СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "А.А. Фет. Стихотворение "Весенний дождь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить с биографией А.А. Фета, стихотворением «Весенний дождь»; показать необычность, красоту, яркость его поэзии.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
  • Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
  • Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

Планируемые результаты урока:

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Ориентируются в своей системе знаний.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте)
  • Строить устное речевое высказывание;
  • Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
  • Определять чувства, мысли, переживания лирического героя;
  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: 

  • Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы.
  • Высказывать оценочные суждения.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.

Регулятивные:

  • Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке;
  • Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
  • Оценивать правильность выполнения задания;
  • Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  •  Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).

 Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "А.А. Фет. Стихотворение "Весенний дождь"»


Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить с биографией А.А. Фета, стихотворением «Весенний дождь»; показать необычность, красоту, яркость его поэзии.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;

  • Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;

  • Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

Планируемые результаты урока:

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Ориентируются в своей системе знаний.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте)

  • Строить устное речевое высказывание;

  • Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;

  • Определять чувства, мысли, переживания лирического героя;

  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: 

  • Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

  • Способствовать проявлению познавательной инициативы.

  • Высказывать оценочные суждения.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.

Регулятивные:

  • Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке;

  • Проговаривать предполагаемые действия на уроке;

  • Оценивать правильность выполнения задания;

  • Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  • Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).

Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, предметно – практические.


Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Орг. момент.




2.Мотивационный этап.

( слайды № 1-2)


















3. Сообщение темы и цели урока.

(слайд № 3)





Здравствуйте, дорогие ребята. . Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник, читательский дневник? А хорошее настроение?


Начнем наш урок с вопроса:

- Попадали ли вы под дождь?

- Что вы при этом чувствовали, ощущали?

- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?

- Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Я предлагаю вам послушать музыку дождя еще раз и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте подобрать эпитеты к слову дождь.

( просмотр слайдов № 1-2)

- Итак, какие эпитеты вы подобрали к слову дождь? Какой дождь? ( теплый, золотой, холодный, веселый, звонкий,…)

- Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

- А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? ( При помощи слов)


- Мы до сих пор не определили тему нашего урока и его цели.

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о весне, о дожде)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с поэтом А.А. Фетом (обращаем внимание на портрет писателя), проанализируем стихотворение «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.

Эмоциональная. психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к проведению урока,

организация диалога, направленного на выполнение задания.

Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы

Ученики работают индивидуально, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.



Личностные

Регулятивные


4.Знакомство с биографией поэта.

- Я предлагаю вам сейчас самостоятельно познакомиться с биографией поэта. Вы читаете текст, подчеркиваете непонятные для вас слова в тексте, находите в тексте ответы на вопросы.

Учащимся раздаются тексты (приложение 1).

Ответьте на вопросы:

1)Что удивило вас и заинтересовало в биографии поэта?

2)О чем писал А.А.Фет?

3)Почему стихи Фета для современников были непривычными?

Учитель сохраняет интерес к теме и

организует работу детей, побуждает обучающихся к совместной работе , к поиску нужной информации для доказательства мнения.

Ученики формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

Регулятивные


Коммуникативные


Познавательные


Личностные

5.Выразительное чтение стихотворения «Весенний дождь» учителем или прослушивание аудиозаписи


-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?

- Вы услышали дождь?

(Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит).

-Какое настроение передаёт поэт читателям?

Учитель

активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Коммуникативные


Регулятивные


Познавательные

6. Анализ стихотворения.

(слайды№4-8)


- Какова тема стихотворения?

- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)

- Какой образ главный? (Образ дождя)

- Как вы об этом догадались? (Отражен в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, четко, долго)

- Какие художественные средства использовал автор? (эпитеты: золотая пыль, душистый мед, свежие листья…)

- Что такое эпитет? Вспомните определение.

Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия.

А УЖ ОТ НЕБА ДО ЗЕМЛИ,

КАЧАЯСЬ, ДВИЖЕТСЯ ЗАВЕСА…

- Как вы понимаете слово завеса?

- Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова.

Завеса –

1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.).

2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь.

(И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)


- Как вы видите, слово многозначное.

- В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?

- Какое художественно-изобразительное средство применил автор в этой строке? (Метафору)

- Что такое метафора? Вспомним определение.

- Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение)

- Какое слово указывает на сравнение? Вспомним определение.

- Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит».

- А что подошло к саду? (Дождь)

- Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). Вспомним определение.

-Что помогает четче представить, ощутить художественные образы? ( Описание звуков, запахов, цвета)

- Напишите, какие запахи вы почувствовали? (душистым медом тянет)

- Какие цвета увидели? (золотая пыль дождя)

- Какие звуки услышали? (трепет крыла воробья, как барабанит дождь)

- Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы)

- Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

- Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас, скорее всего, получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами. Мы как будто переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это?

- Прочитайте первое четверостишие.

- Какое чувство возникает у вас? ( радость)

- Оно названо, обозначено словами в стихотворении? (нет)

- А как же мы его поняли? ( прочитали между строк)

- Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство? (немного тревоги)

-Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? ( «Качаясь, движется завеса»)

- Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается?

Организует работу с текстом, акцентирует внимание учащихся на мастерстве автора в подборе нужного слова для создания лирического образа дождя.

Предлагает выяснить лексическое значение непонятных слов с помощью словаря или Интернета.

Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Участвуют в обсуждении, строят свои высказывания, анализируют, обобщают формулируют вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.


Познавательные



Регулятивные



Личностные



7. Творческая лаборатория (работа в группах)




1.Используя художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений).

2.Используя художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).



Учитель сохраняет интерес к теме и

организует работу детей в группах, определив задание для каждой группы побуждает обучающихся к совместной работе в группе, к поиску нужной информации для доказательства мнения в группе.

Ученики преобразовывают предложенную информацию в другие формы с целью активного усвоения нового материала, формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, создают групповой и индивидуальный творческий продукт, самостоятельно в монологе высказывают свою точку зрения.

Познавательные


Регулятивные


Коммуникативные


Личностные

8.Сопоставительная работа. (слайд №10)

-Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872 г.).

- Что общего между картиной и стихотворением А.Фета?

- Какие образы повторяются?

-Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения?

- Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент на ней запечатлён? Прочтите.

- Что вам ближе: картина или стихотворение?

Учитель

активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Познавательные


Регулятивные


Коммуникативные


Личностные

9.Рефлексия.


-Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»?

(что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении,

образ дождя таинственный «что-то к саду подошло,

дождь можно услышать (брызнули, барабанит,

дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит).


А теперь вам нужно заполнить личный листок самооценки. Подпишите его и оцените свою работу на уроке. Эти листы будут моими помощниками в выставлении оценок.

На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке.

Побуждает к оцениванию правильности выполнения действия, к анализу урока, к самоанализу, к умозаключениям по теме урока,

Проводят самоанализ, высказывают собственное мнение, выслушивают мнение одноклассников,

делают общий вывод.

Личностные

Регулятивные

Домашнее задание.

(слайд № 10)

Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь».

+ задание на выбор:

1)Нарисовать рисунок «Весенний дождь».

2)Сочинить (по желанию) стихотворение о весне, используя различные художественные приемы и секреты поэтов.

3)Составить пазл картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» ( в электронном дневнике).

Даёт информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Слушают. Записывают в дневник.

Регулятивные


Приложение 1.


Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – в Орловской губернии. До четырнадцати лет он жил в усадьбе дворянина Шеншина, которого считал отцом, счастливо и безоблачно проводя свои дни. Как вдруг случилась трагедия: выяснилось, что он сын вовсе не русского дворянина, а немца Иоганна Фета. Фет лишился дворянского звания, был отправлен в приют… Это событие повлияло на всю его жизнь.

«Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им – Фет», - говорил он и почти всю жизнь боролся за возвращение своей «настоящей», как он считал, фамилии. Спустя много лет, поэтический талант позволил ему гордо именоваться дворянином Афанасием Афанасиевичем Шеншиным.

В двадцать лет поэт издал свою первую книгу стихов.

Стихи Фета казались современникам непривычными. Слово в них как будто передавало звук, запах, свет, даже музыку. Поэт А.К. Толстой писал о произведениях Фета: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть его стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук…»

Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и все, что живет на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть…

В трудную минуту жизни Фет всегда обращался к Богу, уверенный, что Он поможет одолеть невзгоды: их было так много в его жизни. В нем с детских лет жила вера, что «…хранитель, ангел Божий, прилетает по ночам…», который и утешит, и спасет, и сохранит…

Так и случилось: не пропал Богом данный талант Афанасия Афанасиевича Фета, остались его стихи для нас, его далёких потомков.




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!