на доске и в рабочих тетрадях. |
V. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Задания на составление уравнений реакций с участием кислот. | Выполняем задание Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников. Организует работу с учебником, в рабочих тетрадях, на доске. | Составляют уравнения реакций, классифицируют вещества и называют свойства кислот. | Выполняют задания в соответствии с поставленной целью. Закрепляют знания о классификации веществ и обобщают знания о химических свойствах веществ. | Наблюдение. Устный и письменный отчет о проделанной работе. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная работа | Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: -Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? -Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему? -Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Осуществляют самоанализ деятельности | Воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками | Устные ответы |