Название методической разработки: Технологическая карта урока астрономии по теме: «Солнце: его состав и внутреннее строение»
Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 11 | Солнце: его состав и внутреннее строение |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия. Базовый уровень. | 11 | Учебник /Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут – 5-е изд., пересмотр., - М: Дрофа, 2018. – 238 стр. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Рбъяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звёзд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значения открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики. | Использовать физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно полученных аналитических закономерностей для светимости Солнца, температуры его недр и атмосферы. | Высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения информации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитических выводов; проявлять заинтересованность в самостоятельном проведении наблюдении Солнца. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер, проектор, телескоп школьный, учебник, таблица «Солнце» | http://magru/net/pubs/5982#2 – Структура и внутреннее излучение Солнца http://galspace.spb.ru/index101.html - Солнце. Видимая поверхность звезды https://www.youtube.com/watch?v=e6E_7qcpH9U - Живое Солнце |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Мотивирование на учебную деятельность | Создать условия, когда обучающийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу. | https://www.youtube.com/watch?v=e6E_7qcpH9U («Живое Солнце») | Настраивает обучающихся на успешную работу. | Обучающиеся смотрят фильм и выдвигают предположение о теме урока, обсуждают её и формулируют. | 2 |
Актуализация знаний | Обсудить значимость темы. В результате выделяются следующие аспекты. Солнце – ближайшая звезда. Изученние её особенностей позволяет проанализировать особенности других звёзд. Солнце, являясь «центральным» телом Солнечной системы, определяет процессы, протекающие на планетах, их спутниках и других телах, все остальные системы испытывают их влияние. Солнце – естественная астрономическая лаборатория, в которой возможно наблюдать процессы, недоступные для получения в условиях Земли. Солнце, в отличие от планет и других тел Солнечной системы, является самосветящимся небесным телом, излучающим за счёт процессов, происходящих в его недрах. Вся энергия на Земле связана с преобразованием солнечной энергии, включая важнейшие биологические процессы. | Таблица «Солнце» | В процессе беседы учитель ограничивает те вопросы, которые будут рассматриваться на данном уроке: химический состав и строение Солнца, источник его энергии. | Участвуют в беседе. | 3 |
Целеполагание, постановка проблемы | Акцентировать внимание обучающихся на методах получения информации о Солнце и его излучении. Среди методов отмечают: - визуальное наблюдение средствами наземных и космических обсерваторий; - спектральный анализ. Перед обучающимися сформулировать проблемный вопрос: есть ли поверхность у Солнца, ведь наблюдателю звезда представляется в виде небольшого диска диаметром около 0,50 . | Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143 | Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока. Работают с учебником. | 2 |
Поиск путей решения проблемы | Способствовать деятельность обучающихся по самостоятельному поиску путей решения проблемы. Данный вопрос приводит к результатам применения метода спектрального анализа. Наблюдение за Солнцем – нельзя смотреть без защиты глаз темным светофильтром (закопченное стекло, засвеченная пленка, а лучше затмение наблюдать через стекло масти электросварки). Нельзя наблюдать через телескоп даже со светофильтром, только проецировать изображение на экран. Что можно увидеть: пятна, факелы возле пятен на краю диска, протуберанцы, вспышки и так далее.
| http://magru/net/pubs/5982#2 – Структура и внутреннее излучение Солнца | Консультирует | Планируют пути достижения намеченной цели. Осуществляют учебные действия по плану. Используя диаграммы химического состава Солнца, определяют, что в химическом составе светила преобладают лёгкие элементы, которые находятся в особом агрегатном состоянии – в состоянии плазмы. Химический состав Солнца различен на разных глубинах. | 3 |
Решение проблемы | В процессе решения задач используются законы физики и раскрываются ряд характеристик Солнца. Определите размер Солнца. Определите массу Солнца. Определите светимость. Определите температуру Солнца. Определите химический состав Солнца. | Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143 http://galspace.spb.ru/index101.html - Солнце. Видимая поверхность звезды | Консультирует | Обучающиеся делятся на 5 групп (по числу задач) Выполняют задания, которые сначала казались непосильными для решения: Задача 1* Задача 2* Задача 3* Задача 4* Задача 5* | 15 |
Коррекция | Разобрать решённые задачи у доски | Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143 | Помогает, советует, консультирует | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | 5 |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Выявить качество усвоения материала. Перечислить правила, которыми необходимо руководствоваться при проведении наблюдения Солнца. Оценить, какая энергия выделилась, если бы Солнце целиком состояло из водорода, который превратился бы в результате термоядерной реакции в гелий. | http://galspace.spb.ru/index101.html - Солнце. Видимая поверхность звезды | Консультирует | Выполняют задания по новой теме, используя самопроверку. | 6 |
Домашнее задание | Обеспечить понимание содержания домашнего задания. §21, упр 17, практическое задание. Используя приложение IX учебника «Указания к наблюдениям. Наблюдения Солнца», проведите собственные наблюдения Солнца (можно воспользоваться школьным телескопом с фильтром). Темы проектов: Результаты первых наблюдений Солнца Галилеем. Устройство и принцип действия коронографа. Задачи для подготовки к ЕГЭ по физике: Плотность фотосферы Солнца не превышает порядка 10-4 кг/м3 , а число атомов преобладающего в фотосфере газа 1017 в каждом кубическом сантиметре. Сравните параметры фотосферы с плотностью и числом частиц, содержащихся в том же объёме воздуха при комнатной температуре и нормальном давлении. Сколько каменного угля сжигается для получения энергии, выделяющейся при превращении 1 г. водорода в гелий? | Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143; приложение. | Разъясняет, предлагает задания на выбор | У обучающихся имеется возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. | 2 |
Подведение итогов, рефлексия | Дать оценку работы класса. Сделать совместные с учителем выводы: Солнце по своим физическим характеристикам является, с одной стороны, обычной звездой – лишь одной из звёзд во Вселенной, но, с другой стороны, она является исключительной и необыкновенной, так как её достаточно близкое расположение позволяет использовать множество методов для получения информации об удалённых звёздах. Солнце и звёзды – самоуправляемые термоядерные реакторы. Существующая современная модель строения Солнца позволяет объяснить наблюдаемые свойства звезды, а также высказать убеждённость в наличии влияния солнечной активности на Землю. | | Благодарит учеников за урок | Обучающиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | 2 |
это желтая линия , поэтому и Солнце желтое (т.к max излучения приходится на желтые лучи)
Если брать λ в см, то получим формулу
Это на поверхности , а глубже температура больше. В таком состоянии вещество находится в газообразном состоянии, причем многие атомы ионизированы, т. е Солнце- раскаленный газовый (плазменный) шар.
5. Химический состав Когда-то считали что никогда не узнают из чего состоят звезды.
Еще И.Ньютон (Англия) в 1665г открыл дисперсию (разложил свет в спектр).
= В 1814г Йозеф Фраунгофер (Германия)- один из основателей спектроскопии открыл в спектре Солнца и зарисовал 580 темных линий, определил и описал длины волн 754 линий поглощения к 1817г (т.е спектр Солнца- непрерывный спектр пересечений темными линиями- фраунгоферовыми. В настоящее время в спектре зарегистрировано более 30000 линий, принадлежащих 72 химическим элементам).
= В 1859г Густав Кирхгоф (Германия) и Роберт Бунзен (1899, Германия) открыли спектральный анализ (Кирхгоф создал модель абсолютно черного тела) «Газы поглощают те длины волн, которые излучают в нагретом состоянии»
По спектру на Солнце никаких неземных химических элементов нет . Самые распространенные на Солнце элементы – 70% водорода, и 28% - гелия.
Все звезды в основном состоят из Н и Не (это основные химические элементы Вселенной).