СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Выделение у растений. Листопад"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Выделение у растений. Листопад"»

Технологическая карта урока биологии в 6 классе


Тема урока

Выделение у растений. Листопад

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Цель урока

рассмотреть выделение вредных веществ у растений как важный процесс жизнедеятельности

Задачи урока

образовательная: знакомство обучающихся с процессом выделения как составной частью обмена веществ.

развивающая: развитие у обучающихся логического мышления, речевой деятельности, навыков работы с текстом.

воспитательная: воспитание интереса к предмету, к результатам своей деятельности

Методы работы

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный

Используемые технологии обучения

здоровьесбережения, иформационно-коммуникационные, критического мышления, проблемное обучение

Уровень изучения

базовый

Формы организации познавательной деятельности

фронтальная, групповая

Оборудование

компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, микроскопы, микропрепараты кожицы листа комнатного растения, продольный спил дерева, гербарии: ели, сосны, лиственницы, два листа ватмана, осенние листья


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: способность обучающихся к саморазвитию, их мотивация к обучению, осознание значимости знаний об особенностях выделения у растений для практической жизни людей

Метапредметные: развитие познавательной активности, умения организовывать сотрудничество с учителем и со сверстниками, умения организовывать свою деятельность и оценивать достигнутые результаты


Предметные: знакомство с новыми биологическими понятиями, формирование знаний о последовательности процесса листопада

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Оргмомент


Приветствие обучающихся, проверка подготовленности к уроку. Деление обучающихся на группы

Приветствие учителя, настраивание на работу

2.Мотивирование на учебную деятельность, постановка темы урока, целеполагание


На доске изображено дерево, на стволе которого на магнитах прикреплены фигурки «вредных веществ»)

- В растении, как и любом другом живом организме, в процессе жизнедеятельности накапливаются вредные вещества.

Как растению их выделить из себя?

- Какая же тема нашего урока? (Выделение у растений)

- Какую же цель сегодня поставим на уроке?

- Оказывается, эти вредные вещества к осени перемещаются в листья (перемещаю фигурки на листья)

- Как же теперь от них избавиться? (Опадание листьев)

(Обучающиеся по очереди выходят, «срывают» лист с дерева, читают надписи на обратной стороне листа:

- избавление от вредных веществ;

- защита от обламывания веток от налипшего снега;

-для уменьшения испарения воды

Отвечают на вопросы, определяют тему и цели урока

3.Актуализация опорных знаний

- А для чего растения испаряют воду?

- А каким образом они это делают? (Через устьица)

- Давайте вспомним, как выглядят устьица, рассмотрев кожицу листа под микроскопом.

- Итак, через листья в течение жизни растения могут выделять воду. А ветви дерева, его ствол могут выделять воду без участия листьев?

- А как? ( Через чечевички)

(Демонстрация чечевичек на продольном спиле дерева)

- Зачем же осенью растения избавляются от листьев, тем самым уменьшая испарение? Сейчас мы это выясним.

Отвечают на вопросы.

Работают в группах с микроскопами

4.Осуществление учебных действий по освоению нового материала


Задание в формате ОГЭ

- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте текст. Используя содержание текста и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы:

1)Какую пользу приносят опавшие листья растению?(1 группа)

2)В связи с чем деревьям и кустарникам осенью нужно уменьшать испарение воды?(2 группа)

Текст:

«В условиях умеренного климата, в отличие от теплых широт, осенью у многих растений происходит полное опадание листьев. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листву, они бы высыхали, так как корни растений не могут всасывать холодную воду из почвы. Опавшая листва защищает корни и семена от промерзания, питает грунт органическими и минеральными веществами»

- Запишите в тетради, в чем заключается значение листопада для растений.

- А как вы думаете, деревьям теплых широт нужно сбрасывать листья?

А почему их тогда называют вечнозелеными?


Задание, связанное с жизнью

- А мы с вами в каком климатическом поясе живем? (В умеренном)

- У этого климата есть ряд своеобразных особенностей, с которыми вы обязательно познакомитесь на уроках географии позднее. Но и у нас есть, так называемые, вечнозеленые деревья. Вы их прекрасно знаете. Какое дерево дома украшаем на новый год? (Ель, сосна)

(Демонстрация гербариев)

- Почему они не сбросили свои листья-иголки?

-А какое у нас в Забайкалье растет хвойное дерево, которое осенью сбрасывает свои мягкие листья-иголки?

- Лиственница даурская (демонстрация гербария)

- У нашей лиственницы элитная порода древесины, она долговечнее сосны и дуба. Постройки из нее простоят сотни лет, причем под воздействием влажности древесина становится только крепче.

Разгадывание ребуса

-А это зашифровано другое наше

растение. Отгадайте, что это? (Брусника)

- Выясните на стр. 118 в учебнике, почему она вечнозеленая, ведь листья у

нее – не иголки?

(Демонстрация на экране ребуса и изображения брусники)

- А какое листорасположение у брусники?

- А листья простые или сложные?


Обучающиеся в работают в группах, знакомятся с текстом, отвечают на вопросы. По очереди отчитываются. Делают записи в тетради.





























Рассматривают гербарии, отвечают на вопросы




























Отгадывают слово, зашифрованное в ребусе,
отвечают на вопросы.






5.Разминка



- А теперь давайте встанем и немного отдохнем.

-Подпрыгните столько раз, сколько изображено на экране черешковых листьев(4)

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько на экране листьев с дуговым жилкованием(2)

- Присядьте столько раз, сколько изображено сложных листьев(1)

Выполняют физические упражнения


6.Применение изученного материала


Развитие функциональной грамотности, выполнение межпредметных заданий

- Наша страна самая большая в мире. И кроме Забайкальского края есть очень много других регионов России. В 2014 году к нам присоединился еще и Крым. Посмотрите на карту на экране, где Чита, а где Крым

(Определяем расположение этих объектов по отношению к параллели 50 градусов северной широты)

- Что расположено севернее: Забайкалье или Крым?

- Следующее задание связано с Забайкальем и Крымом.

Текст:

«Разные территории России по-разному освещены солнечным светом. Чем севернее территория расположена, тем меньше угол падения солнечных лучей. Начало листопада и его продолжительность у растений, растущих на разных территориях, неодинаково. Сигналом к наступлению листопада служит сокращение светового дня. А под воздействием ветра листья опадают быстрее»

  1. Чем объяснить более позднее начало листопада в Крыму, чем в Забайкалье?(1 группа)

  2. Почему одиночные деревья листья теряют быстрее, чем те, что растут в лесу?(2 группа)

- Какое очень важное сведение о листопаде запишем из этого задания? (Сигнал наступления листопада – сокращение светового дня)

Задание в формате ОГЭ

- Вы были в Крыму?

- Представьте, что вас пригласили на телеигру пусть не в Крым, в Читу. И вам непременно хочется выиграть, но для этого нужно расставить процессы, которые сопровождают листопад, в правильном порядке. Затем в ответе записать только последовательность цифр

Задание:

1.Лист падает

2.В листьях разрушается хлорофилл

3.Лист отрывается

4.Лист меняет цвет

5.Лист накапливает ненужные вещества

6.Между листом и стеблем образуется пробковый слой

7.Лист становится бурым

Ответ: 2456731


Работают по карте России. Читают текст, отвечают на вопросы. Группы по очереди отчитываются.











































Группы выполняют задание в формате ОГЭ, по очереди отчитываются

7.Систематизация и обобщение знаний

(В центре листа слово «листопад», от него проведены в разные стороны лучи)

- Напишите на этих лучиках все важное и полезное, на ваш взгляд, о листопаде

Группы заполняют рабочие листы, затем по очереди отчитываются

8.Рефлексия

-Заполните карточки на ваших столах

Каждый обучающийся заполняет карточку

9. Домашнее задание и оценивание

(Раздаю карточки с домашним заданием)

Д/з для 1 группы: выяснить по учебнику, какие еще вещества и как могут выделять растения, кроме рассмотренных нами.

Д/з для 2 группы: выяснить по учебнику. Как объяснить разную окраску осенних листьев

Получают карточки с домашним заданием

10. Творческое задание

- Давайте сделаем из осенних листьев сердечко, как знак доброжелательного отношения друг к другу

Оформляют сердечко из листьев