СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии по теме "Моллюски"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана в соответствиями с требованиями к современному уроку. Карта дополнена ресурсным материалом для выплонения лабораторной работы и тематическим текстом.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по теме "Моллюски"»

У р о к и 44–45. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ типа
МОЛЛЮСКи. ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ. МНОГООБРАЗИЕ
МОЛЛЮСКОВ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ

Задачи уроков:

– выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

– определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

– познакомиться с систематикой моллюсков и значением их в биоценозах;

– продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.

Вид уроков: комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение раковины моллюска»; комбинированный урок. Регламентированная дискуссия.

Элементы ОМСО, изучаемые на уроках.

Знать: особенности строения и жизнедеятельности моллюсков; происхождение моллюсков; многообразие видов; среды жизни; размножение; особенности основных классов, объединяемых в тип Моллюски; многообразие видов; значение моллюсков в биоценозах.

Уметь: узнавать изученных животных (моллюсков); обосновывать их более высокую организацию; обосновывать особенности их строения и значение в биоценозах.

Элементы содержания образования повышенного уровня.

Знать: усложнение организации моллюсков в ходе эволюции; особенности строения нервной системы; усложнение организации; особенности размножения (раздельнополые и гермафродиты); распределение моллюсков по классам в зависимости от строения, среды обитания, образа жизни; отличия брюхоногих от двухстворчатых; головоногие как наиболее сложноорганизованные.

Уметь: доказывать относительность приспособленности моллюсков; устанавливать причинно-следственные связи; работать с дополнительной литературой; публично выступать; анализировать.

Формы контроля:

• Вопросы. 1. Почему моллюски – «тупиковая ветвь эволюции»? 2. Какие усложнения организации появились в ходе эволюции?

• Биологический диктант: моллюски, мантия, мантийная полость, раковины, терка, надглоточный узел, …

• Отчет по лабораторной работе с биологическим рисунком.

• Подготовка сообщения, оформление; защита; выступление с вопросами, возражениями, дополнениями; ответы на дополнительные вопросы. На основе суммарного количества баллов, полученных за урок, выставляется оценка.

Оснащенность уроков: влажный препарат обыкновенного прудовика или виноградной улитки; раковины моллюсков, таблицы, рисунки из учебника и других книг с изображением моллюсков разных классов; диафильм о многообразии и значении моллюсков; видеофильмы; кинофрагменты кн. В. Б. Сабунаева «Занимательная зоология».

Основные положения уроков.

• Моллюски – обособленный тип беспозвоночных животных, ведущих начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

• Особенности строения моллюсков, отличающие их от кольчатых червей.

• Усложнение систем органов моллюсков в ходе эволюции.

• Особенности размножения моллюсков.

• Брюхоногие моллюски. Характерные признаки, значение в биоценозах и для человека.

• Отличительные особенности двустворчатых моллюсков, их разнообразие и значение.

• Головоногие как наиболее сложноорганизованные моллюски, особенности их передвижения, значение в морских биоценозах.

* Обратите внимание на обособленность данной группы животных и специфическое строение.

Моллюски, или мягкотелые, насчитывают более 80000 нынеживущих и около 35000 ископаемых видов. Вторично-полостные, несегментированные, двусторонне-симметричные животные, обитающие в морях, океанах, пресных водоемах и на суше. Появились в кембрийский период.

Их нежное несегментированное тело состоит из головы, туловища и ноги и у большинства видов заключено в извест­ковую раковину различной формы. С внутренней стороны раковины все тело охватывает кожная складка – мантия, за счет деятельности которой и формируется раковина.

Пространство между телом моллюска и мантией называется мантийной полостью. В ней находятся органы дыхания, в нее открываются наружные отверстия органов выделения, половые протоки и кишечник.

Раковина моллюсков состоит из трех слоев: наружного – органического рогового слоя; среднего — известкового, или фарфорового; и внутреннего, выстилающего раковину, перла­мутрового.

Органом передвижения служит нога.


* Поставьте здесь перед учащимися проблему, что может подтвердить происхождение моллюсков от неспециализированных многощетинковых червей. Решить ее можно будет при рассмотрении вопроса о размножении и развитии моллюсков.

 Сравните черты строения моллюсков и кольчатых червей. Сделайте выводы.

Черты сравнения

Кольчецы

Моллюски

1. Тело

сегментировано

состоит из головы,
туловища и ноги

2. Покровы

кутикула

мантия и выделяемая ей защитная раковина

3. Кровеносная система

замкнутая

незамкнутая

4. Дыхание

поверхность тела или через параподии

легкие, жабры

5. Пищеварительная
система

сквозная трубка, подразделяющаяся на отделы

появляется пищеварительная железа

6. Нервная система

лестничного типа

разбросанно-узлового
типа

7. Выделение

метанефридии

почки

8. Размножение

раздельнополые
и гермафродиты

раздельнополые
и гермафродиты


* Рассмотрите особенности размножения моллюсков. Обратите внимание на строение личинки у моллюсков, развитие которых идет с превращением. Среди моллюсков есть как гермафродиты (большинство брюхоногих), так и раздельнополые (головоногие, большинство двустворчатых и некоторые брюхоногие). Половые клетки развиваются в целом. У моллюсков с наружным оплодотворением (многие двустворчатые) яйцеклетки и сперматозоиды выметываются в воду. Многие моллюски имеют сложно устроенные органы, обеспечивающие внутреннее оплодотворение. В каждом классе моллюсков есть виды с прямым и личиночным развитием. Личинки у одних выходят из яйца на ранней стадии, у других они дольше «сидят» внутри яйца. И для моллюсков, и для кольчатых червей характерно спиральное дробление яйца, в результате которого образуются практически одинаковые личинки трохофоры. Она плавает с помощью ресничек и, питаясь, растет и превращается в личинку велигер или парусник, который постепенно превращается во взрослого моллюска.

* Познакомьте учащихся с характерными особенностями брюхоногих моллюсков и их значением.

Некоторые наземные брюхоногие вторично заселили воду, сохранив при этом характерный признак класса – легочное дыхание (прудовики). У большинства брюхоногих раковина скручена в спираль, у других видов она отсутствует (голые слизни).

Для большинства брюхоногих характерно нарушение симметрии некоторых органов: имеются только одна почка, одна жабра, одна половая железа, расположенные на одной стороне тела.

В теле брюхоногих выделяют голову, туловище и ногу. На голове расположены рот, глаза и щупальца; короткие щупальца служат органами осязания, длинные несут глаза.

Большинство брюхоногих – растительноядные животные. Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, ведущим в ротовую полость, куда открываются протоки слюнных желез, а у некоторых хищных моллюсков – протоки желез, выделяющих свободную серную кислоту или органи­ческие кислоты. В ротовой полости находится покрытая твердыми зубцами терка (радула), с помощью которой моллюск соскабливает растительную пищу.

Кровеносная система незамкнутая. Дыхание легочное.

Узлы нервной системы соединены между собой тяжами, а некоторые сливаются друг с другом.

Многие брюхоногие – гермафродиты, оплодотворение перекрестное. Яйца прудовиков после оплодотворения заклю­чаются в слизистый кокон, прикрепляемый к подводным предметам; виноградные улитки и слизни откладывают яйца в землю. Развитие у большинства прямое, у некоторых – с превращением, причем личинка развивается во вторичную личиночную форму, снабженную раковиной, которая затем уже превращается во взрослого моллюска.

В заключение следует остановиться на практическом значении моллюсков, назвать промысловые виды, перечислить вредных их представителей.

* Рассмотрите также отличительные черты класса двустворчатых моллюсков, сравните их с брюхоногими, найдите черты сходства и различия.

Створки раковины плотно сжаты парой замыкательных мускулов. Мантийная полость сообщается с внешней средой с помощью сифонов – двух отверстий, образованных неплотным смыканием раковины и мантии в задней части моллюсков. В нижний (вводной) сифон вода с растворенным в ней кислородом поступает в мантийную полость, омывает жабры, приносит взвешенные частицы пищи, вносит мужские половые клетки, в верхний (выводной) сифон вместе с водой в окружающую среду выводятся продукты распада. Постоянное движение воды поддерживается колебаниями мерцательных ресничек, покрывающих мантию изнутри. Частички пищи пригоняются к ротовому отверстию, окруженному двумя парами лопастей. За ним следует короткий пищевод, затем округлый желудок, от которого начинается средняя кишка, проходящая через околосердечную сумку и открывающаяся анальным отверстием в мантийной полости.

Кровеносная система незамкнутая, имеет расширения между органами (лакуны). Сердце – на спинной стороне, состоит из желудочка и двух предсердий. Артериальная кровь из сердца идет по телу, изливается на органы, отдает кислород, насыщается диоксидом углерода и возвращается в жабры для газообмена.

Орган выделения – почка (видоизмененный метанефридий). С брюшной стороны из-под мантии выступает мускулистая нога, с ее помощью животное углубляется в песок или ил, передвигается. Дыхание у двустворчатых жаберное. Нервная система в связи с малой подвижностью развита довольно слабо и включает три пары нервных узлов. Органы чувств представлены органами равновесия, химического чувства и осязания. По краю мантии или сифонов иногда развиваются глаза.

Беззубки раздельнополы. Половые железы парные, протоки их открываются в мантийную полость, в которой происходит оплодотворение. В дальнейшем зигота развивается в жабрах материнской особи. Личинка беззубки заключена в двустворчатую раковину. Впоследствии она выходит из тела матери с током воды и прикрепляется липкой нитью к плавникам, коже или жабрам рыб. Паразитирует на теле рыб около двух месяцев, после чего отрывается и затем на дне водоема становится самостоятельной. Временный паразитизм личинки способствует широкому расселению вида.

* Пользуясь материалом учебника и дополнительной литературой, докажите, что головоногие – наиболее сложноорганизованные моллюски. Все они – жители морей, имеют крупные размеры. Плавают реактивным способом. Большинство – активные хищники. У них крупные сложноустроенные глаза. Глаз гигантского кальмара по диаметру больше автомобильной фары. Удивительно сходство глаз головоногих и позвоночных; и те и другие по устройству и принципу действия похожи на фотоаппарат. Нервные узлы у головоногих сливаются в единую массу – головной мозг, загущенный хрящевым черепом. Хорошо развиты капилляры, кровеносная система почти замкнутая, многие головоногие имеют сложное поведение и хорошо обучаются. Оплодотворение внутреннее. У некоторых осьминогов его осуществляет видоизмененная «рука» самца (щупальца), которая отрывается от тела, самостоятельно плывет и проникает в мантийную полость самки, доставляя туда сперматофор. Раньше эти «руки» даже считали самостоятельными паразитическими организмами.


Вопросы для обсуждения.

1. В чем особенности животных типа Моллюски?

2. Какие приспособления к условиям жизни возникли у моллюсков в ходе эволюции?

3. Каковы особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков?

4. Каково строение тела двустворчатых моллюсков?

5. Почему головоногие – наиболее сложноорганизованная группа моллюсков?

6. Каково значение моллюсков в биоценозах?

7. В чем значение моллюсков для человека?


Закрепление материала.

• Рассмотрите на рисунке внешнее строение прудовика и схему внутреннего строения. Используя учебник, выпишите последовательно названия органов и отдельных частей тела моллюска, обозначенных цифрами 1–8 и 1–10.

Рис. Раковина прудовика, прудовик,
схема внутреннего строения прудовика

Рис. Беззубка, прудовик, поперечный разрез беззубки

(1 – створка раковины; 2 – мантия; 3 – жабры; 4 – нога)


• Сравните по рисунку беззубку с большим прудовиком. Отметьте черты сходства и различия. Составьте в тетради таблицу:

Беззубка и прудовик

Сходство в строении

Различия в строении и образе жизни



• Рассмотрите на рисунке строение кальмара и решите, чем оно отличается от строения брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

С помощью рисунков, заданий и текста в учебнике о моллюсках составьте в тетради таблицу:

Рис. Схема внутреннего строения кальмара:

1 – голова с щупальцами; 2 – нервные узлы; 3 – оболочка нервных узлов; 4 – печень;
5 – пищевод; 6 – желудок; 7 – остаток раковины; 8 – яичник; 9 – яйцевод; 10 – сердце;
11 – почка; 12 – жабра; 13 – мантийная полость; 14 – отверстие воронки; 15 – рот;
16 – челюсти с роговым чехлом; 17 – ловчая рука с присосками


Прудовик, беззубка и кальмар

Признаки для сравнения

Прудовик

Беззубка

Кальмар

Местообитание




Образ жизни




Способ передвижения




Способ питания




Развитие органов чувств





• Допишите предложения.

Мягкое тело моллюсков состоит из _____, _____ и _____. Тело моллюсков, как правило, покрыто _____. Наружный слой _____ образован _____ веществом, внутренний – пластинками.

• Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Моллюски встречаются только в морях. Нервная система у них диффузного типа, хорошо развит надглоточный узел – «головной мозг». Кровеносная система замкнутая и состоит из сердца и сосудов. Орган дыхания – мантия, органы выделения – почки и мочевой пузырь. В глотке есть терка с роговыми зубчиками для соскабливания растительной пищи. Имеются пищеварительные железы. Моллюски – очень подвижные раздель­нополые животные, играющие важную роль в жизни человека.

• Закончите классификацию моллюсков и приведите примеры.

Тип Моллюски, __________________________________видов.

Класс __________

________________

Класс __________

________________

Класс Головоногие ___

____________________

Моллюски произошли от _______________________________.

• Заполните таблицу. Приведите примеры представителей различных классов моллюсков, укажите их значение (роль в природе, использование человеком).

Представители типа
Моллюски

Значение



• Пользуясь рисунками учебника, заполните схему и приве­дите примеры:

• Выполните лабораторную работу. Оформите результаты наблюдений.

Строение раковины моллюска

План работы

Результаты исследований

1. Рассмотрите и зарисуйте раковину моллюска, определите окраску, разме­ры, вес, количество завитков или слоев


2. Выясните, из каких слоев состоит раковина


3. Сделайте вывод о ее роли в жизни моллюска. Всегда ли раковина его за­щищает?


Вывод: _____.

• Вставьте в слова пропущенные буквы и прочтите их вслух, правильно расставляя ударения:

М..ллюски, мант..я, ма..тийная полость, рак..вина, т..рка, над..глоточный уз..л, п..щеварительная ж..леза, сер..це, пр..дсердие, желудоч..к,
ле..кие, жа..ры, щ..пальца, брюх..ногие, дву..творчатые г..ловоногие,
..сьминог.

• Определите, какой из предлагаемых ответов правильный. Индекс правильного ответа обведите кружочком.

На рыбах паразитирует личинка моллюсков:

а) головоногих;

б) брюхоногих;

в) двустворчатых.

• Составьте цепь питания, в которой одно из звеньев составляют моллюски:

• Составьте план ответа на вопросы:

Роль моллюсков:

а) в природе;

б) жизни человека.

• Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.

2. Все моллюски имеют двустворчатую или спиральную раковину.

3. Раковина моллюсков состоит в основном из рогоподобного вещества.

4. Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков.

5. Тело моллюсков покрыто снаружи кожной складкой – мантией.

6. Между раковиной и мантией моллюска образуется мантийная полость.

7. Тело прудовиков, беззубок и кальмаров состоит из мускулистой ноги, туловища и головы со щупальцами.

8. Большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни.

9. Кальмары, каракатицы и осьминоги ведут подвижный образ жизни и передвигаются реактивным способом.

10. Все моллюски – растительноядные животные.

11. Прудовики питаются водными растениями, соскабливая их мягкие части с помощью терки.

12. Кальмары, осьминоги – хищники. Они питаются крабами, рыбой и другими водными животными.

13. Большой прудовик дышит растворенным в воде кислородом с помощью жабер.

14. Кровеносная система моллюсков замкнутая. Она состоит из сердца и сосудов.

15. Прудовики и катушки – раздельнополые животные.

16. Оплодотворение яиц у беззубок происходит в мантийной полости моллюска.

17. Беззубки и перловицы – раздельнополые животные.

18. Личинки беззубок развиваются на коже и жабрах рыб.

19. Водные улитки в водоемах имеют важное значение как фильтраторы воды.

20. Устриц и мидий человек использует в пищу и для кормления сельскохозяйственных животных.

• Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Тип моллюски насчитывает:

а) около 10 тыс. видов;

б) свыше 100 тыс. видов;

в) около 1 млн видов.

2. Раковина моллюсков состоит:

а) только из извести;

б) из извести и рогового вещества;

в) только из рогового вещества.

3. Тело двустворчатых моллюсков разделено:

а) на голову с щупальцами, туловище и мускулистую ногу;

б) голову с щупальцами и туловище;

в) туловище и мускулистую ногу.

• Рассмотрите на рисунке различных моллюсков. Каково их значение в природе? Какие из этих моллюсков наносят вред хозяйственной деятельности человека и каким образом? Каких моллюсков человек использует в своей хозяйственной деятельности и каким образом?

Рис. Брюхоногие моллюски:

1 – виноградная улитка; 2 – полевой слизень (вверху слева); двустворчатые моллюски:
3 – морской гребешок; 4 – мидия; 5 – устрица; 6 – европейская жемчужница;
кальмар, поймавший рыбу (7);
образование жемчуга (справа): 1 – перламутровый слой раковины; 2 – наружный слой клеток
мантии; 3 – инородное тело; 4 – мантия; 5 – мантийный мешочек; 6 – жемчужина


• Расскажите по фрагменту рисунка (внизу справа), как происходит образование жемчуга.

• Составьте в тетради таблицу:

Значение моллюсков

Название моллюска

Роль в природе

Хозяйственное значение




• Выполните творческое задание.

На рисунке слева – раковина ископаемого гигантского аммонита.

1. Брюхоногий моллюск – обитатель стоячих водоемов. 2. Морской моллюск с ядовитыми железами и зубами терки. 3. Трубочка, соединяющая мантийную полость двустворчатых моллюсков с внешней средой. 4. Самый древний из существующих видов моллюск, имеющий раковину в виде блюдца. 5. Пресноводная улитка с длинной дыхательной трубкой. 6. Наземная улитка. 7. Крупная улитка, используемая в некоторых странах в пищу. 8. Ископаемый моллюск, имевший спирально закрученную раковину гигантских размеров. 9. Самый крупный двустворчатый моллюск.


• Расшифруйте криптограмму «Моллюски» в направлении, указанном стрелкой.

Для расшифровки отгадайте в ключе к криптограмме слова, записывая буквы слов точно под перечисленными в ключе цифрами. Затем буквы из клю­ча перенесите согласно нумерации в клетки криптограммы. Буквы могут в криптограмме повторяться. Минус в ключе означает отсутствие данной буквы в криптограмме.

1. Головоногий моллюск, – 1, 2, 1; –, 1, 3, 4, 5, 1.

2. Морской моллюск, имеющий ядовитые железы, открывающиеся протоками на зубах терки, –, 6, 7, 8, 9.

3. Драгоценный продукт, образующийся в мантийной полости некоторых видов моллюсков, 10, 11, –, 12, 8, –.

4. Лесная улитка, живущая на травянистой и кустарниковой растительности, 5, 11, 13, 11, –.


Словарь. Моллюски, мантия, мантийная полость, раковина, нервные ганглии, терка, пищеварительная железа, брюхоногие, двустворчатые, головоногие, щупальца, воронка, присоски, чернильная железа, жемчужница, устрицы, мидии, морской гребешок, кальмары, слизень, прудовик, каури, конус, теребра, тридакна, беззубка, тередо, осьминог, каракатица.


За страницами учебника.

Знаете ли вы, что:

• Печень наземных улиток содержит островки особых клеток, способных к накоплению извести.

• Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различны. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски – хитоны, живущие в полосе прибоя.

• Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2–4 % серную кислоту, облегчающую им добывание пищи.

• Большинство моллюсков имеют раковину, выполняющую защитную роль. У некоторых моллюсков, например слизней, раковина полностью или частично отсутствует.

• Среди моллюсков двустворчатые характеризуются малой подвижностью. Даже медленные движения улиток кажутся очень быстрыми в сравнении со скоростью передвижения беззубки, равной 20–30 см в час.

• Некоторые виды растительноядных улиток, обитающие в засушливых степях и полупустынях, впадают в летнюю спячку. Моллюски прикрепляются устьем раковины к стеблям растений или предметам, заклеивая вход в раковину пленкой из застывшей слизи с известью.

• Легочные брюхоногие моллюски катушки имеют красную кровь, цвет которой обусловлен присутствующим в ней пигментом гемиэритрином, способным связывать кислород воздуха. В отличие от прудовика, кровь которого бесцветна, катушки могут значительно дольше находиться под водой, не поднимаясь на поверхность.

• Большой интерес среди брюхоногих моллюсков представляют киленогие моллюски, не имеющие раковины. Это хищные морские животные, ведущие плавающий в толще воды образ жизни. Тело киленогих моллюсков совершенно прозрачно и имеет причудливую форму с различными выростами.

• Корабельный червь, или шашень, – двустворчатый моллюск, протачивающий длинные ходы в деревянных днищах судов, сваях пристаней, не имеет раковины. От нее остаются две маленькие пластиночки, расположенные на переднем конце тела животного.

• Двустворчатые моллюски перловицы обитают в водоемах с чистой проточной водой – небольших речках и не встречаются в водоемах со стоячей водой.

Домашнее задание: изучить текст на с. 132–134; закончить оформление результатов лабораторной работы; ответить на вопросы 1–10 рубрики «Проверьте свои знания».

Творческое задание: подготовить сообщения о моллюсках своего региона, используя личный опыт и наблюдения; изучить текст на с. 135–139; ознакомиться с материалом «Класс Головоногие», с. 140–141; ответить на вопросы 11–15 рубрики «Проверьте свои знания».

Творческое задание: приготовить сообщения из дополнительной литературы об интересных моллюсках.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей