СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологическая карта урока биологии, 5 класс. Тематический блок "Природные сообщества".
Технологическая карта урока биологии, 5 класс
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Гончарова Евгения Леонидовна |
Место работы | МБОУ СОШ №6 г.Боготол |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 класс | ||||||
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
| |||||||
Тема урока | Пищевые связи в сообществах | ||||||
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый | ||||||
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля
☐ другой (впишите) | ||||||
Планируемые результаты (по ПРП): | |||||||
Личностные - понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке; - ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной. | |||||||
Метапредметные Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать вопросы; Работа с информацией: — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами; — запоминать и систематизировать биологическую информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Совместная деятельность (сотрудничество): — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической задачи. Универсальные регулятивные действия Самоконтроль (рефлексия): — владеть способами самоконтроля и рефлексии; | |||||||
Предметные: — иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях; — применять биологические термины и понятия (природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания; — приводить примеры взаимосвязи организмов в сообществах; — создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии; — проводить анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ. | |||||||
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Пищевая цепь, пищевая сеть, пастбищные (выедания) и детритные (разложения) цепи питания, круговорот вещества, автотрофы, гетеротрофы, редуценты (разрушители); продуценты (производители), консументы (потребители). | |||||||
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по биологи для 5 класса по теме «Пищевые связи в сообществах»; Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования: - Интерактивные задания (используется мультимедиа проектор); - Задание на актуализацию опорных знаний (из курса «Окружающий мир»); - Задания по проверке первичного усвоения учебного материала;
|
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель предлагает послушать стихотворение Эдуарда Асадова. Круговорот в природе! В природе смена вечна и быстра: Лягушка поедает комара. Гадюка тоже пообедать хочет, Гадюка на лягушку зубы точит. А где-то ёж, отчаянный, в бою Сурово точит зубы на змею. Лисица, хитроумная душа, Сощурясь, точит зубы на ежа. А волк голодный, плюнув на красу, Порою точит зубы на лису……. Эдуард Асадов. Ответить на вопрос: - О каких биологических закономерностях идет речь в стихотворении? Планируемые результаты: выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах (метапредметные); иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях (предметные); развитие научной любознательности, интереса к биологической науке (личностные).
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите правильный ответ (актуализация опорных знаний из курса «Окружающий мир», и используя материал прошлого урока).
А) все организмы, обитающие совместно Б) все организмы, обитающие совместно на участках земной поверхности В) только растения и грибы Г) только животные
А) хищники и травоядные Б) производители, потребители и разрушители органического вещества В) симбионты и паразиты Г) растения, грибы, животные
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Ты узнаешь, что такое цепи и сети питания. Ты научишься составлять пищевые цепи и сети, определять производителей, потребителей и разрушителей.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимосвязи организмов в экосистеме. Рассмотрите рисунок, что обозначают стрелки между живыми организмами, что является основой этих взаимодействий.
В экосистеме между этими организмами устанавливаются пищевые связи – цепи питания. Обычно они состоят из 3- 5 звеньев. Начинается пищевая цепь всегда с производителей, т.е. с зелёных растений. Второе звено цепи – травоядные организмы (потребители), затем хищники (потребители). Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами .
Пищевая цепь, или цепь питания, — это ряд организмов, связанных друг с другом пищевыми отношениями. Пищевая цепь показывает последовательность переноса веществ и энергии от одного организма к другому. Ребята, обратите внимание, что в пищевой цепи каждый организм служит пищей предыдущему.
Очень редко встречается ситуация, при которой данный вид является участником только одной пищевой цепи. Чаще он входит в несколько пищевых цепей, часто занимая в них различное положение.
В результате этого формируются пищевые сети. Наличие пищевых сетей обеспечивает большую устойчивость сообщества. Так, если в результате изменения условий какой - либо вид производителей (растений) резко снизит свою численность, питающиеся им потребители перейдут на другие источники питания.
Планируемые результаты: иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях; применять биологические термины и понятия (природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания; приводить примеры взаимосвязи организмов в сообществах (предметные), выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), развитие научной любознательности, интереса к биологической науке (личностные).
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте построим цепи питания для разных сообществ. Работая в парах составьте по две цепи питания. В каждой цепи укажите продуцентов (производителей), консументов (потребителей), редуцентов (разрушителей)
Планируемые результаты: умение различать и определять организмы продуценты, консументы, редуценты и их взаимосвязь в цепях питания; составлять цепи питания (предметные); выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления (метапредметные); развитие научной любознательности, интереса к биологической науке(личностыне);
| ||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||||||||||||||||||||||||||
1). Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки — ? — уж — коршун А) лягушка Б) ёж В) мышь Г) жаворонок
2). Определите правильно составленную пищевую цепь А) чайка — окунь — мальки рыб — водоросли Б) водоросли — чайка — окунь — мальки рыб В) мальки рыб — водоросли — окунь — чайка Г) водоросли — мальки рыб — окунь — чайка 3)
Планируемые результаты: умение различать и определять организмы продуценты, консументы, редуценты и их взаимосвязь в цепях питания; составлять цепи питания (предметные); выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления (метапредметные);
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||
1) (умение - установление причинно-следственных связей) . В аквариуме обитают различные представители растительного и животного мира, а также мира бактерий. Задание: Постройте пищевую цепь из перечисленных объектов: одноклеточные животные (простейшие), мальки рыбок, бактерии, органические остатки. 2) На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте. Отрывок из сказки «Лягушка – царевна» «Указала Баба-Яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||
1)Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания змеи. 1) наземный образ жизни 2) продуцент 3) консумент второго порядка 4) фитопланктон 5) детритофаг 6) плотоядное животное Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.
2)Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите последовательность букв.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения - мхи, багульник, клюква, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. БОЛОТО 2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном деревья, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные - белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравьи. ЛЕС 3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно. ПУСТЫНЯ
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||||||||||||||||||
Любое природное сообщество можно представить в виде пищевой сети. Пищевая сеть состоит из нескольких пищевых цепей. По пищевым цепям передаются вещество и энергия. Используя набор картинок составьте пищевую цепь.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дополните предложения:
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Составить по одной цепи питания луга, леса, озера. Творческое задание (по желанию): Сочините сказку о взаимоотношениях организмов в сообществе (на выбор). |
5