СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии "Бесполое размножение организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Деятельностная цель:

 Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий при изучении обучающимися особенностей и способов бесполого размножения организмов в природе.

 

  Предметно - дидактическая  цель: расширить  и углубить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о роли бесполого размножения организмов в природе.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии "Бесполое размножение организмов"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема «Бесполое размножение организмов»

(9 КЛАСС)








ВЫПОЛНИЛ: Константинова Елена Владимировна,

учитель биологии



2022г.


Тема урока: «Бесполое размножение организмов»


Деятельностная цель:

Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий при изучении обучающимися особенностей и способов бесполого размножения организмов в природе.


  Предметно - дидактическая цель: расширить  и углубить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о роли бесполого размножения организмов в природе.


Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

1. Расширить и углубить знания о роли бесполого размножения в жизни живых организмов;

2. Систематизировать знания о способах бесполого размножения: деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение.

3. Познакомить с понятиями «шизогония», «фрагментация», «полиэмбриония», «клонирование». Раскрыть особенности этих способов размножения.

Метапредметные


1.     Познавательные:

      Уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);     строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

. 2.     Коммуникативные:

Слушать и понимать речь другого человека;   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.     Регулятивные:

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),

осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные

Продолжить формирование у обучающихся научного мировоззрения создать условия для развития познавательного интереса к устройству окружающего мира.


Тип урока: урок открытия нового знания.


  Основные понятия, изучаемые на уроке:

бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение, шизогония, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.


Учащийся  должен знать: особенности и способы бесполого размножения организмов в природе;  определения: бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение, шизогония, фрагментация, полиэмбриония, клонирование; особенности бесполого размножения у растений и животных.

Учащиеся должны уметь: систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы, определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов.

Обеспечение урока: мультимедийный проектор, учебник, раздаточный печатный материал (дополнительный материал по способам бесполого размножения, тест «Бесполое размножение» для домашней работы), презентация «Способы бесполого размножения».



Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формирование УУД

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент.

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность аудитории к работе.

3. Проверяет наличие обучающихся и причины отсутствия.


1. Приветствуют учителя

2. Дежурные докладывают об отсутствующих.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

1 мин

2.

Актуализация знаний
































Целеполагание


1. Предлагает обучающимся ознакомиться с эпиграфом урока (слайд 1).

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» и ответить на вопрос:

«О каком процессе идет речь?»

2. При затруднении при ответе на вопрос поясняет «Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас кома­ра, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смерт­ность одних особей компенсируется рождением других»

3. Фронтальная беседа по вопросам:

А) Какие два типа размножения существуют в природе? (слайд 3)

Б) Как называется тип размножения, при котором организмы развиваются из специализированных клеток- гамет?

(слайд 4)

В) Схема какого типа размножения представлена на слайде? (слайд 5)

Запишите вывод в тетрадь (слайд 6)

4. Предлагает обучающимся для повторения стадий митоза посмотреть презентацию «Митоз» и выполнить задание (слайд 8)

5. Подводит к формулировке темы урока.

« Этот тип размножения первым появился у живых организмов. Оно происходит без участия половых клеток и полового процесса. Какой из типов размножения мы будем сегодня изучать?» (слайд 9)

6. Ставит проблемный вопрос «Почему в эволюционном развитии организмов ни один тип размножения не вытеснил другой?»

7. Выслушивает варианты ответов обучающихся, подводит к выводу о том, что для ответа на вопрос необходимо знать достоинства и недостатки бесполого размножения.

1. Читают эпиграф урока и отвечают на вопрос.

(Размножение) (слайд 2)






2. Слушают рассказ учителя.













3. Отвечают на вопросы, смотрят презентацию (слайд 3,4,5,6), записывают схемы и вывод со слайда 6 в тетрадь.







4. Смотрят презентация «Митоз», выполняют задание в парах на повторение темы предыдущего урока «Митоз».

5.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.







6. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

Познавательные: 1.Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;


2.Логические: установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.


15 мин

3.

Усвоение новых знаний.

1.Продолжает рассказ

«В природе существует несколько способов бесполого размножения (слайд 10). С некоторыми способами вы знакомы. Рассмотрев представленные на слайдах способы бесполого размножения, внесите данные о названии способа и примеры организмов в схему»

2. Предлагает нарисовать в тетради схему (не заполнена)

(приложение 1)

3. Рассказывает о способах бесполого размножения.

«Многие прокариотические организмы размножаются путем бинарного деления (слайд 11). В основе шизогонии тоже лежит деление (слайд 12). Чем отличаются эти две способа? Для других, например грибов и растений, характерно спорообразование. При этом ядро многократно делится путем митоза. Споры продуцируются в огромном количестве, до 3 млрд. в сутки, но не все они попадают в благоприятные условия. Многие могут несколько лет дожидаться своего часа, сохраняя жизнеспособность. У некоторых растений известно почкование (слайд 13). Так у дрожжей на материнской нитке образуется почка- небольшой бугорок, который растет и когда достигнет размеров материнской клетки переходит к самостоятельному существованию. Помимо этих способов в природе существуют и другие».

4. Предлагает изучить дополнительный раздаточный печатный материал, материал презентации (слайд 14,15) и дополнить схему.

5. Продолжает рассказ «У растений широко распространено вегетативное размножение. При вегетативном размножении новая особь развивается из какого- либо вегетативного органа или даже его части (слайд 16)».

6. Предлагает обучающимся изучить текст учебника, рассмотреть иллюстрации и выполнить задание (слайд 17), работая в парах.

1. Слушают рассказ учителя.









2. Зарисовывают в тетради схему и слушают инструкцию по ее заполнению.

3. Смотрят слайды презентации, слушают учителя и заполняют схему.











4. Изучают дополнительный раздаточный печатный материал, слайды презентации и дополняют схему в тетради.


5. Изучают текст учебника, рассматривают иллюстрации, выполняют задание в парах.

Познавательные: 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию.

2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.

15 мин

4.

Осмысление новых знаний.

1.Предлагает разделиться на пары, каждая группа получает задание

. Прокомментируйте следующие поговорки:

Верба, что луговая трава: её выкосишь, а она снова выросла.

Приживчивое дерево ива: из тычка растёт

Не тужи о пне – отрасли есть, сыновья

Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает.

2. Почему осину часто называют деревом – гидрой?

3. Таинственная шкатулка.

«Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне, создала для них благоприятные условия, в которых они начали интенсивно питаться и размножаться.

Кто продолжает размножаться, даже находясь в этой шкатулке?

1. Делятся на группы.

2. Обсуждая ход выполнения задания и результаты работы в группе.

3. Фиксируют результаты выполнения в тетради.

Познавательные: 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная: владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей.

10 мин


Рефлексия

Прочитайте цель урока. Достигли ли мы цели урока? Что помогло и что мешало нашей успешной работе на уроке? Что нового узнали? Что было самым трудным Интересным? Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».


Регулятивные Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению).

4 мин

6.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

1.Дает информацию о задании на дом.

- прочитать параграф учебника

- выполнить тест (выдается учителем каждому обучающемуся)

-заполнить таблицу

Формы размножения

Суть процесса

Примеры организмов

Расщепление…

на … части

1.

2.

3.

Образование … из учас

ка тела…

1.дрожжи

2.

…образование

Образуется спора - … с …оболочками (защита)

1.

2.

3.

4.

Фрагментация

Распад тела на …

1.Иглокожие

2.

Размножение вегетативными… или их…

1.

-составить кроссворд по теме урока

1. Записывают домашнее задание в дневниках.

2. Слушают инструкцию по выполнению теста и заполнении таблицы

































Познавательные: 1.Общеучебные: смысловое чтение, поиск информации; моделирование.

2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.


1 мин










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!