СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания о характере движения и взаимодействия молекул вещества в различных  агрегатных состояниях, взаимных переходах вещества из одного состояния в другое, о процессах  плавления и кристаллизации.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."»

Класс: 8

Урок: 16 Дата:

Тема:

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

Цель :

 Сформировать знания о характере движения и взаимодействия молекул вещества в различных агрегатных состояниях, взаимных переходах вещества из одного состояния в другое, о процессах плавления и кристаллизации;

 Сформировать понятия: плавление, отвердевание (кристаллизация), температура плавления (отвердевания);

 Развивать умение анализировать графики, определять и объяснять понятия, делать вывод на основе полученной информации, оценивать свои достижения.

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки


Умение различать агрегатные состояния вещества и объяснять это различие с точки зрения молекулярного строения.

Умение систематизировать знания в виде таблицы. Умение работать с текстовой информацией.

Формирование уважительного отношения друг к другу, формирование познавательных интересов.


Основные понятия

Агрегатные состояния вещества, молекулярное строение. Кристаллизация и плавление, графическое

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы




Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

лабораторное оборудование


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Организация внимания учащихся

Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место.

Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Регулятивные.Включение в ритм работы.

Личностные. Самоопределение, настрой на урок.

Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.



Актуализация ранее изученного

- Как называют различные состояния одного и того же вещества? Ответ: агрегатные.

- Чем же тогда отличаются агрегатные состояния?

Давайте вспомним, какими свойствами и почему обладают вещества в том или ином агрегатном состоянии. Вспоминать будем, заполняя таблицу. Работа в группах.

Агрегатное состояние

Свойства

Как расположены частицы

Как движутся частицы

Твердое




Жидкое




Газообразное





Сохраняет форму и объем

Частицы расположены в строгом порядке (образуют кристаллическую решетку), расстояние между частицами сравнимо с размерами самих частиц

Совершают колебательные движения около определенного положения

«оседлые»

Сохраняет объем, принимает форму сосуда

Частицы расположены хаотично (образуют только ближний порядок), расстояние между частицами сравнимо с размерами самих частиц.

Совершают колебательные движения около положения равновесия, могут переходить на новые места

«кочевники»

Не имеет формы, занимает весь предоставленный объем

Частицы расположены хаотично, расстояния между частицами во много раз больше размеров самих частиц.

Свободно двигаются по всему объему

«бродяги»


- Ребята, в своей жизни вы постоянно встречаетесь с различными веществами, находящимися в каком-либо агрегатном состоянии. Возможны различные переходы из одного состояния в другое.

Посмотрите на схему (рис. 2). Назовите возможные переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое.










- Ответ: Возможны переходы: из твердого состояния в жидкое, из жидкого состояния в газообразное, из газообразного в твердое и обратные переходы: из твердого состояния в газообразное, из газообразного в жидкое, из жидкого в твердое.

- А теперь попробуйте установить соответствие между переходами и явлениями, им соответствующими (рис. 3). Пригласить по очереди двух обучающихся к доске для выполнения задания.

- В результате на доске должно получиться:

Ж → Г: образование пара при кипении воды; испарение воды;

Т → Г: запах нафталина, испарение сухого льда;

Т → Ж: таяние льда, плавление металла;

Г → Т: образование на окнах узоров зимой;

Ж → Т: замерзание воды;

Г → Ж: выпадение росы, образование тумана.

- Скажите, а какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? Ответ: Водяной пар используют в паровых турбинах. В металлургии,

например, плавят металлы и изготавливают различные детали, трубы. Переходы происходят, когда замораживаем воду в холодильнике, зажигаем свечку, растапливаем сливочное масло на сковороде,

кипятим воду, сушим белье и т. д. В природе – круговорот воды. Испарение воды с водоемов, образование тумана, облаков, снега, росы… Давайте посмотрим как это происходит.

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Просит сформулировать и

записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.

удается преодолеть силы молекулярного притяжения и перескочить в новое положение.

Подведение к теме урока.

-Как вы думаете, о каких тепловых процессах пойдёт речь на уроке?. (Ученики пытаются

сформулировать цель урока.)

- Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с переходами вещества из твердого

состояния в жидкое, а из жидкого состояния в твердое, т. е. с процессом плавления кристаллических

тел и обратным ему процессом – процессом кристаллизации.

- Откройте тетради. Запишите тему урока: «Плавление и отвердевание кристаллических тел»



Тема урока: «Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.»

А, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Чем можно объяснить различные состояния вещества?

Почему при различных условиях одно и тоже вещество принимает разное состояние?

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Открытие новых знаний

1. Для понимания процессов, происходящих в природе и умения ими управлять, надо знать

условия, при которых происходит превращение одного агрегатного состояния вещества в другое. Надо выяснить условия, при которых происходят плавление и отвердевание.








- Скажите, что будет происходить с кусочком льда, вынутым из морозилки?

- Сразу будет таять? Что же нужно сделать с твердым веществом, чтобы оно стало жидким?

Ответ: Его надо нагреть.

- Давайте посмотрим, что будет происходить со льдом при нагревании.

Вопросы классу:

- В каком состоянии находился лед сначала? Ответ: твердом.

- Чтобы оно стало жидким, что с ним сделали? Ответ: его стали нагревать.

- Скажите, лёд сразу плавится? Ответ: нет. Его нагрели до какой-то определенной температуры

и только тогда он начал плавиться. (Обратить внимание!).

- Как называют температуру, при которой вещество плавится? Ответ: температуру, при которой

вещество плавится, называют температурой плавления.

- Откройте учебники и найдите, что такое температура кристаллизации и в чем ее особенность.

Ответ: Температура, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой отвердевания или кристаллизации.

- Какова особенность? Ответ: вещества отвердевают при той же температуре, при которой

плавятся. Пример: вода кристаллизуется (а лед плавиться) при 0ºС.

- Запишем: что такое плавление, что такое отвердевание?

2. Температуру плавления (кристаллизации) различных веществ мы можем узнать из таблицы

“Температура плавления некоторых веществ”. Найдите таблицу ее в учебнике.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ:

- Давайте поработаем с таблицей. - Назовите самый тугоплавкий металл. Ответ: вольфрам (нити

накала в электрических лампочках).

- Назовите легкоплавкие вещества? Ответ: лед, цезий, калий, натрий.

- Есть ли металл, который можно расплавить в руке? Ответ: цезий.

- А в кипящей воде? Ответ: еще натрий.

- Можно ли расплавить серебро в алюминиевой ложке? Ответ: нет, т. к. tпл серебра больше tпл алюминия.

- Можно ли расплавить янтарь в цинковом сосуде? Ответ: да, т. к. tпл янтаря меньше tпл цинка.

- Для обогрева небольших помещений используют металлические печки. Температура в печи

достигает 1100 ºС. Можно ли сделать эту печку из алюминия? из стали? Ответ: из алюминия – нет (tпл алюминия 660 ºС); из стали – да (tпл стали 1500ºС).

- Почему на Севере для измерения низких температур пользуются не ртутными, а спиртовыми

термометрами? Ответ: t отвердевания ртути – 39ºС, спирта – 114ºС. На севере температура может быть ниже – 39ºС.

- Дополнительно: галлий плавиться при температуре 30ºС, кипит при 2300ºС. Его используют

для замены ртути в термометрах. Уже изготовлены термометры для температур до 1500ºС.

3. Плавление кристаллических тел – сложный процесс. Вы уже получили некоторую

информацию о плавлении и отвердевании, но многое можно узнать из графика плавления и

отвердевания. На рисунке представлен график плавления и отвердевания льда .

Проанализируем его вместе.

Работа с графиком

- При какой температуре взяли лед? Ответ: - 10ºС.

- Представьте такую ситуацию: на улице мороз – 10ºС. Взяли кусок льда и принесли домой.

Посмотрим, что же с ним будет происходить?

- Как меняется температура льда на участке АВ? Ответ: увеличивается (лед нагревается).

- До какой температуры? Ответ: до 0 ºС.

- Что стало происходить со льдом при 0 ºС? Ответ: он начал плавиться.

- Горизонтальный участок ВС графика соответствует процессу плавления льда. Посмотрите,

меняется ли температура в процессе плавления?

- Обратите внимание: температура не менялась, пока весь лед не расплавился, полностью не

превратился в воду. Процесс плавления происходит при постоянной температуре. Итак, в т. С – это уже вода.

- И что же будет происходить с водой дальше? Посмотрите, как меняется ее температура?

Ответ: температура увеличивается до 20 ºС (до комнатной температуры); на участке СD происходит процесс нагревания воды (жидкости).

- А теперь взяли и вынесли воду на улицу. Что же будет дальше происходить с водой? Ответ:

она будет остывать (охлаждаться).

- До какой температуры вода охлаждается и на каком участке это происходит? Ответ: до 0 ºС;

на участке DE.

- И как только вода охладиться до 0 ºС, какой процесс начнется? Ответ: процесс отвердевания.

- И горизонтальный участок EF соответствует процессу кристаллизации воды. И до тех пор,

пока вода превращалась в лед, температура менялась? Ответ: нет.

- В т. F – вся вода превратилась в лед. Чему соответствует участок FК? Как менялась

температура на этом участке? Ответ: температура уменьшалась. Происходило охлаждение льда до уличной температуры.

Обобщение.

- Что вы можете сказать про температуру плавления и температуру отвердевания?. Ответ: они

равны.

- Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда? Почему эти участки

параллельны оси времени? Ответ: участок ВС – плавлению, EF – отвердеванию. А параллельны оси

времени, потому что температура не менялась, пока эти процессы происходили.

- Почему лед не сразу начинает таять, если его внести с мороза в натопленную комнату? Ответ:

t таяния льда 0 ºС. Чтобы снег начал таять, он должен нагреться до 0 ºС.

- А если лед внести с улицы в подвал, температура воздуха в котором 0 ºС. Будет ли таять лед в

подвале? Ответ: Нет. Чтобы лед плавился, необходим приток энергии. Нет теплообмена, t льда и

воздуха - одинаковые.

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

 Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Информацию анализировать и оценивать её достоверность.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.

1. а) Почему во время снегопада температура воздуха обычно повышается?

2. а) Телу передали некоторое количество теплоты. Всегда ли можно утверждать, что температура тела при этом повысилась?

Высокий уровень

1. а) Весной по утрам на растениях выпадает иней. Как влияет иней на охлаждение растений?

2. а) В какую погоду образуются сосульки? Если в мороз, то откуда берется вода? Если в оттепель, то почему вода замерзает?

Будет ли плавиться лед, взятый при 0 °С, в помещении с температурой 0 °С?



Нет, для разрушения кристаллической решетки необходима энергия, а теплопередача возможна только от тела с большей температурой к телу с меньшей температурой, следовательно в данном случае теплопередача осуществляться не будет.


Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Итог урока

В каких агрегатных состояниях может находиться одно и вещество?

Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?

1. Какой процесс называют плавлением?

2. Какой процесс называют отвердеванием?

З. Как называют температуру, при которой вещество плавится и отвердевает?

1. Пользуясь графиком (см. рис. 16) и текстом, относящимся к нему, объясните, что происходит с водой в отрезки времени, соответствующие каждому из участков графика.

2. Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?

З. Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда? Почему эти участки параллельны оси времени?

- Человек подобен аккумулятору и заряжается он в юности.

Заряжайтесь знаниями и отношением к жизни

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов учащихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

§12-14.

построить график плавления и

отвердевания свинца, взятого при t= 20 ºC и нагретого до t= 400ºС.

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение

достижений. Предлагает

определить уровень

своих достижений,

наметить перспективы работы.

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся


Дополнение к уроку:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





9