Тема урока | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. |
Педагогическая цель | Сформировать представления об особенностях строения, жизнедеятельности беспозвоночных животных |
Задачи урока | Образовательные: познакомить учащихся с подцарством Многоклеточные и беспозвоночными животными: - научить учащихся выделять существенные признаки многоклеточных и беспозвоночных животных; Развивающие: продолжить формировать умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, представлять результаты работы; -развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным, потребность в бережном отношении к природе и охране животного мира. Воспитательная: поддерживать интерес к изучению животного мира |
Тип, вид урока | Урок формирования новых знаний; комбинированный |
Планируемые результаты Предметные | Учащиеся знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоночные животные; учатся выделять существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных среди биологических объектов, на рисунках, таблицах; объяснять роль беспозвоночных животных в природе и жизни человека; обосновывать необходимость охраны животного мира. |
Метапредметные | Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности , классифицировать их, определять принадлежность биологических объектов к подцарству Многоклеточные; учатся работать с различными источниками информации, находить информацию о многоклеточных животных. |
Личностные результаты | Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны. Учащиеся получат возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получат возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии при работе в группе |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации ); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Основные понятия | Беспозвоночные, простейшие, многоклеточные, позвоночник, кишечнополостные, колония, рифы, черви, паразиты, моллюски, членистоногие, панцирь, ракообразные, паукообразные, губки, насекомые, иглокожие. |
Межпредметные связи | Экология, литература, гигиена, география, математика. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебники, коллекция насекомых и раковин, компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска, рабочие листы, презентация. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Организационный этап. (1мин) | Учитель знакомится с классом и предлагает девиз для работы на уроке | Готовы к началу урока. Слушают учителя. | Слайд 1. А девизом нашего урока будут такие слова: «Делаешь – коллективно! Думаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Работаешь – старательно! И открытия нас ждут обязательно! | | Регулятивные: самоорганизация к уроку. Коммуникативные: умение слушать и слышать др.. |
2. Актуализация полученных знаний Формулирование темы урока. (5 мин) | А открытие прошлого урока загадаю загадкой Сравните животных, подумайте в чем их сходство и различие. На основании каких признаков вы разделили их две на группы? - Дополните недостающие элементы в схеме.- О какой группе организмов пойдет речь на уроке? | Отгадывают о чем идет речь? Отвечают на вопрос (по количеству клеток, наличию наружного и внутреннего скелета). Заполняют схему «Животные». Формулируют тему урока | Слайд 4 Загадка Как волшебники в сказке: Сгонят вмиг туман и дымку И увидят невидимку (линзы в микроскопе, простейшее) Фронтальная беседа Что открыли о простейших? Загадки В земле всю жизнь свою живёт Там он и ест, он там и пьёт. Как только дождик выпадает Он наружу выползает. (дождевой червь) (Щелчок) По дорожке лезут рожки Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко Рожки спрятались опять. (улитка) (Щелчок) Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) (Щелчок) Сравните животных, Найдите различия? На какие группы вы их разделите? Какие признаки характерны для всех одноклеточных животных? Какие для многоклеточных ? На какие группы можно разделить всех многоклеточных? Слайд 5 Животные Одноклеточные Многоклеточные Беспозвоночные Позвоночные | характеризуют особенности простейших, их роль в природе и жизни человека проанализируют правильность деления на группы; - классифицируют животных. классифицируют животных. | Познаватель-ные: интерес к изучаемой теме. Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников. Регулятивные: принимать учебную задачу, умение ставить задачи на урок. |
3. Мотивация к учебной деятельности (2мин) | Итак, Открытие или сегодняшнего урока тема урока «Многоклеточные Беспозвоночные». - Закончите фразу: «Беспозвоночных нужно изучать, потому что … Демонстрирует многообразие беспозвоночных на схеме, подводит | Продолжают фразу, высказывают свои мнения. Предполагают варианты. | Слайд 6 Закончите фразу: «Беспозвоночных нужно изучать, потому что … . Слайд Самая большая численность; - много полезных для человека животных, нужно сохранить их численность среди беспозвоночных есть паразиты и вредители, чтобы с ними бороться, нужно знать их биологию | знакомство со значением беспозвоночных | Познаватель-ные: интерес к изучаемой теме. Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников. Регулятивные: принимать учебную задачу, умение ставить задачи на урок. |
4.Основной этап. Изучение нового материа-ла (8 мин) | Сообщает о том, что впервые разделил животных на беспозвоночных и позвоночных Ж.Б. Ламарк - Чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос, нам нужно за несколько минут узнать об беспозвоночных как можно больше. Учитель готовит к восприятию нового материала. Организует групповую работу учащихся с учебников с. 77 -78 Дает инструкцию при работе в группе, напоминает правила работы в группе. Контролирует выполнение работы, дает советы или оказывает помощь при необходимости | Слушают учителя, рассматривают портрет ученого, запоминают данные о его вкладе в развитие биологии Делают предположения. Находят информацию на рисунке, заполняют листы-проекты. | Слайд 7 Ж. Б. Ламарк впервые раздели животных на беспозвоночных и позвоночных Проблемный вопрос: Почему группа беспозвоночных животных самая многочисленная? 1.Работа в группах. (слайд) Задания по группам ( группа из 4 человек, сидящих рядом) Изучив текст учебника с. 77 - 79 и заполнив лист – проект надо доложить о своей группе животных, ответив на вопросы: Название группы. Места обитания. Строение тела Название животных. 1группа -Губки 2 группа- Кишечнополостные 3 группа- Иглокожие 4 группа – Черви 5 группа - Моллюски 6 группа – Членистоногие 7 группа – Экологи (правила поведения в природе ) | Узнают об известных ученых- биологах, их вкладе в биологию, научатся различать изученные объекты, конечности, классифициро-вать беспозвоночных животных, объяснять значение животных, характеризовать среду обитания. | Познавательные: интерес к изучаемой теме, отвечать на вопросы учителя, умение работать с диаграммой. Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. |
5. Физминутка (2 мин) | Я называю животных: если это беспозвоночное животное, то поднимаете обе руки вверх, если позвоночное – качаете головой, если простейшее - приседаете. | Учащиеся встают и выполняют задания физминутки. | Выполнить действия по заданию: беспозвоночное животное -поднимаете обе руки вверх; позвоночное – стоите ровно, качаете головой, простейшее – приседаете: амеба, медуза, змея, улитка, лягушка, амебе радиоза, жук, птица. | - распределяют животных на группы | Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью |
6. Первичное закрепление изученного материала (8 мин). | Пришло время представить результат работы ваших групп. Вам по ходу выступления групп необходимо заполнить таблицу на листках учета. | 1 учащийся от группы демонстрирует и озвучивает результат работы группы Заполняют недостающие элементы в таблице (Приложение ). | Отчеты групп Пришло время представить результат работы ваших групп Рассказать, используя таблицу об особенностях и основных представителях данной группы беспозвоночных. Заполняют недостающие элементы в таблице СлайдЫ | - распределяют животных на группы; - углубляют и систематизируют знания о беспозвоночных животных структуриро- вать учебный материал в виде таблицы | Познавательные: интерес к изучаемой теме. Коммуникативные: умение работать в группе и по образцу, Публично представлять отработанный учебный материал Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу. Личностные: владение коммуникативными нормами и правилами, |
7. Физминутка для глаз ( 1мин) | Показывает движение | Выполняют задания физминутки | Посмотреть вдаль, перед собой, повторить движение 3 раза Посмотреть вверх, вниз - 3 раза Не поворачивая головы, посмотреть влево, вправо – 3 раза Прищуриться -3 раза, быстро поморгать | | Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу. |
8. Осмысление содержания. (4 мин) | Пришло время ответить на вопрос: почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная? Ребята, в курсе биологии вы еще узнаем об удивительном мире беспозвоночных животных. А пока проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Для беспозвоночных животных характерны определённые качества о которых вы сегодня узнали Вспомните их и подберите к каждому качеству беспозвоночное животное и название его группы. - Отгадайте загадки о беспозвоночных животных. | Дают свои ответы: (Занимают все среды обитания; Приспособлены к разным условия, насекомые способны летать Некоторые перешли к паразитическому образу жизни). Подбирают к каждому качеству животное. (Крепят изображение с этой группой на доску) Отгадывают Отгадывают загадки. | Фронтальная беседа Вопрос: Почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная? Вопрос: А что нужно делать, чтобы это разнообразие сохранилось? Выполняют задания на закрепления Подобрать к качеству группу беспозвоночных, проверить на слайде 1.Тело мягкое, покрыто раковиной 2. Имеют твердые выросты иглы. 3. Среди них много паразитов. 4. Имеют членистые конечности 5. Тело в виде мешка, имеют щупальцы Слайд Задание «Кто есть кто?» Отгадай, название животных и к каким группам они относятся? Слайд Резерв. Четвертый лишний. Найдите лишнее животное почему? Резерв. Отгадайте загадки. Одежды себе не шью а ткань всегда тку. (Паук) Нос долог, голос тонок, летит – пищит, сядет – молчит. Кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар) Рыж, да не конь усат, да не кот дома его не любят и на базаре не купят ( Таракан) Ползет наоборот, Задом наперед, Все под водой Хватает клешней (рак) «Черный ящик» На узкой дорожке — Голова да рожки. Кто так медленно ползёт, На себе свой дом везёт? (улитка) | углубляют и систематизируют знания о беспозвоночных животных. выделяют яркие качества разных животных; - | Познавательные: интерес к изучаемой теме. Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу. Личностные: любовь к природе, бережное отношение к ней. |
9. Домашнее задание (2 мин) | - Откройте дневники и запишите домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник. | Домашнее задание: для всех выучить § 20, по желанию 1. найти и выписать в тетрадь пословицы и поговорки, в которых упоминаются беспозвоночные животные; 2. Приготовить сообщение о каком-нибудь беспозвоночном 3. Найти фотографию интересного для вас беспозвоночного в интернете и сделать презентацию о нем на 2-3 слайда | пословицы и поговорки на упоминание в них беспозвоночных и их качеств, работать с различными источникам информации | Познавательные: интерес к изучаемой теме. Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. |
10. Рефлексия (2 мин) | - Оцените свою работу на уроке в виде смайлика - Кого бы вы из одноклассников отметили за активную работу на уроке. - Спасибо за сотрудничество! | Заполняют смайлики на индивидуальных листках учета | . Анализируют работу свою и одноклассников (группой) Индивидуальная работа | - проанализируют, что усвоили на уроке. | Познавательные: интерес к изучаемой теме. Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу. Личностные: оценивают свою работу на уроке. |