СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Биосинтез белка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Биосинтез белка"»

Шванова Ольга Альбертовна,

учитель биологии

МКОУ «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет : биология

Класс: 10

Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Биосинтез белка».

Цель урока:  изучить основные этапы процесса биосинтеза белка.

.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

Учащиеся должны:

Актуализировать знания о белках и нуклеиновых кислотах как биополимерах, их роли в процессах хранения, передачи и реализации наследственной информации.

Сформировать представления о принципах кодирования наследственной информации.

Формировать навыки решения биологических задач, имеющих математическую или

логическую основу (расчеты по длине и молекулярной массе биополимеров, работа с

таблицей генетического кода, задачи на использование принципа комплементарности).

Метапредметные

Познавательные.

Учащиеся должны уметь:

применять логические приемы анализа-синтеза, сравнения, систематизации для осмысления информации;

переводить информацию в табличную форму;

выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями органа на примере органоидов.

Коммуникативные. Учащиеся должны уметь:

давать устные ответы, формулировать предположения в поиске ответа на проблемные вопросы;

обсуждать с одноклассниками результаты самостоятельно проведенной работы.

Регулятивные. Учащиеся должны уметь:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане корректировать правильность выполнения заданий.

Личностные: формирование научного мировоззрения, включающего знания о сущность и значение матричного синтеза, характерного для живой природы .

Ресурсы

Kopilkaurokov.сайт для учителей

Сообщество взаимопомощи учителей- Pedsovet.su

Открытый урок 1 сентября- vestival.1 september.ru

ЕГЭ biologias  Blog- egebiologia wordpress.com

Цитаты учённых – citaty.info

Методы обучения: Словесные ( беседа, объяснение, рассказ, лекция)

Наглядные ( демонстрация наглядных объектов, демонстрация наглядных пособий)

Практические ( наблюдение, распознавание и определение объектов)

Основные понятия, изучаемые на уроке: пластический обмен, транскрипция, трансляция, генетический код, триплетность, однонаправленность.  вырожденность, специфичность, универсальность генетического кода, антикодоны

Средства обучения (обеспечение урока) экран, проектор, презентация на электронном носителе, таблица « Биосинтез белка», таблица «Строение клетки».

Этапы урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемые результат

предметные

УУД
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Метапредметные

Организационный момент

Проверить готовность обучающихся к уроку.,

мотивировать их к учебной деятельности на уроке

Проверка готовность обучающихся к уроку.,

мотивирование к учебной деятельности на уроке

Приветствие.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.,

мотивирование к учебной деятельности на уроке

Организовывают рабочее место

Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учи-

телем и сверстниками .

Правильный психологический настрой для достижения учебной цели

Осмысление личного значения данного урока

Этап. 

Актуализация знаний

Активизировать внимание учащихся,

для восприятия новой темы .

Активизация внимание обучающихся, Повторение теоретического материала, работа с интерактивными моделями . Комплементарность нуклеотидов, Строение хромосомы, осуществление выборочного индивидуального контроля

Учитель активизирует внимание учащихся,проводит параллель с раннее изученным материалом, обеспечивает мотивацию выполнения задания,осуществляет выборочный индивидуальный контроль.

Участники  синтеза белка (работа с текстом)

Направлен на актуализацию знаний, необходимых для восприятия новой темы – активизирует внимание учащихся,проводит параллель с раннее изученным материалом, обеспечивает мотивацию выполнения задания,осуществляет выборочный индивидуальный контроль.

Участники  синтеза белка (работа с текстом)

Направлен на актуализацию знаний, необходимых для восприятия новой темы – повторение материала о нуклеиновых кислотах, их видах и функциях. Обращает внимание на рисунки, демонстрирующие разное пространственное строение молекул РНК и связь такого строения с выполняемыми функциями.. Участники биосинтеза

1. ДНК

Строение. Актуализация знаний о строении ДНК, самоудвоении ДНК, реакциях матричного синтеза, принципе комплементарности.
Разнообразие белков обусловлено различной последовательностью аминокислот в первичной структуре белковой молекулы. А зашифрована информация об этой первичной структуре в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК (самостоятельная работа учащихся с компьютером

Биологические функции ДНК

2. РНК

Строение. Молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) всех типов построены по общим структурным принципам. Они состоят из одной полинуклеотидной цепочки, значительно более короткой, чем цепочка ДНК. В нуклеотидах РНК имеется 4 типа азотистых оснований: А, Г, Ц, У (урацил).

Виды РНК:

Все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза. 
В большинстве случаев матрицей служит одна из цепей ДНК. Таким образом, синтез РНК на матрице ДНК является гетерокаталитической реакцией матричного типа. Этот процесс называется транскрипцией.

Информационная (матричная) РНК — и-РНК (м-РНК). Содержит от нескольких сотен до 10 000 нуклеотидов. Молекула и-РНК представляет собой незамкнутую цепочку. Она переносит информацию о структуре белка с ДНК на рибосомы — место непосредственного синтеза полипептидной цепочки.


Учащиеся формулируют определения. Используя бумажные варианты тестов и технологические карты, куда они записывают результат. 
Используя таблицу учащиеся дают определения терминам, названием веществ и органоидов клетки, проговариваемых в ходе работы над темой.


Выполняют задание в тетради, анализируют содержание текста, выделяют, находят, подчеркивают. По очереди комментируют ответы на заданные вопросы.

.


Познавательные: – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация

– извлечение необходимой информации из текстов ;

– использование знаково-символических средств ;

– осознанное и произвольное построение

речевого высказывания ;

– подведение под понятие ;

Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу….

Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками

Формирование знаний о реакциях матричного синтеза на основе знаний о строении ДНК, самоудвоении ДНК, принципе комплементарности.

Формирование понятий что все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза, в большинстве случаев матрицей служит одна из цепей ДНК. Синтез РНК на матрице ДНК называется транскрипцией.

Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

Познавательные:
выдвижение собственных определений терминов и их обоснование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Регулятивные:
Целеполагание
Планирование

Этап Целепологание.

Подвести обучающихся к теме и цели урока.


Организация условий для того, чтобы учащиеся поставили сами для себя учебные цели и задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организация работы по заполнению таблицы по свойствам генетического кода.


Учитель подводит к теме и цели урока.

.Одним из центральных процессов метаболизма клетки, связанных с потоком вещества, энергии и информации, является биосинтез белка-формирование сложной молекулы белка-полимера из мономеров аминокислот.

С механизмом биосинтеза белка мы уже знакомились в 9 классе. Но знакомство это было поверхностное. А передача информации по схеме ДНК-РНК-белок, которая происходит при синтезе белка в клетке, является центральной догмой биологии. И мы, как уважающие себя люди 21 века, должны знать поподробнее, как же происходит этот процесс. Кроме того, белки основа жизни, ещё Энгельс сказал, что «жизнь- это форма существования белковых тел…» и в условиях роста численности населения, и сокращения пищевых ресурсов очень важно познать этот процесс и научиться синтезировать качественные белки. Нарушения при биосинтезе приводят к наследственным заболеваниям и чтобы найти пути лечения данных болезней также необходимо знать процесс. Возможно, знания о биосинтезе белка помогут человечеству ответить на вопрос, который постоянно возникает перед людьми с момента развития интеллекта, «как возникла жизнь и в результате чего она развивалась?» Исходя из всего выше я вам предлагаю сформулировать цель нашего урока


Учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают учебные действия: ставят цель,

согласовывают тему урока,

выбирают способ,

строят план достижения цели;

определяют средства, ресурсы и сроки.


Познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация ;

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (;

– подведение под понятие ;

– моделирование, преобразование модели ;

– использование знаково-символических средств;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий ;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;

– выполнение действий по алгоритму;

– доказательство;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

– контроль, коррекция, Регулятивные– контроль, коррекция

оценка ; Коммуникативные саморегуляция в ситуации затруднения


Актуализация знаний по цитологии, химическому составу клетки, обмене веществ, органоидов клетки, функции органических веществ в клетке.

Закрепление знаний о строении молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) всех типов.


Познавательные: формулирование познавательной цели

Личностные: Самоопределение. Выяснение личной значимости изучаемого“Зачем нужны знания о биосинтезе белка”. Выяснение мотивации обучения.

Коммуникативные: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные: Целеполагание

Этап Планирование

Выяснить уровень знаний обучающихся

Выполнение теста.

Учитель раздаёт каждому учащемуся дидактическую карточку,формулирует задание.

Для того чтобы выяснить уровень ваших знаний, я вам предлагаю выполнить тест, ознакомиться с планом лекции и решить для себя, что вы уже знаете хорошо, а на что вам надо обратить особое внимание. Вопросы, требующие расширения ваших знаний отметьте восклицательным знаком, если у вас появились дополнительные вопросы запишите их. На выполнение данной работы 10 минут.

вопрос

Знаю(+)

Надо

уточнить(!)

Надо изучить(?)

1. Условия необходимые для синтеза белка




2. Этапы биосинтеза белка




3. Что такое транскрипция ?




4. Где происходит транскрипция ?




5. Основные процессы транскрипции.




6.Процессинг




7. Сплайсинг




8. Что такое трансляция?




9. Где происходит трансляция?





Учащиеся выполняют задания по карточкам

Познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация ;

извлечение из математических текстов необходимой информации

использование знаково-символических средств

подведение под понятие

выполнение действий по алгоритму ;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

–доказательство Регулятивные–;

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая Коммуникативные

саморегуляция в ситуации затруднения




Этап. «Открытие» нового знания

Изучить материала: «Биосинтез белка»

Изучение нового материала: «Биосинтез белка»

Учитель обьясняет материал, подводит под понятия. побуждает к высказыванию своего мнения..

1. Строение рибосомы. Над тем как устроена рибосома, бились десятки лабораторий в разных странах. А увидел это коллектив, которым руководил российский учёный Александр Спирин. Сначала методом центрифугирования рибосома была выделена из клетки и рассмотрен а под электронным микроскопом. С помощью биохимических манипуляций рибосому развернули, получили ленту. К ленте стали добавлять различные химические вещества, так выяснили, что в её состав входит рибосомная РНК и белок, которые чередуются в шахматном порядке. Рибосома-это немембранный органоид клетки, который состоит из двух субъединиц: большой и малой. В функционирующей рибосоме имеется функциональный центр, который состоит из двух центров Аминоацильного и Пептидильного.


2. Последовательность процессов в фазу инициации. Для начала синтеза полипептида малая субъединица рибосомы должна соединиться с т-РНК, антикодон которой позволяет малой субъединице присоединиться к старт-кодону А-У-Г и-РНК,после чего происходит соединение большой и малой субчастиц и формируется функциональная рибосома. Первая т-РНК переносит аминокислоту метионин, которая оказывается в пептидильном участке рибосомы. Эта аминокислота будет присоединять к себе растущую цепь белка.


. Паралелльно с фазой инициации в цитоплазме происходит активизация аминокислот. Она происходит с помощью специальных ферментов аминоацил-т-РНК-синтетаз в присутствии АТФ. Аминокислоты присоединяются к акцепторному концу т-РНК в соответствии с триплетом антикодона.


Характеристика фазы элонгации. Далее начинается фаза элонгации во время которой происходит непосредственный синтез полипептида. Синтез полипептидной цепочки происходит в большой субчастице рибосомы. В аминоацильный центр рибосомы поступают т-РНК с аминокислотами и если антикодон т-РНК комплемементарен триплету и-РНК, то она временно присоединяется к нему. Вновь поступившая аминокислота( в данном случае лейцин) оказывается рядом с аминокислотой метионин и между карбоксильной группой метионина и аминогруппой лейцина образуется пептидная связь, результатом чего является образование дипептида.

Т-РНК, которая принесла аминокислоту метионин покидает рибосому, а т-РНК с аминокислотой лейцин перемещается в пептидильный центр, рибосома передвигается относительно и-РНК, и в рибосому поступает новая т-РНК со своей аминокислотой и в случае её комплементарности триплету в аминоацильном центре между этой аминокислотой и лейцином вновь образуется пептидная связь, а пептид увеличится ещё на одну аминокислоту. Дальнейшее удлинение пептидной цепочки происходит путём повторения предыдущих действий.

Таким образом в стадии элонгации происходит последовательное наращивание полипептидной цепи по одной аминокислоте в соответствии с порядком кодонов в молекуле и-РНК.

. Фаза терминации. Удлинение полипептидной цепи продолжается до тех пор, пока на пути рибосом не окажется один из терминирующих (бессмысленных) триплетов и-РНК(УАА, УАГ, УГА). Этим триплетам не соответствует ни одна аминокислота. В области этих триплетов под действием ферментов происходит гидролитическое расщепление связи между пептидом и последней т-РНК. В результате освобождается готовый белок.

Полисома.

Формирование вторичной, третичной, четвертичной структуры белка.


Слушают рассказ учителя.

Делают записи в тетради

Познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– подведение под понятие (П);

– определение основной и второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; Регулятивные–;– контроль ;

– коррекция ;

– оценка ;

– волевая

Коммуникативные

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в со-

трудничестве разных позиций (К);

– разрешение конфликтов (К).

Формирование биологических основ процесса биосинтеза белка.

Познавательные: формулирование познавательной цели

Личностные: Самоопределение. Выяснение личной значимости изучаемого. “Зачем нужны знания о биосинтезе белка”. Выяснение мотивации обучения.

Коммуникативные: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)


Этап : з акрепление нового материала

Закрепить знанияо биосинтезе, развитие умений составления комплементарных цепей, умения работать с генетическим кодом понимая все ее свойства

Организация фронтального опроса с фиксацией результатов учащихся на доске успеха

Организация работы в парах, организация взаимоконтроля учащихся

Учитель организует фронтальный опрос с фиксацией результатов учащихся на доске успеха

Организует работу в парах, взаимоконтроля учащихся

Выполняют фронтальную работу, отвечают на опрос

Работают по учебнику стр 35

Выполняют в паре творческое задание

Задают вопросы и выполняют задания других пар

Познавательные:
поиск и выделение информации
моделирование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Личностные УУД:
творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
навыки сотрудничества со сверстниками

Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)


Сформировать представления о принципах кодирования наследственной информации

Формировать

навыки решения биологических задач, работа с таблицей генетического кода, задачи на использование принципа комплементарности.


Личностные:, умение анализировать свои действия и управлять ими;
наличие мотивации к работе на результат

Познавательные:
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Коммуникативные:
способность определять общую цель и пути ее достижения
готовность слушать собеседника и вести диалог-адекватно оценивать собственное поведение
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Регулятивные:
Коррекция
Оценка
Контроль

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Показать использование изученного

материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Выполнение заданий

в которых тренируется использование изученного

ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий

Учитель подбирает задания,

в которых тренируется использование изученного

ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Решение задачи

Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с?

Решение задачи:

5I : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.).

(Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)

- Действительно, скорость передвижения рибосомы по u -РНК составляет 5–6 триплетов в секунду, а на синтез белковой молекулы, состоящей из сотен аминокислот, клетке требуется 1-2 минуты.

- Инсулин является первым белком, синтезированным искусственно. Но для этого потребовалось провести около 5000 операций, над которыми трудились 10 человек в течение 3 лет.


Учащиеся выполняют задания в тетради.

Познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация ;

– понимание текстов, извлечение необходимой информации ;

– подведение под понятие ;

– моделирование, преобразование модели

– использование знаково-символических средств;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий ;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;

– выполнение действий по алгоритму ;

– доказательство ;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; Регулятивные–;

– контроль, коррекция, оценка ; Коммуникативные

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;

– учет разных мнений, координирование в со-

трудничестве разных позиций ;

– разрешение конфликтов .

Закрепление знаний о биосинтезе, развитие умений составления комплементарных цепей, умения работать с генетическим кодом понимая все ее свойства

Познавательные.

применять логические приемы анализа-синтеза, сравнения, систематизации для осмысления информации Коммуникативные.

давать устные ответы, формулировать предположения в поиске ответа на проблемные вопросы;

обсуждать с одноклассниками результаты самостоятельно проведенной работы.

Регулятивные. Учащиеся должны уметь:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане корректировать правильность выполнения заданий.

. Личностные: формирование научного мировоззрения, включающего знания о сущность и значение матричного синтеза, характерного для живой природы .



Этап. Рефлексия

Выявить самооценку учениками собственной

учебной деятельности.


На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется реф-

лексия и самооценка учениками собственной

учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие це-

ли деятельности.


Учитель фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует реф-

лексию и самооценку учениками собственной

учебной деятельности.

В завершение, соотносит цель учебной деятельности и ее результаты, фиксирует степень их соответствия, и намечает дальнейшие це-

ли деятельности.


Выполняют рефлексию на листе самооценки по каждому этапу урока

Познавательные рефлексия способов и условий действия ;

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; Регулятивные–;– выполнение пробного учебного действия ;

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии ; Коммуникативные


– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);


Личностные:
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
наличие мотивации к работе на результат

Познавательные:
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Коммуникативные:
способность определять общую цель и пути ее достижения
готовность слушать собеседника и вести диалог-адекватно оценивать собственное поведение
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Регулятивные:
Коррекция
Оценка
Контроль

Этап.

Домашнее задание.

Проверить домашнее задание по изученной теме

Формулирует задание

Учитель формулирует задание Параграф 25стр.94-95

Предлагает индивидуальные задания


Записывают домашнее задание













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!