МОУ «Всеволожский ЦО" Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: «Грибы» Учебник: «Биология» 5 класс В.В. Пасечник
2018 г Технологическая карта урока биологии Тема урока: Грибы Класс: 5 Дата: 30.01. 2018 Автор: учитель биологии Харчевникова Светлана Викторовна Тип урока: «открытие» новых знаний Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ . Цели по содержанию:
ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.
развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности. Предметные результаты: - формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью; - формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин. Метапредметные результаты: Познавательные УУД Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.). Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля , самооценки и взаимооценки. Личностные результаты: 1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Информационно-технологические ресурсы : учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку , коллекция грибов, микроскоп, микропрепарат плесневых грибов, консервированные грибы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Содержание | Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учащихся | УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к уроку. | - Добрый день, ребята. (слайд1) Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | | Приветствие учителя Организация рабочих мест, приветствие Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
этап актуализации и пробного учебного действия; | Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство? | Повторим, что мы изучали на прошедших уроках: - Какие царства живой природы мы с вами изучили? - Вернёмся к признакам царств растений и животных. Вспомним признаки царства: (слайд 7) Строение клетки Строение тела Способ питания Способность к передвижению. - Давайте вспомним отличительные признаки животных и растений. Сейчас мы проверим как вы сможете распознать представителей этих царств. В конвертиках фотографии животных и растений и грибов Учитель: посмотрите пожалуйста рисунки. Выберите из данных изображений представителей царства животных и представителей царства растений. | Фронтальная работа с классом | Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы 2 ученика записывают на доске, остальные в тетради в 2 колонки – растения и животные • Неограниченный рост • Питание путём всасывания воды и минеральных солей • Наличие хлоропластов • Фотосинтез. (Автотрофы). • Активное движение • Ограниченный рост • Отсутствие хлоропластов • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы). Ученики работают в парах, распределяют рисунки на две группы животные и растения Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. | Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. |
этап выявления места и причины затруднения; Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. | Предлагает спланировать работу на уроке. | У вас остались лишние организмы. Что за загадочные существа остались? - Скажите как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах) Совершенно верно - это гриб (слайд 2) Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3) Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно): Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4) 21, 43, 64, 36, 55, 32, 24 61, 64, 26, 34, 24, 32 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 20 | ц | е | з | о | ё | и | 30 | д | в | н | б | я | с | 40 | ж | к | а | х | ь | ш | 50 | ю | л | п | щ | т | у | 60 | г | м | ф | р | ъ | ч | Тема урока: Царство Грибов (запись в тетради). (слайд 5) Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. (Цель урока) У нас остались карточки с организмами, которые кто-то отнес к растениям, а кто-то и совсем не знает, куда их отнести. Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? Проблемный вопрос урока, на который мы попытаемся ответить: Грибы – это растения или животные, к какому царству их отнести? (Учитель записывает на доске версии ребят и факты, доказывающие их) Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, питания; размножения и тогда мы сможем говорить о принадлежности их к какому-либо царству. Скажите, а какие признаки из перечисленных относятся к грибу?
| Фронтальная работа с классом | Формулируют тему урока, проблемный вопрос урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока. Вместе с учителем вспоминают признаки царств растений и животных.
| Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Организует деятельность учащихся в группах. Всего групп 4 по 4-5 человек, раздаёт листы с заданиями, которые нужно заполнить. В учебнике на стр. изучите материал о царстве грибов, изучите схемы, иллюстрации в учебнике. Организует работу учащихся с микроскопом, раздаёт живой объект (плесень), либо консервированные грибы. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, помогает с приготовлением микропрепарата. | Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем с учебником в группах, перед вами карточки, выполним задание на них в своей группе. Вспомним правила работы в группах. (слайд 9) План работы групп таков: -прочитать задание, обсудить, выполнить, создать презентации на ноутбуках -вернуться в свои исходные группы и поделиться полученными знания о грибах с вашими товарищами. Работа в группах (5 мин) Учитель: Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы. Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая - говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем. В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. Закончили работу? | Работа в группах | Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Рассматривают препарат консервированного гриба и живой объект (плесень) и рассматривают его в микроскоп. Делают записи на опорных листах. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Презентация и самооценка работы группы по предложенному алгоритму. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. | А теперь ответственные групп представляют итоги работы группы по плану. Согласны ли вы с предложенной оценкой? Почему? Возвращаемся к версиям и проблемному вопросу. (обсуждение версий, дополнение, исправление и ответы на проблемный вопрос) А теперь вернемся к нашим версиям о принадлежности грибов к одному из царств и о их признаках. Какой теперь ваш результат? Благодаря чему наш результат улучшился? Как вы считаете, эффективен такой способ получения знаний? Давайте сделаем вывод. Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные. | | Ответственные групп представляют итоги работы группы по плану. (презентация и самооценка работы группы по предложенному алгоритму). Остальные учащиеся других групп делают записи в своих тетрадях. Обсуждение выступления групп. Возвращение к проблемному вопросу урока и к признакам царства Грибы, сравнение результатов. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в группах (общение). Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции. |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы: Базовый уровень: Тест по теме “Царство Грибы” 1. Грибы – широко распространены в почве... (воде,живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических,резиновых изделий). 2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал). 3. Наука, изучающая грибы называется... (микология). 4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу. 5. Дрожжевой гриб размножается путем... (почкования). 6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла). 7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина). 8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька). 9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным,бесполым, половым). 10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты). 11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло). 12. Взаимовыгодная связь двух организмов:гриба и дерева называют... (симбиоз). 13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты). 14. Грибы применяют... Повышенный уровень: Биологические задачи 1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? 2. Задача для “мозгового штурма”. Известно,что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез,рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое“доброжелательное соседство” грибов и деревьев. 3. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему? 4. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы? При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки | А теперь проверим кто, что усвоил из услышанного. Вам предлагаются предложения, которые необходимо закончить и биологические задачи, затем я раздам вам ключи, чтобы вы проверили сначала себя, а потом соседа и поставили оценку и себе и соседу. | | Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание. При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня. | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение). |
Информация о домашнем задании (слайд 11) | Задаёт дифференцированное домашнее задание учащимся | Домашнее задание. (слайд 11) Всем: Параграф 13, вопросы на стр. 69, в раб.тетради зад.48, 49 на стр.31 На выбор: Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство» Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы» Ответить на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией? | | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. | Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.(слайд 12-13) | Организует рефлексию: 1.Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения 2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. | Как вы оцениваете работу вашей группы? (Мнение учителя о работе каждой из групп.) -Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии? Дополните предложение высказав своё мнение об уроке Сегодня на уроке …. Я узнал Я научился Было сложно Было легко Мне понравилось Не понравилось Меня удивило | | Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. Высказывают мнение об уроке. | Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
. Приложение 5.
1. Какова была цель урока? ____________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________
3. Правильно или с ошибкой? __________________________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________
Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:
Инструкция УУД «0»- не сформированы , «1» - недостаточно сформированы , «2»- сформированы достаточно