Целеполагание и мотивирование учебной деятельности | Добрый день, уважаемые эксперты! Здравствуйте, ребята! Разрешите представиться – я, Карабутова Людмила Тимофеевна учитель средней школы №2 г. Медногорска, проведу сегодня конкурсный урок биологии. На последующие 45 минут, вы, ребята, станете моими учениками, надеюсь, здесь собрались знатоки и любители биологии – одной из самых важных и интересных наук. Пусть мы с вами почти не знакомы, Но, надеюсь, друг друга поймём, А поможет нам в этом познанье Мы его на урок позовём? Спасибо за взаимопонимание! Итак, начнём! | Ученики высказывают своё мнение | | личностные: умение слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. |
Актуализация знаний. Стадия вызова | Разрешите ребята у вас спросить, зачем вы сегодня пришли на занятие? Каждый урок – это, конечно, открытие новых знаний, особенно если эти знания о нас самих, об организме человека. Определить тему нашего урока поможет вам небольшой сюжет из школьной жизни. Итак, о чем же пойдет сегодня разговор у нас на уроке. Определите тему нашего занятия Тема урока: Пищевые продукты и питательные вещества, и их превращения в организме человека. Исходя из этой темы, что бы вы хотели узнать. 1)Раскрыть понятия «пищевые продукты», «питательные вещества»; 2)выяснить роль питательных веществ в организме, сформировать знания о роли питательных веществ; 3)сформулировать знания о строении пищеварительной системы человека; 4)научиться бережно, относиться к своему здоровью. | Просмотри обдумывание выпуск Ералаш «О вкусной и здоровой пище» Учащиеся определяют тему урока. Запись темы в тетрадь. | | |
Совместное открытие знаний | В процессе жизнедеятельности человек постоянно совершает работу. Он строит дома и заводы, управляет станками и машинами, вспахивает и засаживает землю, убирает поля, совершает тысячи других полезных дел. Даже в состоянии покоя человек, сам того не сознавая, продолжает совершать работу, так как у него сокращается сердце, происходят дыхательные движения, осуществляется обмен веществ в каждой клетке его организма. А для совершения работы человеку необходима пища. Человек каждый день принимает пищу, по типу питания человек является гетеротрофом, почему же мы с вами должны питаться? Какое значение имеет пища? пища – источник энергии; пища – источник строительного материала; пища - источник веществ, участвующих в обменных процессах организма Конечно, о питании можно говорить очень много, т.к. эта тема и актуальна и важна, и в рамках одного урока сложно объять необъятное. Но нам важно понять, что пища, которую мы употребляем( пищевые продукты) - должна быть разнообразной, сбалансированной, здоровой, полезной, вкусной. Сегодня на урок я принесла пакет с пищевыми продуктами, разложила их вам на парты. Посмотрите на них и определите, по каким признакам они поделены на группы. На какие группы можно разделить пищу, и по каким признакам. 1 группа молоко, мясо , яйцо, творог, сыр. (Пища животного происхождения) 2 группа картофель, лук, крупа, орехи, яблоко (Пища растительного происхождения) 3 группа сыр молоко яйцо орехи фасоль (Белки) 4 группа карамель, печенье, яблоко ( Углеводы) 5 группа печень трески, сливочное масло, сало (Жиры ) 6 группа вода и соль Неорганические вещества Вывод Пищу можно разделить по происхождению - на животную и растительную, по химическому составу на органическую и неорганическую, и по содержанию на белковую, жировую и углеводную. Поэтому пища должна содержать все перечисленные компоненты – белки, углеводы, жиры, воду, соли, которые являются питательными веществами и выполняют различные функции в организме. об этом вы уже должны знать из ранее изученных курсов, а ещё подробнее узнаете из курса общей биологии, химии, технологии, обж. | Учащиеся высказываются Групповая работа Физкультминутка: А теперь, ребята, давайте мы с вами немного отвлечёмся, сбросим нервное напряжение и немного подвигаемся, поиграем. Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечаете на них движениями. У кого из вас есть младшая сестра, поднимите левую руку! Кто родился в феврале, поднимите правую руку! Кто любит заниматься спортом, хлопните в ладоши! Кто сегодня на завтрак ел кашу, встаньте! У кого сегодня хорошее настроение – улыбнитесь! Спасибо, вот мы в вами ещё больше познакомились. | | |
Осмысление содержания нового учебного материала | Я предлагаю продолжить наш урок творческим этапом на основе проектной технологии и групповой деятельности. Каждой из групп достаётся определённое пищевое вещество и набор информационный материал, который вы изучите, рассмотрите и должны применить для составления продукта деятельности информационного листка, памятки или скажем буклета. Организовать работу вы должны самостоятельно, для этого распределяете зоны ответственности, или у вас будет коллективная работа, вы определяете сами. На выполнение работы порядка 10 минут вам достаточно, а затем каждая команда должна презентовать свою работу, убедить всех нас , что данный продукт жизненно необходим в питании человека. На выступления не более 2 мин. Получив питательные вещества, организм должен их усвоить. Но молекулы б, у, ж очень сложные соединения и в обычном виде не могут усваиваться человеком. Сначала они должны превратиться в доступные для усвоения организмом вещества. Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества называют пищеварением. Оно состоит из двух этапов Найдите в тексте учебника из каких этапов состоит пищеварение . с. 173 Из механического и химического. В чем их суть? Механическое пищеварение осуществляется в ротовой полости, а химическое практически во всех отделах ЖКТ,( рис учебника на с. 172) под действием пищеварительных соков - слюны, желудочного сока, сока поджелудочной железы, желчи, кишечного сока, в которых содержаться ферменты, это тоже белки, ускоряющие реакции расщепления – выполняющие роль катализаторов и действующие на определённые вещества специфично. Но об этом уже вы узнаете уже не от меня. | Самостоятельная работа с текстом по группам. Презентация мини- проектов Работа с учебником, отвечают на вопросы учителя | | |
Закрепление полученных знаний. | Теперь, ребята, мы закрепим полученные вами знания. Я задаю вопрос, и каждый из вас мне отвечает да или нет (с помощью «светофориков»). Красный - нет, зелёный – да, жёлтый - не знаю. Вопросы: 1.Пища необходима как строительный и энергетический материал. 2.Животная пища богата углеводами. 3. В теле человека менее 50% воды. 4.Углеводы выполняют строительную функцию. 5. В процессе механической обработки пища измельчается, увлажняется и перемешивается. 6.Белки являются ферментами. | Закрепляют изученный материал | | |
Подведение итогов урока и рефлексия | Итак, настало время подвести итоги нашей работы Вернёмся к теме и задачам нашего урока? Смогли мы реализовать цели урока? Мне было важно продолжите Самый ответственный этап урока Домашнее задание с. 171-173, вопросы и задания после параграфа, если заинтересовал материал, можете обратиться к специальной литературе и Интернету, обсудить особенности вашего питания с родителями и друзьями. В заключении я хочу вам, сказать большое спасибо за работу, конечно важна отметка которую вам выставляют учителя за вашу работу на уроке, но позвольте мне сегодня не выставлять вам 5, 4, 3, а посчитать за оценку наш совместный результат- это усвоение материала и ваше полноценное здоровье, которое вы сохраните, благодаря нашему занятию. Помните полноценное питание – залог вашего здоровья! | | | |