СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии "Иммунитет"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием иммунитета, его видах и способах формирования.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии "Иммунитет"»

Технологическая карта урока биологии
Класс: 8 Тема урока: Иммунитет. Учитель: Ковалева Елена Владимировна. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цели по содержанию: обучающие: ознакомление учащихся с понятием иммунитета, его видах и способах формирования. развивающие: умение делать выводы, использовать дополнительную информацию, развитие у учащихся умения планировать свою деятельность. воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности. Планируемые результаты учебного занятия : Предметные: знать – основные виды иммунитета, способы его формирования. Понимать смысл выражения «Инфекционные заболевания», знать способы их профилактики. уметь – отличать искусственный иммунитет от естественного, отличать вакцину от сыворотки, обосновывать необходимость соблюдения правил общественной и личной гигиены. Метапредметные: Формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы). коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы познавательные: умение извлекать информацию, проводить сравнение Личностные: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы. Методы и формы: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение.

Информационно-технологические ресурсы:УМК: Биология: Человек», для общеобразовательных учреждений, авторы: Д. В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев -3-е., стереотип М.: Дрофа, 2018.- 416,с. Учебник создан под руководством В.В.Пасечника , рабочая тетрадь; компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофрагмент об иммунитете.


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент


Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу


Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы.

Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Личностные УУД

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

1.Проводит беседу о том, что такое инфекционные заболевания, кто из обучающихся болел и, сколько раз.

2.Формулирование проблемы:

Что такое защитные силы организма, какие клетки в этом участвуют.

Способы предупреждения инфекционных заболеваний.

3.Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией.

Прочитайте тему урока. Подумайте, что означает слово «иммунитет» где вы встречались с данным понятием? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы и какие цели поставили на этот урок?

Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и уметь применить знания об иммунитете для сохранения и укрепления здоровья.

1.Делятся мнением и личным опытом. Выдвигают гипотезы. 2.Принимают информацию, участвуют в постановку задач урока. 3.Формулируют вопросы.
Читают тему урока. Делают предположения.



Формулируют цель урока: узнать, что такое иммунитет, его виды. Использовать полученные знания на практике.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. формулировать информационный запрос

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:определять цели учебной деятельности

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

1.Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

– На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?

– Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт?

– Известно, что одни члены семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий.

Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний.



2.В учебнике изучите материал об истории формирования искусственного иммунитета, роли кожи и слизистых оболочек в защите организма. Рассмотрите схемы, иллюстрации в учебнике. Выпишите определение понятия «Иммунитет» в тетрадь.

3.Объяснение нового материала с использованием презентации по теме «Иммунитет».


4.Организация выступления заранее подготовленного ученика по теме «Профилактика гриппа и туберкулеза»

«Вклад Э. Дженнера и Луи Пастера»


1.Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий
















2. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике.


Составляют таблицу.




3.Слушают и анализируют информацию, составляют схему, иллюстрируют ее примерами.


4. Слушают и анализируют информацию, задают интересующие вопросы.

Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Проверка правильности заполнения таблицы.

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Работают со схемой «Виды иммунитета», вносят необходимые корректировки.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

1.    Что такое иммунитет?
2.    Что такое антитело?
3.    Какой иммунитет называют неспецифическим?
4.    Какой иммунитет называют специфическим?
5.    Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
6.    Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
7.    Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным? 
8.    Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
9.    Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

Выполнение проверочной работы.

Базовый уровень:

Терминологический диктант:

Учитель зачитывает определение понятия, а обучающиеся записывают ответы.

1.Тканевая жидкость

2.Вакцина

3.Иммунитет

4.Сыворотка

5.Лимфа

6.Антитела

7.Кровь

8.Тромбоциты

9.Гемоглобин

10.Т-лимфоциты

Повышенный уровень:

Заполните таблицу:

Виды иммунитета

Способ приобретения

Продолжительность действия









При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки

Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы диктанта. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.













При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение).

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся


Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам)

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

Параграф «Иммунитет», выучить термины по теме.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию:

1.Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения

2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся.



Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!