Класс: 8 Тема урока: Иммунитет. Учитель: Ковалева Елена Владимировна. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цели по содержанию:
ознакомление учащихся с понятием иммунитета, его видах и способах формирования.
умение делать выводы, использовать дополнительную информацию, развитие у учащихся умения планировать свою деятельность.
формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности. Планируемые результаты учебного занятия : Предметные:
основные виды иммунитета, способы его формирования. Понимать смысл выражения «Инфекционные заболевания», знать способы их профилактики.
– отличать искусственный иммунитет от естественного, отличать вакцину от сыворотки, обосновывать необходимость соблюдения правил общественной и личной гигиены. Метапредметные: Формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
умение извлекать информацию, проводить сравнение Личностные: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы. Методы и формы: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент | | Приветствует учащихся, организует рабочее место. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. | Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы. | Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. | Личностные УУД Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую |
Этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | 1.Проводит беседу о том, что такое инфекционные заболевания, кто из обучающихся болел и, сколько раз. 2.Формулирование проблемы: Что такое защитные силы организма, какие клетки в этом участвуют. Способы предупреждения инфекционных заболеваний. 3.Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией. Прочитайте тему урока. Подумайте, что означает слово «иммунитет» где вы встречались с данным понятием? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы и какие цели поставили на этот урок? Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и уметь применить знания об иммунитете для сохранения и укрепления здоровья. | 1.Делятся мнением и личным опытом. Выдвигают гипотезы. 2.Принимают информацию, участвуют в постановку задач урока. 3.Формулируют вопросы. Читают тему урока. Делают предположения. Формулируют цель урока: узнать, что такое иммунитет, его виды. Использовать полученные знания на практике. | Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. формулировать информационный запрос Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД:определять цели учебной деятельности |
Этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Организует деятельность учащихся: 1.Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий – На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему? – Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт? – Известно, что одни члены семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий. Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний. 2.В учебнике изучите материал об истории формирования искусственного иммунитета, роли кожи и слизистых оболочек в защите организма. Рассмотрите схемы, иллюстрации в учебнике. Выпишите определение понятия «Иммунитет» в тетрадь. 3.Объяснение нового материала с использованием презентации по теме «Иммунитет». 4.Организация выступления заранее подготовленного ученика по теме «Профилактика гриппа и туберкулеза» «Вклад Э. Дженнера и Луи Пастера» | 1.Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий 2. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Составляют таблицу. 3.Слушают и анализируют информацию, составляют схему, иллюстрируют ее примерами. 4. Слушают и анализируют информацию, задают интересующие вопросы. | Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Проверка правильности заполнения таблицы. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. | Работают со схемой «Виды иммунитета», вносят необходимые корректировки. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы: 1. Что такое иммунитет? 2. Что такое антитело? 3. Какой иммунитет называют неспецифическим? 4. Какой иммунитет называют специфическим? 5. Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете? 6. Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете? 7. Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным? 8. Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос) 9. Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос) Выполнение проверочной работы. Базовый уровень: Терминологический диктант: Учитель зачитывает определение понятия, а обучающиеся записывают ответы. 1.Тканевая жидкость 2.Вакцина 3.Иммунитет 4.Сыворотка 5.Лимфа 6.Антитела 7.Кровь 8.Тромбоциты 9.Гемоглобин 10.Т-лимфоциты Повышенный уровень: Заполните таблицу: Виды иммунитета | Способ приобретения | Продолжительность действия | | | | | | | При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки | Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы диктанта. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание. При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня. | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение). |
Этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности. | Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам) | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня. Параграф «Иммунитет», выучить термины по теме. | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Организует рефлексию: 1.Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения 2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. | Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. | Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |