СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».»

Технологическая карта урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».


Цели урока:

предметные - представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; умение исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;

метапредметные - умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;

личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.


Решаемые учебные задачи:

1) обобщить представления об алгоритмической конструкции «ветвление»;

2) получить навыки записи составных условий;

3) получить навыки выполнения алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей;

4) получить навыки разработки алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный момент

(Приветственный ролик из сказки)

Добрый день, ребята. Сегодня я предлагаю отправиться в сказку.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- развитие памяти

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

































Личностные УУД:

- формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка


2


Прослушайте и ответьте, из каких произведений данные отрывки?


 «Идет налево – песнь заводит,
 Направо – сказку говорит...» 


«Кабы я была царица,
- Говорит одна девица,
- То на весь крещеный мир
 Приготовила б я пир». 
«Кабы я была царица,
- Говорит ее сестрица,
- То на весь бы мир одна 
Наткала б я полотна». 
«Кабы я была царица,
- Третья молвила сестрица,
- Я б для батюшки-царя 
Родила богатыря».
 


Что общего в этих отрывках? 

Что должны сделать герои данных произведений?

От чего зависит их решение?


Как вы думаете, можно ли их перефразировать с помощью ключевых слов ЕСЛИ …, ТО…?

 Попробуйте это выполнить. 

-Разгадай ребус и узнай, как в теории алгоритмов называют выбор?

В ходе диалога следует объявление темы урока:

Каждый этап урока будет оцениваться вами в Листе оценок, который лежит у вас на столе, подпишите его.








У учащихся на столах лежат карты урока, в которых они выставляют баллы от 0 до 5, оценивая свою работу на каждом этапе урока.

Отвечают, из каких произведений данные отрывки.

Руслан и Людмила (А.С.

Пушкин)











Сказка о царе Салтане (А.С.Пушкин)



Героям нужно сделать выбор.

От обстоятельств, от ситуации.

Да, можно.

Пробуют перефразировать отрывки.





Алгоритм




Ветвление










Тема урока:

Алгоритмическая конструкция «ветвление».

Учащиеся самостоятельно определяют цель урока:

- узнать об алгоритмической конструкции «ветвление»;

- познакомится с командами ветвления;

-научится исполнять алгоритмы с ветвлением.

Подписываю лист оценивания и ставят баллы за 1 этап.

3

Актуализация понятий

Прежде чем перейти к основному вопросу, необходимо повторить основные понятия алгоритмов

  1. Дай определение алгоритма.






  1. Какой алгоритм называется линейным?



  1. Дай определение исполнителя.





  1. Перечисли арифметические действия над величинами.



  1. Какие типы величин используются в алгоритмах.


  1. В чем суть операций нахождения целой части от деления, нахождение остатка от деления.



Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

Линейным называется алгоритм в котором используется только структура «следование».

Исполнитель – это некоторый объект(человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенны набор команд.

Арифметические, операции отношения, логические операции.

Целые и вещественные.


4 div 2 =2

4 mod 2=0

Личностные УУД:

- развитие памяти


4

Диктант

Определить результат выполнения алгоритма. Записать алгоритм в графической форме.

1 вариант

2 вариант

a:=336
b:=8
a:=а div b
b:=a mod b

x:=8
y:=336
y:=y div x
y:=y mod x


Работают в тетрадях самостоятельно, после выполнения осуществляют взаимопроверку


5

Первичное усвоение новых знаний.

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм.

Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам.



А часто ли в нашей жизни встречаются линейные алгоритмы?

К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм.

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй самый легкий, - подражание; третий самый горький, - опыт. (Конфуций)

Например: вы умываетесь, чистите зубы и вдруг перестала идти вода или закончилась паста. Утром, собираясь в школу, мы обязательно посмотрим в окно: если идет дождь, то берем с собой зонт… Такие условия встречаются в нашей жизни довольно часто.

Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.

Таким образом, появляется новая алгоритмическая конструкция ветвление.

– Попробуйте дать определение.


Ветвление - алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).

Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление», называют разветвляющимися.


– Ниже приведены формы ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали? (Полная и неполная форма ветвления).

Полная форма ветвления.

Если условие то действие 1, иначе действие 2

ЕСЛИ , ТО ,
ИНАЧЕ .

В виде блок-схемы это можно представить следующим образом:

В некоторых случаях  может отсутствовать, тогда ветвление будет иметь неполную форму.

Неполная форма ветвления.

ЕСЛИ , ТО  

ЕСЛИ , ТО 

В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Вспомните, герои, каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу.


Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.)

Нет не часто.










(Ребята продолжают приводить примеры).







Пытаются дать определение.


Смотрят на слайд, и сравниваю с определением, которое дали ранее.

Делают записи в тетради.





Сравниваю, находят отличия.

Записывают в тетрадь.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- развитие внимания

- формирование навыков создания структурированного конспекта


6

Физкультминутка.

Если ты юноша, то выполняй круговые движения глаз по часовой стрелки, иначе против часовой стрелки.

Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперед- назад, иначе вправо- влево.

Если у тебя карие глаза, то вытяни руки вперед и потянись, иначе вытяни руки вверх потяни.

Если ты ученик 8 класса, то выпрямись и приготовься к дальнейшей работе.

Выполнят движения по алгоритму.


7.

Применение полученных знаний на практике

Приведите примеры разветвляющегося алгоритма из математики.


Решение квадратного уравнения

Модель задачи:

ax2 + bx + c = 0

Формализация:

D:=b2 - 4 * a * c
если D0, то x1
x2:=

если D=0, то x:

если Dкорней нет

Алгоритмизация:



Приводят примеры.






8

Практическая работа

Заполните блок-схему в Конструкторе алгоритмов.


Выполнят задание.


9.

Подведение итогов урока.

Давайте вместе вспомним наш урок. Что нового вы сегодня узнали? С каким видом алгоритма мы познакомились?.. Давайте вместе попробуем сформулировать, какой алгоритм называется разветвляющимся?.. Скажите, пожалуйста, а где в нашей жизни мы можем встретиться с этим алгоритмом? Нужен ли он нам?..




10.

Домашнее задание

1. Составить блок-схемы к пословицам: Сделал дело – гуляй смело; Что посеешь, то и пожнешь; Где песня поется, там весело живется.

2. Вычислите значение гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны значения его катетов.


Записываю задание, задают вопросы

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- развитие памяти

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности


11.

Рефлексия
























Ролик из сказки «Тут и сказки конец»

Учащиеся подсчитывают баллы, полученные на этапах работы, суммируют их. По алгоритму определяют отметку за урок.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!