Проверка домашнего задания | Установление осознанности выполнения домашнегозадания., устранение пробелов в знаниях | Предлагает выполнить тест по теме «Алкины», с последующей проверкой и комментированием | Выполняют тест, затем проверяют и устраняют пробелы в знаниях |
Усвоение новых знаний | Получить новую информацию и сравнить её с полученной ранее. Изучить фактический материал с помощью различных источников | Рассказывает о веществе (не называя его), которое способствовало развитию теории строения органических соединений, повлияло на развитие органической химии (приложение 1). Что же это за вещество? Предлагает определить количественный состав этого вещества, решив задачу. (слайды 2,3). Даёт задания для работы в парах: используя различные источники информации (печатные и электронные), подготовьте сообщения по предложенным на карточках заданиям: 1. Предложите структурные формулы строения молекулы бензола. С помощью, каких реакций можно доказать, что бензол может проявлять свойства непредельных соединений? 2. Познакомьтесь с номенклатурой аренов, составьте формулы орто-, мета-, пара - ксилолов, дайте им названия по систематической номенклатуре и составьте алгоритм названий аренов. 3. Найдите информацию о реакциях замещения в бензоле. Укажите условия их протекания, механизм этих реакций. Сравните реакции замещения в бензоле и у алканов. 4. Выскажите предположения о реакциях горения бензола на воздухе и в кислороде (характер пламени, продукты реакции). Правильность суждений проверьте, используя информацию на электронных и бумажных носителях. 5. Предложите уравнения реакций, характеризующие лабораторные и промышленные способы получения бензола. Укажите условия их протекания. Слушает сообщения учащихся, уточняет, выделяет главное, просит сравнивать с изученными ранее углеводородами, предлагает записывать главное в тетради. | Слушают вступительное слово учителя, решают задачу, определяют формулу бензола, называют тему урока, делают записи в тетрадях. Работают с печатными и электронными источниками: • химический словарь, • справочник школьника по органической химии, • энциклопедия для детей (химия), • химия - в центре наук (пособие по химии), • аккумулятор знаний по химии, • учебники химии разных авторов, • CD-ROM «Химия для всех – XXI век» -химические словари, • CD-ROM «Физика, химия» - справочники. Выступают с сообщениями, записывают в тетрадях определения, уравнения реакций, сравнивают полученную информацию с уже имеющейся. |
Закрепление нового материала | Закрепить изученный материал, актуализировать личностный смысл к изученной теме | Просит ответить на вопросы: 1.Что важно знать о бензоле как представителе класса Арены? (слайд 4). 2. Что хотели бы узнать по этой теме? | Обсуждают, уточняют, делают выводы, записывают в тетрадь, комментируют своё отношение к изученному материалу |
Информирование о домашнем задании | Сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | 1. Решите задачу. При полном гидрировании 7,8г бензола израсходовалось 3,36 л водорода. Определите выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного. 2. Составьте схему превращений с участием бензола и его производных (3 – 5 превращений). | Записывают домашнее задание, получают разъяснение методики его выполнения, задают вопросы. |
Подведение итогов | Проанализировать, дать оценку достижения цели урока, обозначить перспективу. | Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке. Отмечает работу особо активных учащихся. Приводит следующий факт, после чего просит учащихся обозначить перспективу изучения веществ с подобными свойствами. В 2005 году на одном из химических заводов в Китае произошла авария. В результате несколько тонн бензола попало в реку – приток Амура, вещество распространилось по побережью реки на многие километры. Территории грозила экологическая катастрофа, т.к. погибла не только рыба, но и растительность прибрежной зоны реки. Бензол является ядовитой, опасной жидкостью для живых организмов. Зная это, можно разрабатывать методы очистки воды. | Уточняют оценки, комментируют, задают вопросы, отвечают на вопросы |