Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: докажите, что Афины стали могущественным полисом и популярным культурным центром Эллады. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. В 5-м веке до н.э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу. Знаменитым вождем афинского демоса не протяжении нескольких десятилетий был Перикл. Задание. Прочитайте пункт параграфа 1 «Чем занималось Народное собрание» и письменно в тетради выполните следующие задания: - составьте в тетради список полномочий Народного собрания. Кто принимал участие в его работе? - назовите способ голосования в Народном собрании Афин. Учитель: в Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка – стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. Почему же стратега выбирали не жребию, а поднятием рук? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца. Занятие должностей было почетным, и никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки, так как им необходимо было зарабатывать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Запишите в тетрадь: Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Смысловое чтение текста стр. 193- 195 пункт параграфа 3 «Перикл, его друзья и враги». Вопросы: - перечислите условия, которые способствовали длительному пребыванию Перикла на должности первого стратега в Афинах. - Как вы считаете, почему периодически у афинян возникало недоверие к своему первому стратегу, его знаменитым друзьям. Запишите в тетрадь: Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, ее культурным центром. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Докажите, что Афины стали могущественным полисом и популярным культурным центром Эллады Называть способ голосования в Народном собрании Афин Доказывать, что оплата государственной службы расширила доступ к управлению государством всех слоев населения | Устный опрос |