Основные этапы организации учебной деятельности и ее цели | Цель этапа | Ресурсы ЦОР (ЭОР) | Задания для каждого этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап. | | | Предложение 1: Мама попросила сына купить мясо масло мыло и спички. Сын пошёл в магазин и купил сало мыло мясо и спички. Вопрос: что он забыл купить (Масло). Предложение 2: Вас попросили пойти в комнату № 325 и в нижнем правом ящике письменного стола взять третий том книги «Жизнь животных». Вопрос: в какой комнате № 235, 355 или 325? В каком ящике? Как называется книга? | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, обеспечивают тренировку произвольного внимания Что нужно делать: в полной тишине учитель чётко и быстро читает предложения. Задавая вопрос показывает на того ученика которого просит ответить. | Личностные УУД: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; предвидеть конечные результаты работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух |
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. | -
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -
уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Презентация | Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами, послушав интересные факты и читая письмо. 1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году. 2. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи, потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде. 3. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды. 4. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году. 5. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людей драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины. 2.И, ещё, ребята, на мою электронную почту пришло очень странное письмо. К сожалению, я не смогла прочитать его, так как оно зашифрованное. Помогите, пожалуйста, расшифровать это послание. | (Тип Моллюски) Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий. И действительно тело этих животных очень мягкое. Есть даже целая наука, которая занимается изучением этих животных – малакология. Парная работа - Составьте план нашей дальнейшей работы - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? План на слайде. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (заполнить схему «Внешнее строение моллюска»; заполнить таблицу «Системы органов». 4. Проверить знания | Создание положительного и эмоционального настроя у учащихся к работе на уроке и получению новых знаний и навыков. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Предлагает разгадать зашифрованное письмо Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Корректирует и направляет ответы учащихся. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока на основании предложенного материала; работать по плану (на столах у учащихся конверты с азбукой Морзе) Коммуникативные УУД: создание атмосферы сотрудничества и готовности работать Личностные УУД: Выработка навыка целеполагания и формирования причинно-следственных связей, уважения к опыту предков. |
Актуализация знаний. | Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. | | Какие функции выполняет у червей кожно – мускульный мешок? Какие еще органы защиты вы знаете у животных? Как вы думаете, зачем нужна раковина раку-отшельнику? У каких животных, тоже есть раковина? | -
организовать актуализацию знаний, умений и навыков; -
выполнение учащимися учебного действия; -
фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -
выявление затруднений; фиксирование во внешней речи причин затруднения. ? - Каким образом мы можем изучить признаки моллюсков? (изучить материал учебника) - Что и кто нам в этом поможет? (текст учебника, схемы, рисунки, коллекция моллюсков) Организует обсуждение плана работы. | Познавательные УУД: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей; работать по плану; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; умение проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; Умение оформлять свои мысли в устной форме |
Первичное усвоение новых знаний. | -
формирование универсальных учебных действий. -
развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей. | http://mirbiologii.ru/videoroliki-na-temu-mollyuski-ili-myagkotelye.html | 1. Составление кластера 2. Задание для 1 гр. 1.Прочитать текст. 2. Посмотреть видеофрагмент о моллюсках и составить вопросы к нему. Карточка-консультант Для составления вопросов используйте шаблон -
У каких животных …? -
В связи с чем …? -
Чем можно объяснить …? -
Как вы считаете …? | Задание для 2 гр. -
Прочитать текст -
Составить схемы к данному тексту. Задание для 3 гр. -
Прочитать текст -
Составить мини словарь основных понятий темы Карточка-консультант -
Радула – -
Мантия – -
Мантийная полость – -
Раковина – -
Сердце – -
Вводной сифон – -
Выводной сифон – -
Малакология - | Задание для 4 гр. -
Прочитать текст -
Составить кроссворд, используя основные понятия по теме. Карточка-консультант Правила составления кроссворда -
В кроссворде употребляются только имена существительные в единственном числе в именительном падеже -
Определение (вопрос) должно состоять из одного предложения -
Клетки кроссворда, куда вписываются первые буквы слов, последовательно нумеруются. | | Совместно с учащимися выделяются основные смысловые единицы (структуризация и систематизация изучаемого предметного содержания) Организует групповую работу | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное; развивать стратегию смыслового чтения и работе с информацией (самостоятельно до конца составляют кластер) Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; самостоятельно находить нужную информацию; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение; Презентация работ групп: Класс смотрит видеофрагмент и отвечает на вопросы, составленные 1 группой. 2 группа представляет незаполненные схемы на А3 и предлагает заполнить остальным учащимся. 3 группа предлагает соотнести понятие и описание Работа 4 группы проверяется учителем и предлагается классу на следующем уроке. |
Первичная проверка понимания | -
формирование универсальных учебных действий. -
развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей | | Биологический диктант (индивидуальная работа) Цель: Проверить усвоение знаний об общих признаках типа моллюсков. Составьте характеристику типа моллюсков, дописав недостающие слова. 1. Моллюски имеют ... симметрию. 2. В отличие от кольчатых червей их тело не ... 3. Тело моллюсков делится на три отдела: 4. Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих ... образ жизни. 5. У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать … 6. Тело моллюска покрыто кожной складкой - … 7. Защитная раковина, состоящая из ... 8. Активно плавающие моллюски потеряли … 9. Моллюски, обитающие в воде, дышат …, наземные формы дышат с помощью ... 10. Кровеносная система моллюсков ... 11. Сердце моллюсков состоит из ... 12. Между мантией и телом находится ... 13. В мантийной полости лежат ... и открываются … 14. Из органов чувств моллюски имеют ..., у некоторых есть ... 15. Представители типа моллюсков обитают в разных средах: ... | Организует взаимопроверку и расспрос - диалог | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД: сформировать умение учебного сотрудничества с учителем, сформировать владение диалогичной речью Личностные УУД: развитие опыта оценочной деятельности себя и другого. |
Первичное закрепление. | | | Парная работа. 1. Сравните внешнее строение дождевого червя и большого прудовика. Назовите общие признаки, свойственные свободноживущим животным. 2. Сравните большого прудовика и беззубку. Укажите их сходство и различие. 3. Существует ли, на ваш взгляд, взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем? Ответ поясните. 4. Объясните, каким образом у мягкотелых (или моллюсков) появляется раковина? Индивидуальная работа Выполнить тест. 1.Моллюсками называют животных, имеющих 1) плотный хитиновый покров 2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе 3) мягкое членистое тело 4) мягкое тело, не разделённое на членики 2.Какое из названных беспозвоночных животных использует для дыхания кислород, растворённый в воде? 1) голый слизень 2) малый прудовик 3) речной рак 4) виноградная улитка 3.Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. признак | организм | A) имеется особый карман мантии, выполняющий функции лёгкого | 1) беззубка | Б) тело без головы | 2) большой прудовик | В) раковина двустворчатая | | Г) органы дыхания — жабры | | Д) ряды острых и твёрдых зубчиков на языке образуют тёрку | | | | 4.Рассмотрите схему строения кровеносной системы моллюска. Имеют ли для моллюска смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения. | Осуществляет критериальное оценивание. | Познавательные УУД: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, соотносить свои действия с планируемым результатом. владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности. Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностные УУД: приобретение опыта в практической учебной деятельности |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | -
формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи знания. -
стимулирование обучающихся к учебной деятельности, погружая в остановку исследования | | П.11, 1. Прочитать параграф и устно ответить на вопросы. 2. Выполнить задание 9 в РТ, с.25. По выбору: 1. Выполнить задачу В морском заливе на площади 30 га собираются разводить двустворчатых моллюсков – мидий. Какой урожай модно получить, если скопление мидий может достигать 20 кг на 1 м2? В чем заключается экономическое и экологическое значение разведения мидий в заливе. Доп. информация: с площади 30 га можно получить до 30 000 т мидий. 2.Составить синквейн. | | Регулятивные УУД: Проговаривать деятельность дома Личностные УУД: формирование чувства ответственности и мотивации к выполнению самостоятельной работы для закрепления полученных знаний |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | | | Большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». | | Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности. Коммуникативные УУД: сознательное использование речевых средств при своем ответе на вопросы и одноклассников. Личностные УУД: формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. |