2.Мотивирование на учебную деятельность, постановка темы урока, целеполагание | На доске изображено дерево, на стволе которого на магнитах прикреплены фигурки «вредных веществ») - В растении, как и любом другом живом организме, в процессе жизнедеятельности накапливаются вредные вещества. Как растению их выделить из себя? - Какая же тема нашего урока? (Выделение у растений) - Какую же цель сегодня поставим на уроке? - Оказывается, эти вредные вещества к осени перемещаются в листья (перемещаю фигурки на листья) - Как же теперь от них избавиться? (Опадание листьев) (Обучающиеся по очереди выходят, «срывают» лист с дерева, читают надписи на обратной стороне листа: - избавление от вредных веществ; - защита от обламывания веток от налипшего снега; -для уменьшения испарения воды | Отвечают на вопросы, определяют тему и цели урока |
3.Актуализация опорных знаний | - А для чего растения испаряют воду? - А каким образом они это делают? (Через устьица) - Давайте вспомним, как выглядят устьица, рассмотрев кожицу листа под микроскопом. - Итак, через листья в течение жизни растения могут выделять воду. А ветви дерева, его ствол могут выделять воду без участия листьев? - А как? ( Через чечевички) (Демонстрация чечевичек на продольном спиле дерева) - Зачем же осенью растения избавляются от листьев, тем самым уменьшая испарение? Сейчас мы это выясним. | Отвечают на вопросы. Работают в группах с микроскопами |
4.Осуществление учебных действий по освоению нового материала | Задание в формате ОГЭ - У вас на столах лежат карточки. Прочитайте текст. Используя содержание текста и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы: 1)Какую пользу приносят опавшие листья растению?(1 группа) 2)В связи с чем деревьям и кустарникам осенью нужно уменьшать испарение воды?(2 группа) Текст: «В условиях умеренного климата, в отличие от теплых широт, осенью у многих растений происходит полное опадание листьев. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листву, они бы высыхали, так как корни растений не могут всасывать холодную воду из почвы. Опавшая листва защищает корни и семена от промерзания, питает грунт органическими и минеральными веществами» - Запишите в тетради, в чем заключается значение листопада для растений. - А как вы думаете, деревьям теплых широт нужно сбрасывать листья? А почему их тогда называют вечнозелеными? Задание, связанное с жизнью - А мы с вами в каком климатическом поясе живем? (В умеренном) - У этого климата есть ряд своеобразных особенностей, с которыми вы обязательно познакомитесь на уроках географии позднее. Но и у нас есть, так называемые, вечнозеленые деревья. Вы их прекрасно знаете. Какое дерево дома украшаем на новый год? (Ель, сосна) (Демонстрация гербариев) - Почему они не сбросили свои листья-иголки? -А какое у нас в Забайкалье растет хвойное дерево, которое осенью сбрасывает свои мягкие листья-иголки? - Лиственница даурская (демонстрация гербария) - У нашей лиственницы элитная порода древесины, она долговечнее сосны и дуба. Постройки из нее простоят сотни лет, причем под воздействием влажности древесина становится только крепче. Разгадывание ребуса -А это зашифровано другое наше растение. Отгадайте, что это? (Брусника) - Выясните на стр. 118 в учебнике, почему она вечнозеленая, ведь листья у нее – не иголки? (Демонстрация на экране ребуса и изображения брусники) - А какое листорасположение у брусники? - А листья простые или сложные? | Обучающиеся в работают в группах, знакомятся с текстом, отвечают на вопросы. По очереди отчитываются. Делают записи в тетради. Рассматривают гербарии, отвечают на вопросы Отгадывают слово, зашифрованное в ребусе, отвечают на вопросы. |
5.Разминка | - А теперь давайте встанем и немного отдохнем. -Подпрыгните столько раз, сколько изображено на экране черешковых листьев(4) - Хлопните в ладоши столько раз, сколько на экране листьев с дуговым жилкованием(2) - Присядьте столько раз, сколько изображено сложных листьев(1) | Выполняют физические упражнения |
6.Применение изученного материала | Развитие функциональной грамотности, выполнение межпредметных заданий - Наша страна самая большая в мире. И кроме Забайкальского края есть очень много других регионов России. В 2014 году к нам присоединился еще и Крым. Посмотрите на карту на экране, где Чита, а где Крым (Определяем расположение этих объектов по отношению к параллели 50 градусов северной широты) - Что расположено севернее: Забайкалье или Крым? - Следующее задание связано с Забайкальем и Крымом. Текст: «Разные территории России по-разному освещены солнечным светом. Чем севернее территория расположена, тем меньше угол падения солнечных лучей. Начало листопада и его продолжительность у растений, растущих на разных территориях, неодинаково. Сигналом к наступлению листопада служит сокращение светового дня. А под воздействием ветра листья опадают быстрее» Чем объяснить более позднее начало листопада в Крыму, чем в Забайкалье?(1 группа) Почему одиночные деревья листья теряют быстрее, чем те, что растут в лесу?(2 группа) - Какое очень важное сведение о листопаде запишем из этого задания? (Сигнал наступления листопада – сокращение светового дня) Задание в формате ОГЭ - Вы были в Крыму? - Представьте, что вас пригласили на телеигру пусть не в Крым, в Читу. И вам непременно хочется выиграть, но для этого нужно расставить процессы, которые сопровождают листопад, в правильном порядке. Затем в ответе записать только последовательность цифр Задание: 1.Лист падает 2.В листьях разрушается хлорофилл 3.Лист отрывается 4.Лист меняет цвет 5.Лист накапливает ненужные вещества 6.Между листом и стеблем образуется пробковый слой 7.Лист становится бурым Ответ: 2456731 | Работают по карте России. Читают текст, отвечают на вопросы. Группы по очереди отчитываются. Группы выполняют задание в формате ОГЭ, по очереди отчитываются |
7.Систематизация и обобщение знаний | (В центре листа слово «листопад», от него проведены в разные стороны лучи) - Напишите на этих лучиках все важное и полезное, на ваш взгляд, о листопаде | Группы заполняют рабочие листы, затем по очереди отчитываются |
9. Домашнее задание и оценивание | (Раздаю карточки с домашним заданием) Д/з для 1 группы: выяснить по учебнику, какие еще вещества и как могут выделять растения, кроме рассмотренных нами. Д/з для 2 группы: выяснить по учебнику. Как объяснить разную окраску осенних листьев | Получают карточки с домашним заданием |