Урок «Абсолютная и относительная погрешность» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Рада приветствовать вас на уроке алгебры! – У кого есть желание узнать что-то новое? – Я уверена, что мы с вами справимся с любыми трудностями | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание № 547: К сплаву магния и алюминия, содержавшему 12 кг алюминия, добавили 5 кг магния, после чего процентное содержание магния в сплаве увеличилось на 20 единиц. Сколько килограммов магния было в сплаве первоначально? | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно/ неправильно | Не смог решить потому, что… | | | | | | | Решение. Пусть х кг магния было в сплаве, тогда (х + 12) кг – масса сплава. Значит, содержание магния в сплаве. Тогда (х + 17) кг – новая масса сплава, а (х + 5) кг – новая масса магния. новое содержание магния в сплаве. х = 3 3 кг магния было в сплаве Ответ: 3 кг. | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать, что им известно о понятии «погрешность». Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о понятиях «абсолютная и относительная погрешность»? Формулирует учебную задачу: – Исследовать понятия «абсолютная и относительная погрешность» | Выступают перед классом или в группах. – Я знаю… – Я слышал… – Нам рассказывали… – Я могу… – Я выполнял… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить значение понятий «абсолютная погрешность» и «относительная погрешность»; – научиться использовать понятия абсолютной и относительной погрешности для решения заданий | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Почему мне нужно знать о понятиях «абсолютная и относительная погрешность»? – Каких результатов я ожидаю на сегодняшнем уроке? – Как быть активным на уроке? – Какова моя цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли, демонстрировать самомотивацию |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Почему на эти вопросы можно ответить только приближенно – Каково население Дальневосточного федерального округа? – Сколько книг находится в школьных библиотеках России? – Сколько серн живет в Тебердинском заповеднике? Организует анализ определения понятия «абсолютная погрешность». Объясняет обучающимся, что это абсолютная погрешность. Если в справочной литературе приближенное значение записано в виде десятичной дроби, то точность приближения не превосходит единицу последнего разряда. Организует анализ определения понятия «относительная погрешность». Сообщает обучающимся, что относительная погрешность | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои идеи. Строят предположения. Обосновывают свои мысли. Размышляют о понятии «приближенное значение». Придумывают аналогичные вопросы. Анализируют определение. Задают вопросы учителю. Определение | Мне непонятно… | Вопросы к учителю | Абсолютной погрешностью приближения называют модуль разности между точным значением величины х и ее приближенным значением а | Почему…? | Как…? | Делают записи в тетради. Задают вопросы. Анализируют определение. Задают вопросы учителю. Определение | Мне непонятно… | Вопросы к учителю | Относительной погрешностью называют отношение абсолютной погрешности к модулю приближенного значения величины | Каким образом…? | Зачем…? | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение анализировать информацию |
VII. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не нашли ответов на вопросы. Создает условия для повторного рассмотрения вопросов, которые вызвали затруднение | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Что называют абсолютной погрешностью? | | | Что называют относительной погрешностью? | | | | Умение осуществлять актуализацию полученных знаний и умений |
VIII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 555) Какие из следующих величин являются точными, а какие приближенными? 1) Объем воды в озере Байкал составляет 23 000 км3; 2) в классе 32 ученика; 3) в Государственной Думе России 450 депутатов; 4) в самолете Ил-96 – 400-436 посадочных мест; 5) урожай составил 36 ц с одного гектара; 6) высота горы Эверест равна 8848 м. 2. (№ 558) Запишите в виде двойного неравенства: 1) х = 15 0,3; 2) х = | Решения: 1. 1) приближенная; 2) точная; 3) точная; 4) точная; 5) приближенная; 6) приближенная. 2. 1) 2) | Умение самостоятельно принимать решения |
IХ. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Побуждает учащихся закончить предложения. – Что нового я узнал на уроке? – Чему научился? – Как бы я оценил свою работу на уроке? – Над чем мне еще предстоит поработать? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
Х. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |