- Какова тема стихотворения? - Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно) - Какой образ главный? (Образ дождя) - Как вы об этом догадались? (Отражен в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, четко, долго) - Какие художественные средства использовал автор? (эпитеты: золотая пыль, душистый мед, свежие листья…) - Что такое эпитет? Вспомните определение. Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия. А УЖ ОТ НЕБА ДО ЗЕМЛИ, КАЧАЯСЬ, ДВИЖЕТСЯ ЗАВЕСА… - Как вы понимаете слово завеса? - Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова. Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (И.С.Ожегов. Словарь русского языка.) - Как вы видите, слово многозначное. - В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении? - Какое художественно-изобразительное средство применил автор в этой строке? (Метафору) - Что такое метафора? Вспомним определение. - Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение) - Какое слово указывает на сравнение? Вспомним определение. - Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит». - А что подошло к саду? (Дождь) - Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). Вспомним определение. -Что помогает четче представить, ощутить художественные образы? ( Описание звуков, запахов, цвета) - Напишите, какие запахи вы почувствовали? (душистым медом тянет) - Какие цвета увидели? (золотая пыль дождя) - Какие звуки услышали? (трепет крыла воробья, как барабанит дождь) - Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы) - Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10) - Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас, скорее всего, получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами. Мы как будто переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это? - Прочитайте первое четверостишие. - Какое чувство возникает у вас? ( радость) - Оно названо, обозначено словами в стихотворении? (нет) - А как же мы его поняли? ( прочитали между строк) - Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство? (немного тревоги) -Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? ( «Качаясь, движется завеса») - Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается? |