СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Прорастание семян"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Прорастание семян"»


ФИО учителя (полностью)

Давыдова Ирина Дмитриевна

Место работы

МБОУ «Малополпинская СОШ» Брянского района

Должность

учитель биологии и химии

Предмет

биология

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Тема раздела: «Жизнь растений»

Тема урока: «Прорастание семян»

(6 урок в теме)

Тип урока

Урок открытия новых знаний


Базовый учебник

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013

(УМК В.В.Пасечника)




Цель урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян.

Задачи:

Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине посева семян в почву, световом режиме.

Развивать навыки исследовательской деятельности, техники эксперимента; умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы.

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД

В познавательной сфере:

  • давать определения изучаемых понятий: семя, зародыш, проросток, условия прорастания условия;(1)

  • описывать влияние факторов на прорастание семян;(2)

  • классифицировать факторы, влияющие на прорастание семян;(3)

  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;(4)

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;(5)

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать влияние факторов, причины и последствия влияния факторов на прорастание семян;(6)

  • оценивать роль факторов;(7)

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения семян сельско-хозяйственных культур и факторами(8)

Метапредметные УУД

  • составление плана изучения темы, оценка изученного материала, осознание качества и уровня усвоения;(9)

  • анализ объектов с целью выделения признаков с последующим синтезом;(10)

  • работа с дидактическим материалом;(11)

  • моделирование понятий;(12)

  • работа в группе, умение принимать решения, оценка действий партнера.(13)

Личностные УУД

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;(14)

  • умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию;(15)

  • умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли;(16)

  • воспитание интереса к земледелию, формирование уважительного отношения к труду работников сельского хозяйства, труду родителей(17)


Методы обучения: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ, сообщение), практические (постановка опыта, работа с рисунками), частично – поисковый.

Методы контроля: выполнение заданий разного типа с самопроверкой и взаимопроверкой.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Средства обучения: Компьютер, проектор, презентация, магниты, карточки с заданиями, рабочий лист урока, коллекция

семян растений. результаты опытов домашней лаборатории.


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организация начала занятия

(1 мин)

Здравствуйте, ребята. (Проверяет готовность обучающихся к уроку и желает всем плодотворной работы)

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на успешную работу


2. Проверка выполнения домашнего задания

(6 мин)

Учитель задаёт вопросы и выслушивает ответы обучающихся.


1.Что такое семя?

2. Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

3.Какие вещества входят в состав семян?

4.Где содержится запас питательных веществ в семенах двудольных и однодольных растений?

5.Для чего семена служат растениям?


Включаются в работу. Отвечают на вопросы учителя, при этом используют свои знания и материал таблицы заполненной на уроке по теме «Строение семян».


Предполагаемые ответы:

1.Семя - это растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.

2.Семена двудольных и однодольных растений устроены следующим образом.

Строение семян двудольных растений

Строение семян однодольных растений

3.Белки, жиры, углеводы.

4.У двудольных растений зародыш содержит запасные питательные вещества либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Питательные вещества зародыша однодольных находятся, как правило, в эндосперме.

5.С помощью семян растения размножаются и расселяются.

4,10.16

3. Подготовка к основному этапу занятия

(5 мин)

Предоставление материала, позволяющего перейти к изучению нового материала.


Ребята, сегодня я хочу показать вам одну удивительную историю. Внимание на экран.


Демонстрация видеофрагмента «Как из жёлудя вырос дуб»

 

Вопрос: скажите пожалуйста знакомо ли вам явление показанное в видеофрагменте? Что мы о нём знаем?

Как происходит этот процесс?

Какие этапы проходит семя до образования проростка?

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Какие условия нужно учитывать при посеве семян?

За счёт чего происходит питание проростка?

Можем ли мы с вами сейчас ответить на все возникшие у нас сейчас вопросы? (нет)

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока исходя из всех возникших у нас вопросов?


Вступают в диалог с учителем и формулируют тему урока


Предполагаемые ответы: в видеофильме показано прорастание жёлудя, показаны этапы прорастания, образование проростка

4,5,9,14,15


Да действительно сегодня на уроке мы будем говорить о прорастании семян, уточним условия их прорастания; зависимость этого процесса от факторов окружающей среды. поговорим о росте и питании проростков.

Общий итог этапа мотивации – корректировка темы урока предложенной обучающимися и запись её рабочий лист. Прорастание семян и формирование проростков.

(1 мин)

Целеполагание: рассмотрите пожалуйста лежащие перед вами рабочие листы. Можете ли вы сразу заполнить предложенные вам таблицы, выполнить другую предложенную вам работу?

А что необходимо сделать, чтобы успешно справиться с предложенной вам работой?

Предполагаемые ответы: нет, нам не хватает наших знаний.



Нам необходима информация.

4,9,10

4. Усвоение новых знаний и способов действий

(18 мин)

Сейчас мы с вами просмотрим ещё один учебный фильм который называется "Развитие растения из семени" и мне хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на этапы прорастания семян.

Задание 1. Просмотрев видеофрагмент и отметив этапы прорастания семян, расставьте пожалуйста в правильном порядке этапы прорастания семян.

Процесс

набухание семян

трогается в рост побег

рост стебля образование листьев развёртывание верхушечной почки

разрыв семенной кожуры

сформировавшийся проросток с корневой системой и надземный побег из стебля листьев и верхушечной почки

трогается в рост зародышевой корешок и превращается в главный корень


Предполагаемые ответы обучающихся, основанные на анализе материалов видеофильма.





Выполняют задание

2,4,5,7,10,11,12,14,15,16


После того как мы рассмотрели этапы прорастания семян мы должны выяснить какие же условия, необходимы для их прорастания. Для этого заранее группа учащихся работающих в лаборатории заложила опыты, которые сейчас нам и представят.


Учащиеся представляют результаты опытов, выполненных дома.

1,2,3,4,5,6,7,12


1 №2 №3 №4


сухо влажно и тепло влажно и холодно много воды

не проросли проросли не проросли не проросли

Мы взяли четыре стакана и поместили в них одинаковое количество семян гороха. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй на дно налили немного воды и поставили в сухое место. В третий стакан так же налили немного воды, но поставили в холодильник. В четвёртом стакане семена наполнили до краёв кипячёной водой. Оставили всё это на 4 дня и вот что мы увидели. В пробирках 1,3,4 семена либо совсем не проросли, либо погибли от избытка влаги или от холода. И только в пробирке №2 где они были просто увлажнены и попали в теплое место они проросли.

Теперь мы с вами можем сделать выводы, что семенам для прорасттания нужны следующие условия:__________, __________, _________ (запишите пожалуйста сами в свои рабочие листы).


Предполагаемый ответ:

Для прорастания семян нужны следующие условия:

Вода, воздух, тепло

Уточнение: в результате прорастания семян формируется проросток, с корневой системой и надземным побегом из стебля, листьев и верхушечной почки (запишите определение в рабочем листе).


Записывают определение. Проросток это молодое растение с корневой системой и надземным побегом из стебля, листьев и верхушечной почки.


Посмотрите пожалуйста, у вас в учебнике на странице 109 на рисунке 84 показано прорастание семян фасоли, гороха, зерновки пшеницы. Что вы видите на рисунках? Чем прорастание фасоли, отличается от прорастания гороха и пшеницы? Где находятся семядоли этих семян после прорастания?

Верно, по тому где располагаются семядоли у проростков после их прорастания все растения делятся на растения с надземным прорастанием и подземным типом прорастания семян. Обратите внимание на таблицу в вашем рабочем листе


Типы прорастания семян

надземный

подземный

Семядоли выносят на поверхность (огурец, лук, капуста, фасоль)


Семядоли остаются в почве (горох, дуб, пшеница)

Задание: Рассмотрите предложенные вам рисунки, назовите тип прорастания семян у фасоли; у гороха и пшеницы.

Фасоль Горох Пшеница

Прорастание семян: ___________________ _______


Предполагаемый ответ: на рисунках показано прорастание семян фасоли, гороха и зерновки пшеницы. Из рисунка следует, что при прорастании семени фасоли проросток выносит семядоли над землёй, а при прорастании семян гороха и зерновок пшеницы их семядоли остаются в земле.



Работа в группах

Группа 1. Давайте рассмотрим рисунок 85 и оценим какое количество воды нужно семенам разных растений для прорастания







Группа 2. 

по рисунку 86 оценим какая температура нужна семенам разных растений для прорастания.




Предполагаемые ответы (обсудить)

При прорастании семян им всем необходима вода. Но разным семенам нужно разное количество воды. На рисунке показано необходимость воды семенам в процентном содержании от их массы. Меньше всего воды нужно для прорастания просу. Больше всего гороху.

Всем семенам нужна разная температура для прорастания. Самая низкая – ржи, клеверу; самая высокая томатам, огурцам, дыне.

При попадании в трюм даже небольшого количества воды семена выйдут из состояния покоя и начнут прорастать, при этом набухнув они увеличатся в размерах, что в конечном итоге разорвёт корабль (трюм, металл), произойдёт катастрофа и корабль затонет от полученной пробоины.



2,4,6,10,11,13,

16,17

Решите задачу 88 из рабочей тетради.

Почему при перевозке на пароходах и баржах семян, особенно бобовых культур, попадание даже небольшого количества воды в трюм может привести к катастрофическим последствиям?


Сообщение «Как бобы пароход разорвали»



Задание классу. Прочитайте статью учебника на стр.113. Рост и питание проростка. И ответьте на вопросы: 1.Почему при прорастании семени первым появляется корешок.

2.За счёт каких веществ происходит превращение зародыша семени в проросток?

3.Почему так важно, чтобы процесс фотосинтеза начался до тех пор, пока не кончился запас питательных веществ семени?

Предполагаемый ответ (обсудить)

1.Первым появляется корешок, он укрепляется в почве и начинает поглощать из неё воду с минеральными веществами. Вода необходима для начала процесса обмена веществ и перехода семени из состояния покоя в состояние активной жизнедеятельности.

2.Пока проросток не достиг поверхности почвы. для его роста и развития используются органические вещества, запасённые в семени.

3.Если при прорастании и формировании проростка питательные вещества закончатся прежде чем начнётся процесс фотосинтеза проросток семени может погибнуть.


5. Первичная проверка пони­мания знаний и способов дейст­вий

(3 мин)

Читает вопросы, выслушивает ответы, исправляет ошибки, если нужно.


1.Игра «Да» «Нет»

1.Семя - это растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.

2.Для прорастания семени не нужны тепло и вода, а нужен воздух (кислород) и низкая температура.

3.Первым при прорастании семени разорвав кожуру появляется зародышевый корешок.

4.Проросток представляет собой организм с корневой системой и надземный побег из стебля листьев и верхушечной почки.

5.При прорастании фасоль не выносит свои семядоли над поверхностью земли и прорастание фасоли считается подземным.

6.Учитывая температуру прорастания семян, семена пшеницы сеют на полях раньше, чем на полях высевают семена томатов.

7.Семенам гороха для прорастания влаги нужно меньше чем семенам пшеницы.

8.У однодольных растений запас питательных веществ используемый семенем для его развития находится в эндосперме.


Отвечают по очереди друг за другом


4,8,11

6. Закрепление знаний и спосо­бов действий

(2 мин)

Решение заданий с предложенных карточек.

Карточка 1

Рассматривая рисунки к заданию, предлагают свои ответы












9,11,13,14,16

7. Обобщение и систематизация знаний

(5мин)

Ребята на уроке мы многое узнали, многому научились. В завершении я предлагаю вам составить небольшую памятку для садоводов и огородников, чтобы всегда их радовал выращенный на своих дачах хороший урожай.



Предполагаемый ответ:

Памятка садовода:

1.Для посева нужно брать полновесные семена с живым зародышем, желательно с хорошей всхожестью.

2.Нужно соблюдать температурный режим (семена холодостойких растений (пшеница, овёс, ячмень, горох) прорастают при низкой температуре, поэтому их высевают ранней весной; семена теплолюбивых растений

(кукуруза, фасоль, тыква, томат) высевают когда почва хорошо прогреется).

3.Нужно учитывать влажность почвы.

4.При посеве семян нужно учитывать глубину заделки (мелкие семена на маленькую глубину. Большие на большую глубину). В лёгкой почве (песчаной) семена заделываем глубже чем в тяжёлой (глинистой).


Обсуждают и кратко записывают в рабочий лист

4,6,7,8,13,16,17

7. Подведение итогов занятий

(1 мин)

- Ребята! Наш урок заканчивается.

Оцените свою работу на уроке. Поставьте отметку в свой рабочий лист.


Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

Отмечают успешные ответы одноклассников, участников группы (взаимооценка).


16

8. Рефлексия

(1 мин)

Ребята, покажите цветную карточку, которой вы оцениваете сегодня вашу работу на уроке

«зелёная» – мне всё удалось, «синяя» – мне не всё удалось, «красная» – у меня ничего не получилось.

Показывают карточку, отмечают «цвет настроения» в рабочем листе

16

9 Информация о домашнем задании

(2 мин)

Домашнее задание: изучить текст параграфа 20, решить задачу 89.

Провести опыт по определению всхожести семян пшеницы (выданных учителем). Возьмите 100 штук семян. Разложите их на тарелке. На влажной тряпочке. Накройте тарелки стеклом, чтобы влага не испарялась. Поместите их в тёплое место. Через 10 дней, подсчитайте сколько семян проросло.

Записывают задание









Рабочий лист урока

ученика (цы) 6 класса ________________________________

Тема урока ___________________________________________


Задание 1. Просмотрев видеофрагмент и отметив этапы прорастания семян, расставьте в правильном порядке этапы прорастания семян.

Процессы при прорастании семян:

  • трогается в рост зародышевой корешок и превращается в главный корень

  • набухание семян

  • трогается в рост побег

  • рост стебля образование листьев развёртывание верхушечной почки

  • разрыв семенной кожуры

  • сформировавшийся проросток с корневой системой и надземный побег из стебля листьев и верхушечной почки




Проросток  - это____________________________________

_____________________________________________________


Задание 2: Рассмотрите предложенные вам рисунки, назовите тип прорастания семян у фасоли; у гороха и пшеницы.

Фасоль Горох Пшеница

Прорастание семян: ___________________ __________________



Игра «Да» - «Нет» ___________________________


Памятка садоводу-огороднику:_________________________________________________







Результат работы на уроке



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!