Приветствует обучающихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте»: Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем – ни будь). Скажем «Здравствуйте» мы ртом. А девизом нашего урока будут такие слова: «Найти верный путь Всегда готовым будь!» Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения! | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок. Приветствие друг друга | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на восприятие материала урока. | | Л: самоопределение; Р: организация своей учебной деятельности К: воспринимать информацию на слух; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Создает готовность предстоящей деятельности. И так мы с вами отправляемся исследовательский центр изучения животных. На нашем с вами пути встречается несколько, казалось бы, обычных кабинетов. И так мы с вами в кабинете, где занимаются изучением удивительного класса животного. Сегодня речь пойдет об удивительных животных. Подводит учащихся к формулировке темы урока. - Кто эти таинственные животные (Пресмыкающиеся) - Давайте отгадаем ребусы. Итак, значит главными героями нашего урока будут… (Крокодилы. Змеи Черепахи). Так какова же тема нашего урока? -А к какому классу они относятся? (Пресмыкающиеся). Следовательно, мы с вами изучим разнообразие пресмыкающихся. У многих людей пресмыкающиеся не вызывают положительных эмоций, а некоторые их боятся, относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши самые настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Пресмыкающиеся очень многообразны. В классе Пресмыкающихся насчитывается более 8000 современных видов. - Перед вами я поставлю проблемный вопрос, ответить на который вы сможете после изучения нового материала: С чем связаны различия в строении представителей разных отрядов рептилий? Нам с вами доверили очень ответственное задание, изучить данных животных. Перед вами находятся рабочие листы. Запишите фамилию, имя, тему урока А мы продолжаем наше виртуальное путешествие по исследовательскому центру изучения животных. Подводит учащихся к формулировке цели урока. - -Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен перед собой поставить цель. - Давайте поставим цель нашего урока. Что вам уже известно пресмыкающихся? - Для этого я попрошу вас в рабочем листе «Рефлексия» заполнить колонку «Знаю. Хочу узнать». Учитель обобщает ответы и ещё раз проговаривает цели урока. | Виртуальное путешествие в исследовательский центр изучения животных Задания об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний: Это их считают: способными к гипнотическому взгляду (змеи) долгожителями (черепахи) ужасно кровожадными (крокодил) быстрыми и юркими (ящерицы) ужасно переменчивыми (хамелеон) некоторые из них стали символом медицины. «Отгадай ребус» Крупнейшая змея на планете. (Анаконда) Что поймает, то и ест. (Аллигатор) Ядовитая красавица. (Гадюка) Формулирование проблемного вопроса. Интерактивный методический прием ЗХУ Происхождение. Значение в природе и жизни человека. Внешнее строение пресмыкающихся. Внутренне строение пресмыкающихся. Черты приспособленности к среде обитания. Многообразие пресмыкающихся. Среда обитания. Высокоорганизованные пресмыкающиеся. | Слушают задания и отгадывают о каких животных идёт речь, отгадывают ребусы. Ответы обучающихся на ребусы. Обучающиеся на местах предлагают названия темы урока. Обучающиеся называют тему урока: «Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение». Обучающиеся записывают тему в рабочих листах. Обучающиеся определяют цель и задачи урока Обучающиеся заполняют колонки «Знаю. Хочу узнать». | умение определять уровень собственных знаний; умение анализировать информацию; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. | П: формирование познавательной цели; К: умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении; Р: самостоятельно определять цель урока, планировать, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности; Л: познавательный интерес к изучению биологии, мотивация учебной деятельности |
-Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Что значит открытие новых знаний? -Можно ли идти вперед и открывать, что-то новое, не прихватив с собой уже известное вам, изученное. Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущего урока. -А, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? -Вспомните, определение «пресмыкающиеся». -Назовите представителей пресмыкающихся Выполните задания 1, 2 в рабочих листах, по выполнении осуществляем проверку по презентации. | Контроль знаний обучающихся по теме: «Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся». Задание на слайде и рабочих листах. Задание №1. Зачеркни лишнее». Найдите «лишнего» и объясните свой выбор. Саламандра, аллигатор, анаконда, черепаха, удав. Какое животное лишнее в этой «компании»? Почему? (Саламандра – представитель класса земноводных, остальные – пресмыкающихся). Задание №2. «Найти отличия земноводных от пресмыкающихся»: 1. Кожа влажная; 2. Кожа сухая; 3. Трёхкамерное сердце; 4. Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке; 5. Дыхание кожей и легкими; 6. Дыхание только лёгочное. | (Узнать, что-то новое, неизвестное). (Нет). - «Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся». Дают определение. Пресмыкающиеся — это позвоночные животные, которые перемещаются преимущественно ползком, волоча свое брюхо по земле. Называют представителей пресмыкающихся. Выполняют заданий в рабочих листах. Осуществляется обучающимися самостоятельно и взаимопроверкой. | Обобщение знаний обучающихся о внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | Л: умение самоопределение; формирование и развитие умения логически рассуждать. П: осуществлять актуализацию полученных знаний. Р: обобщать и систематизировать; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. |
-Мы с вами подошли к кабинету «Истории», здесь мы с вами узнаем о происхождении пресмыкающихся. Демонстрация виофрагмента «Происхождение пресмыкающихся). Сейчас насчитывают около 8 тыс. видов рептилий, представляющих незначительные остатки мощного класса. Современные пресмыкающиеся образуют отряды: Чешуйчатые (ящерицы, змеи, хамелеоны), Крокодилы (крокодилы и аллигаторы), Черепахи и Клювоголовые (единственный сохранившийся до наших дней вид – гаттерия). Пресмыкающиеся на территории Иркутской области представлены 6-ю видами, из которых 2 вида включены в региональную Красную книгу (узорчатый полоз, обыкновенный уж). - Следующий кабинет «Новые знания о пресмыкающихся». Организует работу групп по числу отрядов пресмыкающихся. На входе в класс ребята получили жетоны с изображением животных. Выдаёт детям рабочие материалы и план работы. Проводит инструкцию по работе. -Отправляясь в дорогу, путешественник берет всё необходимое, где находится следующее: карта материков, картинки представителей пресмыкающихся, план работы путешествия и дополнительная литература. Каждой группе предстоит создать паспорт отряда и его представителей и оформить на ватмане по плану. Капитаны, вам необходимо следить за тем, чтобы члены команды правильно проводили наблюдения и исследования, и правильно составляли мини- проекты отряда. При выступлении команды, все остальные внимательно слушают выступающих. Мини – проекты вывешиваются на доску. В добрый путь! Консультативная помощь группам по необходимости. Физкультминутка Цель этапа: избежать переутомления и перегрузки учащихся. Мы с вами хорошо потрудились и заслужили отдых. Закройте глаза. Представьте, что мы под финиковой пальмой на берегу Нила. Расслабьтесь. Почувствуйте дуновение ветра. А теперь открываем глаза и прослеживаем взглядом траекторию движения указки от одного круга к другому. Выполняется гимнастика. − А вот и наша река! Пробегитесь взглядом по верхушкам деревьев, посмотрите на горные вершины, на водную гладь. Отчет путешественников по предложенным заданиям Организует представление результатов работы каждой группы; Выслушивает работу групп, корректирует, направляет. Проблемный вопрос урока: С чем связаны различия в строении представителей разных отрядов рептилий? (пресмыкающиеся в своем строении приспособились к жизни в различных средах обитания. К жизни в воде приспособились крокодилы и морские черепахи. Крокодилы имеют перепонки между пальцами и удлиненное тело с сильным хвостом. Морские черепахи имеют панцирь и ластовидные конечности. К жизни на суше приспособились ящерицы и змеи. Тело покрыто чешуйками могут передвигаться по песку. Многие могут маскироваться и быть незаметными для хищников-например хамелеоны. Ну и в целом быстро передвигаются. Умеют охотиться. Могут откладывать яйца и быть живородящими. Жаркий климат не является для них преградой). | Изучение происхождения пресмыкающихся (просмотр виофрагмента «Происхождение пресмыкающихся). Основные понятия: Стегоцефалы-вымершая группа земноводных животных, предки рептилий. Котилозавры — это группа ископаемых примитивных пресмыкающихся. Динозавры - группа рептилий, обитавшую на Земле в мезозойскую эру. Зверозубые ящеры - переходная форма между земноводными и зверями. Палеонтология- наука о вымерших организмах, обнаруженных в отложениях различных геологических периодов истории Земли. Знакомство с количеством видов пресмыкающихся, и представителями Иркутской области, с систематикой пресмыкающихся. Задание. Собрать материал о своём отряде и подготовить мини- проект на ватмане. План выступления: 1. Название группы животных, их количество видов. 2. Среда обитания, место обитания 3. Представители 4. Особенности внешнего строения 5. Значение пресмыкающихся. Выполнение несложного комплекса упражнений, с соответствующими комментариями Ответ на проблемный вопрос урока | Слушают, просматривают видеофрагмет и делают записи в рабочем листе: палеонтология, динозавры, стегоцефалы, котилозавры Самостоятельная работа по группам: 1 группа - отряд Чешуйчатые (ящерицы и змеи) 2 группа- отряд Крокодилы 3 группа - отряд Черепахи Работают индивидуально и совместно в группе, составляют (мини – проект) по материалам о своём отряде и готовятся к презентации результатов своих исследований. Выполняют упражнения для глаз. Каждая группа представляет свой наработанный материал перед классом, демонстрируют на доске свои мини- проекты. Отвечают по проблемный вопрос урока | Изучение понятий: палеонтология, динозавры, стегоцефалы, котилозавры; особенности отрядов пресмыкающихся, представители, систематику, значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. | К: добывать недостающую информацию из других источников, выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение. Р: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; П: работать с разными источниками информации, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выделять особенности отрядов пресмыкающихся. Л: ориентироваться в современном информационном пространстве, а также способности интеграции полученных знаний и применения их в практической деятельности; владение нормами и правилами научной организации труда |
-А мы с вами подошли к кабинету «Знания». Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний. Выполнение задания№1 «Узнал по признаку» -Найдите соответствие между отрядами пресмыкающихся и характерными признаками: Проверяем работу по рабочим листам сравниваем ответы на слайде презентации. Выполнение интерактивного теста по теме: «Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение». (индивидуальная работа с самопроверкой по эталону). | Задание №1. «Узнал по признаку» 1.Самая многочисленная группа пресмыкающихся. 2. Могут отбрасывать хвост. 3. Передвигаются путём изгибов позвоночника. 4. Имеют костный панцирь, срастающийся с позвонками и ребрами. 5.Бывают морскими, сухопутными и пресноводными. 6. Ноздри и глаза располагаются на верхней части головы. 7. Втягивают голову и ноги. 8. Заглатывают добычу целиком. 9. Тело покрыто крупными роговыми щитками. 10. Имеют гибкое тело с широко расставленными конечностями. 11. Имеют сросшиеся веки. 12.Хорошо плавают, используя длинный и сдавленный с боков хвост. Отряды: 1. Ящерицы 2. Змеи 3. Черепахи 4. Крокодилы. Ответ: 1. Ящерицы-1, 2, 10 2. Змеи- 3, 8,11 3. Черепахи- 4, 5, 7 4. Крокодилы-6, 9, 12 | Выполняют работу с помощью рабочего листа, задание №1 «Узнал по признаку», выполняют интерактивный тест по теме: «Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение». | Систематизация полученных знаний о многообразии пресмыкающихся, происхождении, значении в природе и жизни человека. | Р: саморегуляция, самооценка; умение регулировать свои действия, взаимодействовать в паре; П: осуществлять актуализацию полученных знаний К: умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а помогать своим товарищам; -умение обосновывать собственную позицию. Л: умение применять полученные знания в практической деятельности. |
Организует обсуждение выводов урока и проводит рефлексию познавательной деятельности обучающихся. -Итак, наше виртуальное путешествие успешно завершилась, настало время подвести её итоги. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Использование метода «Заверши фразу»: - Во время урока я узнал……… - «Путешествие заставила меня задуматься о том…» - «Я научился» ………………… -«Для меня стало открытием…… | Задание: заполните колонку «Узнал» в таблице первого этапа урока. Сравните колонки «Хочу узнать», «Узнал» и сделайте вывод. Выполняя задания, работайте самостоятельно. | Проверка выполнения поставленной цели урока, формулировка сделанных в ходе урока, выводов, оценка своей работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке и весь урок в целом, сравнивают колонки «Хочу узнать», «Узнал» и делают вывод проверяют, выставлены ли результаты своей работы в рабочих листах | Формирование представления о многообразии пресмыкающихся, их значением пресмыкающихся в природе и в жизни человека, происхождение, умение различать пресмыкающихся, узнавать по рисункам представителей отрядов пресмыкающихся | П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; К: владеть письменной и устной речью Р: анализировать и оценивать результаты своей деятельности. |
Дает информацию и инструктаж по домашнему заданию. - Сейчас прозвенит звонок, Другой начнётся урок. Ребята, спасибо хочу вам сказать И на прощание пожелать: Дерзайте, думайте, творите, Ответы сами вы ищите. Тогда все знанья будут впрок. Любой решите жизненный урок! | Домашнее задание: П.41, вопросы 3, П.42; Творческое задание по выбору: 1.Подумать, почему А.П. Чехов дал одному из своих рассказов название «Хамелеон»? В каком смысле употреблено это слово? 2. сообщения о необычных и редких пресмыкающихся 3. просмотрите видеофрагмент из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (сцена диалога Гарри со змеей в зоопарке). И ответьте, что не соответствует правде в поведении змеи? | Записывают домашнее задание, определяют для себя творческое задания. | | Л: умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении биологии. К: умение слушать и задавать вопросы. |