СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Беспозвоночные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоночные животные; учатся выделять существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных среди биологических объектов, на рисунках, таблицах; объяснять роль  беспозвоночных животных  в природе и жизни человека;  обосновывать необходимость охраны животного мира.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Беспозвоночные"»

Технологическая карта урока

Тема урока

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

Педагогическая цель

Сформировать представления об особенностях строения, жизнедеятельности беспозвоночных животных

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с подцарством Многоклеточные и беспозвоночными животными:

- научить учащихся выделять существенные признаки многоклеточных и беспозвоночных животных; Развивающие: продолжить формировать умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, представлять результаты работы;

-развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным, потребность в бережном отношении к природе и охране животного мира.

Воспитательная: поддерживать интерес к изучению животного мира

Тип, вид урока

Урок формирования новых знаний; комбинированный

Планируемые

результаты

Предметные

Учащиеся знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоночные животные; учатся выделять существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных среди биологических объектов, на рисунках, таблицах;

объяснять роль беспозвоночных животных в природе и жизни человека; обосновывать необходимость охраны животного мира.

Метапредметные

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности , классифицировать их, определять принадлежность биологических объектов к подцарству Многоклеточные; учатся работать с различными источниками информации, находить информацию о многоклеточных животных.

Личностные результаты

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Учащиеся получат возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказы­вания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получат возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии при работе в группе

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск ин­формации ); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)


Основные понятия

Беспозвоночные, простейшие, многоклеточные, позвоночник, кишечнополостные, колония, рифы, черви, паразиты, моллюски, членистоногие, панцирь, ракообразные, паукообразные, губки, насекомые, иглокожие.

Межпредметные связи

Экология, литература, гигиена, география, математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебники, коллекция насекомых и раковин, компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска,

рабочие листы, презентация.


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Организационный этап. (1мин)

Учитель знакомится с классом и предлагает девиз для работы на уроке




Готовы к началу урока.

Слушают учителя.


Слайд 1.

А девизом нашего урока будут такие слова:

«Делаешь – коллективно!

Думаешь – оперативно!

Отвечаешь – доказательно!

Работаешь – старательно! 
И открытия нас ждут обязательно!













Регулятивные: самоорганизация к уроку.

Коммуникативные: умение слушать и слышать др..

2.

Актуализация полученных знаний

Формулирование темы урока.

(5 мин)


А открытие прошлого урока загадаю загадкой



Сравните животных, подумайте в чем их сходство и различие.

На основании каких признаков вы разделили их две на группы?






















- Дополните недостающие элементы в схеме.-




О какой группе организмов пойдет речь на уроке?



Отгадывают о чем идет речь?



Отвечают на вопрос (по количеству клеток, наличию наружного и внутреннего скелета).




Заполняют схему «Животные».




Формулируют тему урока

Слайд 4

Загадка

Как волшебники в сказке:
Сгонят вмиг туман и дымку
И увидят невидимку

(линзы в микроскопе, простейшее)

Фронтальная беседа

  1. Что открыли о простейших?

Загадки

В земле всю жизнь свою живёт

Там он и ест, он там и пьёт.

Как только дождик выпадает

Он наружу выползает. (дождевой червь) (Щелчок)


По дорожке лезут рожки

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко

Рожки спрятались опять. (улитка)

(Щелчок)


Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

(Щелчок)


  1. Сравните животных, Найдите различия?

  2. На какие группы вы их разделите?

  3. Какие признаки характерны для всех одноклеточных животных?

  4. Какие для многоклеточных ?

  5. На какие группы можно разделить всех многоклеточных?


Слайд 5


Животные

Одноклеточные Многоклеточные



Беспозвоночные Позвоночные



характеризуют особенности простейших, их роль в природе и жизни человека


проанализируют правильность деления на группы;

- классифицируют животных.






классифицируют животных.



Познаватель-ные:

интерес к изучаемой теме.

Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников.

Регулятивные: принимать учебную задачу, умение ставить задачи на урок.

3.

Мотивация к учебной деятельности

(2мин)


Итак, Открытие или сегодняшнего урока тема урока «Многоклеточные Беспозвоночные».

- Закончите фразу:

«Беспозвоночных нужно изучать, потому что …


Демонстрирует многообразие беспозвоночных на

схеме, подводит



Продолжают фразу, высказывают свои мнения. Предполагают варианты.

Слайд 6


Закончите фразу:

«Беспозвоночных нужно изучать, потому что …


.




Слайд

Самая большая численность;


- много полезных для человека животных, нужно сохранить их численность


среди беспозвоночных есть паразиты и вредители, чтобы с ними бороться, нужно знать их биологию

знакомство со значением беспозвоночных


Познаватель-ные:

интерес к изучаемой теме.

Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников.

Регулятивные: принимать учебную задачу, умение ставить задачи на урок.

4.Основной этап. Изучение нового материа-ла

(8 мин)

Сообщает о том, что впервые разделил животных на беспозвоночных и позвоночных Ж.Б. Ламарк



- Чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос, нам нужно за несколько минут узнать об беспозвоночных как можно больше.


Учитель готовит к восприятию нового материала.

Организует групповую работу учащихся с учебников с. 77 -78

Дает инструкцию при работе в группе, напоминает правила работы в группе.

Контролирует выполнение работы, дает советы или оказывает помощь при необходимости

Слушают учителя, рассматривают портрет ученого, запоминают данные о его вкладе в развитие биологии


Делают предположения.

Находят информацию на рисунке, заполняют листы-проекты.









Слайд 7

Ж. Б. Ламарк впервые раздели животных на беспозвоночных и позвоночных








Проблемный вопрос: Почему группа беспозвоночных животных самая многочисленная?


1.Работа в группах. (слайд)

Задания по группам ( группа из 4 человек, сидящих рядом)

Изучив текст учебника с. 77 - 79 и заполнив лист – проект надо доложить о своей группе животных, ответив на вопросы:

  1. Название группы.

  2. Места обитания.

  3. Строение тела

  4. Название животных.


1группа -Губки

2 группа- Кишечнополостные

3 группа- Иглокожие

4 группа – Черви

5 группа - Моллюски

6 группа – Членистоногие

7 группа – Экологи (правила поведения в природе )

Узнают об известных ученых- биологах, их вкладе в биологию,

научатся различать изученные объекты, конечности, классифициро-вать беспозвоночных животных, объяснять значение животных, характеризовать среду обитания.

Познавательные: интерес к изучаемой теме, отвечать на вопросы учителя, умение работать с диаграммой.

Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

5. Физминутка

(2 мин)

Я называю животных: если это беспозвоночное животное, то поднимаете обе руки вверх, если позвоночное – качаете головой, если простейшее - приседаете.

Учащиеся встают и выполняют задания физминутки.

Выполнить действия по заданию:

беспозвоночное животное -поднимаете обе руки вверх;

позвоночное – стоите ровно, качаете головой,

простейшее – приседаете:


амеба, медуза, змея, улитка, лягушка, амебе радиоза, жук, птица.

- распределяют животных на группы

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью

6. Первичное закрепление изученного материала

(8 мин).

Пришло время представить результат работы ваших групп.




Вам по ходу выступления групп необходимо заполнить таблицу на листках учета.

1 учащийся от группы демонстрирует и озвучивает результат работы группы


Заполняют недостающие элементы в таблице (Приложение ).

Отчеты групп

Пришло время представить результат работы ваших групп

Рассказать, используя таблицу об особенностях и основных представителях данной группы беспозвоночных.

Заполняют недостающие элементы в таблице


СлайдЫ







- распределяют животных на группы;

- углубляют и систематизируют знания о беспозвоночных животных

структуриро-

вать учебный материал в виде таблицы




Познавательные: интерес к изучаемой теме.

Коммуникативные: умение работать в группе и по образцу,

Публично представлять отработанный учебный материал

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу.

Личностные: владение коммуникативными нормами и правилами,

7.

Физминутка для глаз

( 1мин)

Показывает движение

Выполняют задания физминутки

Посмотреть вдаль, перед собой, повторить движение 3 раза

Посмотреть вверх, вниз - 3 раза

Не поворачивая головы, посмотреть влево, вправо – 3 раза

Прищуриться -3 раза, быстро поморгать


Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу.

8. Осмысление содержания. (4 мин)

Пришло время ответить на вопрос: почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная?


Ребята, в курсе биологии вы еще узнаем об удивительном мире беспозвоночных животных. А пока проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.


Для беспозвоночных животных характерны определённые качества о которых вы сегодня узнали Вспомните их и подберите к каждому качеству беспозвоночное животное и название его группы.


-





Отгадайте загадки о беспозвоночных животных.

Дают свои ответы:

(Занимают все среды обитания;

Приспособлены к разным условия, насекомые способны летать

Некоторые перешли к паразитическому образу жизни).











Подбирают к каждому качеству животное.

(Крепят изображение с этой группой на доску)











Отгадывают




Отгадывают загадки.

Фронтальная беседа


Вопрос: Почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная?


Вопрос: А что нужно делать, чтобы это разнообразие сохранилось?













Выполняют задания на закрепления


Подобрать к качеству группу беспозвоночных, проверить на слайде

1.Тело мягкое, покрыто раковиной

2. Имеют твердые выросты иглы.

3. Среди них много паразитов.

4. Имеют членистые конечности

5. Тело в виде мешка, имеют щупальцы


Слайд

  1. Задание «Кто есть кто?»

Отгадай, название животных
и к каким группам они относятся?

Слайд

Резерв. Четвертый лишний. Найдите лишнее животное почему?


Резерв. Отгадайте загадки.

Одежды себе не шью
а ткань всегда тку.    (Паук)

Нос долог, голос тонок,
летит – пищит,
сядет – молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар)


Рыж, да не конь
усат, да не кот
дома его не любят
и на базаре не купят ( Таракан)


Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней (рак)


«Черный ящик»

На узкой дорожке — 
Голова да рожки. 
Кто так медленно ползёт, 
На себе свой дом везёт?

(улитка)



углубляют и систематизируют знания о беспозвоночных животных.


выделяют яркие качества разных животных;

-


Познавательные: интерес к изучаемой теме.

Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу.

Личностные: любовь к природе, бережное отношение к ней.

9. Домашнее задание

(2 мин)


- Откройте дневники и запишите домашнее задание


Записывают домашнее задание в дневник.


Домашнее задание:

для всех выучить § 20,

по желанию

1. найти и выписать в тетрадь пословицы и поговорки, в которых упоминаются беспозвоночные животные;

2. Приготовить сообщение о каком-нибудь беспозвоночном

3. Найти фотографию интересного для вас беспозвоночного в интернете и сделать презентацию о нем на 2-3 слайда

пословицы и поговорки на упоминание в них беспозвоночных и их качеств, работать с различными источникам информации

Познавательные: интерес к изучаемой теме.

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

10. Рефлексия (2 мин)

- Оцените свою работу на уроке в виде смайлика

- Кого бы вы из одноклассников отметили за активную работу на уроке.


- Спасибо за сотрудничество!

Заполняют смайлики на индивидуальных листках учета




.

Анализируют работу свою и одноклассников (группой)

Индивидуальная работа

- проанализируют, что усвоили на уроке.

Познавательные: интерес к изучаемой теме.

Коммуникативные: умение слушать и слышать др. учеников.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу.

Личностные: оценивают свою работу на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!