СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии. Общая характеристика насекомых

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 8 классе. Системно-деятельностный подход при обучении.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии. Общая характеристика насекомых»

Технологическая карта урока Учитель: О.Г.Семенова


Предмет

Биология

Класс

8 класс

Тип урока

Урок общеметодологической направленности


Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Класс Насекомые. Общая характеристика

Цель

Деятельностная: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Задачи

Образовательная.

1) Расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;

2) Продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания.

3) Изучить особенности внешнего строения насекомых.

4) Сформировать у детей такие понятия как грызущий, сосущий, колюще-сосущий и лижущий тип ротового аппарата, имаго.

Воспитательная.

1) Воспитать у обучающихся бережное отношение к природе, живым существам;

2) Сформировать у обучающихся мировоззрение, научное видение органического мира;

3) Воспитать у обучающихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.

Развивающая

1) Развить у обучающихся память, мышление и внимание.

2) Развить у обучающихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

3) Развить у обучающихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Основные термины, понятия

Наружный скелет, хитин, линька, переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, конечности, надкрылья, бескрылость. мускулатура, трубковидное сердце, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств, фасеточные глаза. дыхальца, трахеи.




Планируемый результат

Предметные умения


- находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

- объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.


















Познавательные УУД: - умение найти и объяснить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих; - умение связывать особенности внешнего и внутреннего строения в соответствии с приспособленностью насекомых к среде обитания; - умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в объяснении причин их необычайного процветания - умение использовать приобретенные умения для определения систематического положения животных, выявлять пути развития усложнений и взаимоотношений между классами членистоногих, находить причины различий между близкородственными животными, связывать уровни развития представителей типа членистоногих с различными условиями обитания (приспособленность к жизни на суше, в воде и воздухе), объяснять целесообразность большого разнообразия беспозвоночных животных на примере класса насекомых. Регулятивные УУД: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные УУД: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватное использовать речевые средства для представления результата.

Личностные УУД: - формирование бережного отношения к природе



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная, групповая






Книгопечатная продукция: Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. Животные» 8 класс Наглядные пособия: таблицы, презентация, инф.листы Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.









Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный (этап мотивации)

Подготовка рабочего места. Приветствие. Положительный настрой на урок. У вас на партах лежат приложения, которые мы с вами будем использовать сегодня на уроке. Обратите внимание на приложения, сегодня нам с вами предстоит пройти сложный лабиринт, по выходу из которого мы будем еще лучше знать Тип Членистоногие. Предлагаю командам найти выход из нашего лабиринта (учащиеся выполняют задание в группах). Отлично! Давайте теперь сверим наши маршруты.

Итак, мы справились с этим заданием и продвинулись к первому пункту в нашем маршруте. Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем Тип Членистоногие.

-мотивировать обучающихся к изучению темы;

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к представителям класса Насекомых как самого разнообразного и многочисленного

Актуализация опорных знаний и умений

Биологический диктант (5 мин)

Учитель. Проверку д/з мы проведем в виде биологического диктанта. Посмотрите Приложение 2. У вас 10 утверждений. Прочитайте внимательно и выберите утверждения, которые характеризуют животных Класса Ракообразные и Класса Паукообразные.

    1. Кутикула содержит твердый хитин, придающий прочность.—р

    2. Две пары усиков на голове. –р

    3. Первые наземные животные, покорившие сушу. –п

    4. Имеют трахеи и легочной мешок.—п

    5. Пищеварение происходит вне организма. –п

    6. Три пары членистых конечностей. –н

    7. Дышат с помощью кожных жабер. –р

    8. Имеется одна или две пары крыльев. ---н

    9. Питаются мелкими или уже разлагающимися организмами. –р

    10. К головогруди прикреплены хелицеры и педипальпы. –п

- подготовить мышление обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению дальнейших учебных действий

Постановка учебной проблемы

Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности. Почему насекомые самый многочисленный класс, широко освоивший биосферу?

Учитель предлагает учащимся выбрать путь для решения этого вопроса:

-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.




Формулирование проблемы, планирование деятельности

Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? Вместе с учащимися составляется План урока: (Вывешивается на доске)

Общая характеристика Внешнее строение насекомых.

Среда обитания насекомых. Способ питания насекомых.

Внутреннее строение

-постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации


Открытие нового знания

Задание 1:Прочитать в учебнике на стр. 88-90 текст по общей характеристике класса насекомых.

Задание 2: Пользуясь презентацией и Информационным листом выявите характерные признаки класса Насекомых

-освоение учащимися новых знаний путем выполнения фиксированных заданий.

- научить школьников:

– доказывать, что насекомые – самые высокоорганизованный класс по сравнению с другими членистоногими, что и обусловило их широкое распространение в природе

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Первичная проверка понимания

Диагностическое задание

№ п/п

Система органов

Органы

1

Дыхательная


2

Кровеносная


3

Пищеварительная


4

Нервная


5

Мышечная


6

Выделительная


7

Половая




-первичный контроль и закрепление приобретенных новых знаний,

Применение новых знаний

Учащиеся получают задания- вопросы. на которые отвечают через определенное время. Ответы оцениваются учителем.

- применение нового знания в типовых заданиях

- включение новых знаний в систему




Домашнее задание Прочитать в учебнике стр.88-96, ответить на в.1-4 всем, в.5 письменно (по выбору) стр.100. Творческое сообщение об отрядах насекомых

-записывают д.з. по своему выбору

Рефлексия учебной деятельности

Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали. Оцените себя и свою работу на уроке. (Высказываются). Выбирают насекомых понравившихся

Вот и всё. Благодарю вас за работу. Урок окончен.


-самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!