СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 8 классе "Витамины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, познакомить с классификацией и обозначением витаминов их влиянием на обменные процессы; познакомить с понятием «авитаминоз» и его последствиями; сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 8 классе "Витамины"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Витамины»

ФИО (полностью)

Давыдова Марина Алексеевна

Место работы

МБОУ «Поведниковская СОШ»

Должность

Учитель биологии

Предмет

биология

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Раздел: Обмен веществ и энергии

Тема урока «Витамины»

Номер урока:51

Предметная программа и её автор

УМК «Сфера жизни» Сонин Н.И., Сапин М.Р.

Цель  урока

сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, познакомить с классификацией и обозначением витаминов их влиянием на обменные процессы; познакомить с понятием «авитаминоз» и его последствиями; сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов

Тип урока

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала; по способу организации деятельности: индивидуально-групповой; по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Модель организации УПД учащихся

ФР,СР,ИР,ГР

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор.

Структура и ход  урока

I. Адаптационный этап. II. Основной этап. III. Творческий этап.







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

гиперссылка

Время

(в мин.)

1

I. Адаптационный этап.

1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке

Вступают в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Внимательно слушают, используют подсказки, при поддержке учителя находят решение. Записывают тему урока «Витамины»

Формулируют задачи урока.


Давным-давно, отважные мореплаватели бороздили необъятные просторы морей и океанов. Среди них хорошо известный вам Витус Беринг. Эти отважные люди стремились открыть новые земли. Завоевать славу для своей страны. И вот в этих дальних странствиях моряки стали страдать непонятной болезнью. Но один английский врач предложил капитанам брать с собой в плавания квашенную капусту и цитрусовые. После этого моряки перестали болеть. Как вы считаете, что явилось причиной выздоровления?


5

2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы


Ответы обучающихся:

Витамины есть только в овощах и фруктах.

-Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

-В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

-Витамины нужно принимать только зимой и весной.

-Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.


Проводит подводящий диалог. — Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.



2

II. Основной этап.

1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта

Обучающиеся читают текст

(Приложение1),

Отвечают на вопросы

Прочитать текст (Приложение 1), ответить на вопросы

Является ли биологически полноценной пища, состоящая только из белков, жиров углеводов, минеральных солей и воды?

2. Как экспериментальным путём было доказано существование веществ необходимых для питания?

3. Какой учёный проводил этот эксперимент?

4.Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?


25

2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

Учащиеся работают с ЭОР, дополняют текст.





Проверяют выполнение задания сравнивая по образцу, ставят себе оценку в лист достижений.



Работают с ЭОР, работая в парах, изучают и анализируют таблицу.






Совместно делают соответствующие выводы.

Отмечают изменение цвета.


1 Просмотрите ЭОР, первую страницу, дополните текст.http://fcior.edu.ru/card/20951/znachenie-vitaminov-v-pitanii-cheloveka.htmlкадр


1Витаминами называют поступающие с пищей _________ вещества, необходимые для

__________и нормального течения процессов жизнедеятельности. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и ________ организма, его _______ к заболеваниям. В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами _______ алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – B1, B2, B12 и др.                                       




2. Просмотрите ЭОР, раздел 3,4,5  и дополните текстhttp://fcior.edu.ru/card/7551/vitaminy-i-ih-rol-v-obmene-veshestv.html кадр 4

Нехватка витаминов ведет к ________ , избыток – к ______ , отсутствие витаминов  ведет к ______ . Организует проверку








3. Рассмотрите предложенную вам таблицу – группы витаминов  и справочные материалыhttp://fcior.edu.ru/card/20951/znachenie-vitaminov-v-pitanii-cheloveka.html

http://fcior.edu.ru/card/20951/znachenie-vitaminov-v-pitanii-cheloveka.html




















http://fcior.edu.ru/card/7551/vitaminy-i-ih-rol-v-obmene-veshestv.html





















http://fcior.edu.ru/card/20951/znachenie-vitaminov-v-pitanii-cheloveka.html

3

III. Творческий этап.

1. Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

Изображают свои идеи, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями, создается ситуация полемики: ученику предоставляется возможность занять свою позицию в споре.

Приходят к выводу: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.

 Задание группам: используя различные информационные ресурсы составьте вопросы о значении и содержании витаминов.

Ответьте на вопрос: почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?

Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций.

Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути.

В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ.

Как мы видим из приведенной таблицы, недостаток или избыток витаминов оказываются небезразличными для нашего здоровья.


Полное отсутствие витамина обозначают термином «авитаминоз».


15

2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий

Выполняют тестовые задания

Создает ситуацию полемики: ученику предоставляет возможность занять свою позицию. Выполняют разноуровневые тестовые задания.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/train/#184026


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/control/1/#184034

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/control/2/#184037







Приложение1

Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма.

Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Практический опыт указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связаны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний.

Экспериментальное обоснование этого практического опыта стало возможным благодаря исследованиям русского ученого Николая Ивановича Лунина.

Н. И. Лунин взял две группы мышей. Одну кормил натуральным коровьим молоком, а другую — смесью белков, жиров, углеводов и минеральных солей, по составу и в соотношениях полностью соответствовавших коровьему молоку. Вся вторая группа мышей вскоре погибла, что позволило Николаю Ивановичу высказать соображение о содержании в молоке (как, впрочем, и любой другой пище) неизвестных, но необходимых для жизни веществ в крайне малых количествах, которые он условно и назвал «неорганическими солями»:

Н.И.Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению:"...если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания".




Приложение 2

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

ВИТАМИНЫ И ИХ РОЛЬ

Название

витамина

Где содержится

Значение для организма

Какие болезни развиваются при недостатке витамина

Витамин А

Рыбий жир, яичный желток, морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент - каротин, из которого в печени человека образуется витамин А

Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям

При недостатке витамина возникает “куриная слепота” - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках; замедляется рост

Витамины группы В

Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат

В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности ЦНС.

В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложения на стенках кровеносных сосудов холестерина, ведущие к развитию атеросклероза, ожирению печени, появлению камней в желчном пузыре.

В12 регулирует образование клеток крови - эритроцитов и тромбоцитов, участвует в обмене белков

При недостатке витамина развивается заболевание под названием бери-бери, при котором наблюдается быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание. Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

Недостаток приводит к развитию малокровия

Витамин С

Свежие овощи и фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста

Регулирует обмен белков и углеводов

При недостатке повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость инфекциям. Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию - цинге, при котором на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах; выпадают зубы

Витамин D

Рыбий жир, яичный желток, печень рыбы, жирная рыба, масло. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке этого витамина в коже

Участвует в обмене кальция и фосфора, формировании костей и мышц

Недостаток витамина приводит к размягчению костей, их деформации - рахиту

Витамин РР

Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко

Обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников

Недостаток витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы. Кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками

Витамин К

Капуста, тыква, свекла, печень, мясо, клубника, шпинат, томаты

Необходим для нормальной свертываемости крови

Нарушается процесс свертывания крови

Витамин Е

Содержится в кукурузном и подсолнечном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле

Влияет на функции эндокринной системы, помогает бороться со старением клеток

Нарушения эндокринной системы, раннее старение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!