Этапы урока | Деятельностьучителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельностьучеников | Планируемые результаты |
Организационный | Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания. | - Что общего между альпинистом, штурмующим горные просторы, ребенком, успешно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше? | Приветствуют учителя. Настраиваются на рабочий лад. Отвечают на вопросы учителя: - Результат успеха | Регулятивные УУД: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. Коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания, желание узнать что-то новое, проявляют активность. |
Проверка домашнего задания | Откройте домашнее задание. Обратимся к номеру 746 из д/з и ответим на вопросы, записанные на доске. | Какие величины являются постоянными, а какие переменными? - Какие из переменных величин являются зависимыми, какие независимыми? Почему? | Называют: постоянные – 0,2 и -3; переменные – y и х. Проговаривают, что х – независимая переменная, т.к. выбрана случайно y – зависимая, т.к. зависит от выбранного значения х | Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, обосновывать свои ответы. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Все в нашей жизни взаимосвязано, все, что нас окружает, все от чего-то зависит. Констатирует тему урока, | Например, - от чего зависит ваше сегодняшнее настроение? - от чего зависят ваши оценки? - от чего зависит ваш вес? - Определите, какое ключевое слово нашей темы? - Существует ли между объектами связь? Это понятие мы сегодня введем на сегодняшнем уроке | Взаимодействуют с учителем во время устного опроса. - Зависимость. Выдвигают предположение о теме предстоящего урока Формулируют тему урока. Записывают в тетрадях тему урока:«Связь между величинами» Прогнозируют свои результаты. Формулируют цели урока | Коммуникативные УУД: планирование учебного действия с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности Личностные УУД: мотивация учебной деятельности Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей |
Актуализация знаний | Организует работу для проверки теоретических знаний, контролирует правильность ответов учащихся - На практике мы часто встречаемся с зависимостью между различными величинами. Например, площадь круга зависит от его радиуса, объем прямоугольного параллелепипеда зависит от его длины, ширины и высоты. | Фронтальная работа. -
Приведите примеры постоянных и переменных величин, с какими вы знакомы из уроков физики, биологии, географии. -
Запишите на доске формулу нахождения площади квадрата, прямоугольника, формулу объема куба и пройденного пути (расстояния). Работа в парах. Найдите координаты точек A, B, C, D, E, изображённых на рисунке. В таблице представлено изменения температуры воздуха за су тки. Заполните пропуски. | Слушают учителя, включаются в работу за счет выполнения заданий, актуализируют свои знания по пройденному ранее материалу. Приводят примеры этих величин из физики, географии, биологии (скорость, сила, атмосферное давление, температура воздуха – переменные величины), число пи, ускорение, сила тяжести -постоянные величины) Взаимодействуют с учителем во время опроса, записывают формулы в тетрадях и на доске, анализируют ответ товарища Температура воздуха была равна –2 °С в ___ ч. Т емпература воздуха была равна_____ °С в 4 ч. Самая низкая температура была____ °С в ______ ч. Самая высокая температура составляла_____ С в ____ ч. | Личностные УУД: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование. Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала, поиск и извлечение нужной информации,построение логической цепи рассуждений, доказательство. Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, ведение диалога, соблюдение моральных норм при общении. |
Изучение нового материала | Предлагает решить задачи. Наводящими вопросами помогает учащимся увидеть зависимость одной величины от другой. Что общего в этих задачах? Мотивирует учащихся за счет включения учащихся в деятельность по средствам организованной учителем беседы, организует работу в паре, осуществляет выборочный контроль, слушает и отмечает правильность ответа учащихся. организует выполнения задач, контролирует записи в тетради. Организует восприятие информации учащимися, осмысления заданного и первичного запоминания учениками изучаемой темы | Учебник: стр. 135 – 138 Работа в парах Задание. Рассмотрите задачу в паре и ответьте на вопросы. Площадь квадрата зависит от длины его стороны. Пусть сторона квадрата равна, а см, а его площадь равна S см². 1. Запишите зависимость площади квадрата от длины его стороны. 2. Найдите площадь квадрата, если длина сторона квадрата равна 3, 14, 0,3, 0,08. 3.Что вы можете сказать об этих величинах? 4 . Какая переменная является зависимой, а какая независимой? | Приводят свои вычисления. Озвучивают свои ответы, проверяют решения. Ответ: Зависимость переменной Sот переменной a выражается формулой . -
Если а = 3, то S=3²=9; -
Если а = 14, то S=14²=196; -
Если а = 0,3, то S=0,3²=0,09; -
Если а = 0,08, то S=0,08²=0,0064. Переменную а, значение которой выбирают произвольно, называют независимой переменной, а переменную , значение которой определяются выбранными значениями а, называют зависимой переменной. - Давайте рассмотрим еще примеры. Определим, какая переменная является зависимой, а какая не зависимой. | Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачи. соблюдать правила работать в парах; составлять план работы; контролировать результат работы путем сличения с образцом; соблюдать правила ведения тетрадей Познавательные УУД: обрабатывать усваивать информацию: анализировать, выделять главное, сравнивать; выдвигать гипотезы; сравнивать с образцом; воспроизводить информацию; рассуждать: формулировать тезис и приводить к нему доказательство. Коммуникативные УУД: вступать в диалог с партнером; слушать; строить понятные для собеседника высказывания; ясно выражать свои мысли; учитывать позицию других людей; корректировать свои действия, действия партнера; Смысловое чтение. |
Первичное закрепление нового материала | Организует выполнения заданий, слушает и корректирует ответ учащегося, направляет на правильный результат | Фронтальная работа с презентацией 1. Осенним днём Петя вышел погулять. Накрапывал дождь, и Петя открыл зонтик. Вдруг подул сильный ветер и чуть не вырвал зонтик из рук. Петя едва смог притянуть его к себе. Заинтересовавшись этим вопросом, Петя, придя домой, стал искать информацию о силе, которая так сопротивлялась, когда Петя тянул зонтик на себя. Петя решил поэкспериментировать дома. Он взял раскрытый зонт и начал его поднимать и опускать с одинаковой скоростью. В каком случае Петя чувствовал большее сопротивление при движении вниз или вверх? Свой ответ поясните. 2 . Ещё в Древнем Риме ученые заметили взаимосвязь между временем суток и поведением растений. Естественные биоритмы цветов позволяли довольно точно поделить сутки на временные отрезки. С ранней весны до поздней осени люди могли руководствоваться полученными знаниями. Для каждой местности должны составляться свои цветочные часы, так как время открытия и закрытия цветков, в разных местностях происходит не в один и тот же час. Для центральной полосы России характерен следующий график распускания растений Мама велела шестикласснику Игорю быть дома в 17:00, чтобы успеть после прогулки сделать уроки. Однако Игорь забыл часы и не мог спросить у прохожих, который час, так как гулял один на природе. Закрытие какого цветка может показать Игорю, что до назначенного мамой времени осталось не более 1 часа? | включаются в работу выполнения заданий, демонстрируют свои знания по изученному материалу, определяют связь между различными величинами из физики, биологии, географии | Предметные УУД: умение самостоятельно применять полученные знания Познавательные УУД: проведение анализа учебного материала; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать ответ одноклассника |
Физминутка | Организует смену деятельности | (упражнения для глаз): 1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза. 2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с. 3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. 4) Работа по изображенному графику функции. | Меняют вид деятельности, выполняют упражнения | Личностные УУД: готовность к здоровьесбережению |
Закрепление | Организует работу, чтобы выявить качество и уровень усвоения знаний и с способов действий. | Решение задач из учебника: № 753, 754, 755, 756, 757, 758 Решение задач из учебника:№ 258- один ученик у доски, остальные в тетрадях Предлагает ученикам обобщить приобретенные на уроке знания. № 753,754, 755 - комментирование с места № 756, 757, 758–самостоятельная работа с самопроверкой | 753. P = 3а — зависимость функциональная. 754. S = а2 — зависимость функциональная. 755. S = 60t — функциональная зависимость; t — аргумент функции. 756. V = 300 – 2t — функция, t — аргумент, 0 ≤ t ≤ 150. V — область значений 0 ≤ V ≤ 300. Область определения: от 0 до 150 мин, область значений: от 0 до 300 л. 757. V = а3 — зависимость функциональная. 758. — функциональная зависимость, v — аргумент функции. | Личностные УУД: независимость и критичность мышления. Регулятивные УУД: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. Коррекция. Познавательные УУД: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. Коммуникативные УУД: смысловое чтение. |
Итоги урока | Взаимодействует с учащимися за счет организации опроса, связывая результаты урока с его целями, | Подведем итоги урока. Сопоставьте цель, проблемы, план урока с полученным вами результатом. Выполнили ли вы план урока? Отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока. Говорит о дальнейшем плане изучения темы, выставляет ученикам отметки за урок | Взаимодействуют с учителем во время опроса, формируют конечный результат своей деятельности, оценивают свою работу на уроке, подводят итоги урока Высказывают свое мнение,. проговаривают что они узнали и чему они научились, что у них получается делать, над чем еще надо поработать. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: установление связи между целью деятельности и ее результатом. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и понимание причин успеха и неудач,оценка процесса и результатов действий Регулятивные УУД: самоконтроль; умение самостоятельно адекватно анализировать свои действия. |
Рефлексия | Инициировать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися в классе | За что бы ты себя похвалил на уроке? – Что изменил бы в своих действиях на уроке? – Что бы ты изменил на уроке в последующем? – Что тебе понравилось на уроке больше всего? Свою деятельность на уроке вы оцените с помощью карточек 3 цветов: красного, синего и зеленого, которые лежат у вас на парте. |
Информация о домашнем задании | контролирует запись домашнего задания в дневники. | § 20, вопросы 1—8, № 757, 758, 759. | отрывают дневники и записывают домашнее задание. | |