.
Актуализировать знания о белках и нуклеиновых кислотах как биополимерах, их роли в процессах хранения, передачи и реализации наследственной информации.
Сформировать представления о принципах кодирования наследственной информации.
таблицей генетического кода, задачи на использование принципа комплементарности).
применять логические приемы анализа-синтеза, сравнения, систематизации для осмысления информации;
выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями органа на примере органоидов.
давать устные ответы, формулировать предположения в поиске ответа на проблемные вопросы;
обсуждать с одноклассниками результаты самостоятельно проведенной работы.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане корректировать правильность выполнения заданий.
Этапы урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результат |
предметные | УУД Коммуникативные Регулятивные Личностные Метапредметные |
Организационный момент | Проверить готовность обучающихся к уроку., мотивировать их к учебной деятельности на уроке | Проверка готовность обучающихся к уроку., мотивирование к учебной деятельности на уроке | Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку., мотивирование к учебной деятельности на уроке | Организовывают рабочее место | Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учи- телем и сверстниками . | Правильный психологический настрой для достижения учебной цели | Осмысление личного значения данного урока |
Этап. Актуализация знаний | Активизировать внимание учащихся, для восприятия новой темы . | Активизация внимание обучающихся, Повторение теоретического материала, работа с интерактивными моделями . Комплементарность нуклеотидов, Строение хромосомы, осуществление выборочного индивидуального контроля | Учитель активизирует внимание учащихся,проводит параллель с раннее изученным материалом, обеспечивает мотивацию выполнения задания,осуществляет выборочный индивидуальный контроль. Участники синтеза белка (работа с текстом) Направлен на актуализацию знаний, необходимых для восприятия новой темы – активизирует внимание учащихся,проводит параллель с раннее изученным материалом, обеспечивает мотивацию выполнения задания,осуществляет выборочный индивидуальный контроль. Участники синтеза белка (работа с текстом) Направлен на актуализацию знаний, необходимых для восприятия новой темы – повторение материала о нуклеиновых кислотах, их видах и функциях. Обращает внимание на рисунки, демонстрирующие разное пространственное строение молекул РНК и связь такого строения с выполняемыми функциями.. Участники биосинтеза 1. ДНК Строение. Актуализация знаний о строении ДНК, самоудвоении ДНК, реакциях матричного синтеза, принципе комплементарности. Разнообразие белков обусловлено различной последовательностью аминокислот в первичной структуре белковой молекулы. А зашифрована информация об этой первичной структуре в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК (самостоятельная работа учащихся с компьютером Биологические функции ДНК 2. РНК Строение. Молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) всех типов построены по общим структурным принципам. Они состоят из одной полинуклеотидной цепочки, значительно более короткой, чем цепочка ДНК. В нуклеотидах РНК имеется 4 типа азотистых оснований: А, Г, Ц, У (урацил). Виды РНК: Все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза. В большинстве случаев матрицей служит одна из цепей ДНК. Таким образом, синтез РНК на матрице ДНК является гетерокаталитической реакцией матричного типа. Этот процесс называется транскрипцией. Информационная (матричная) РНК — и-РНК (м-РНК). Содержит от нескольких сотен до 10 000 нуклеотидов. Молекула и-РНК представляет собой незамкнутую цепочку. Она переносит информацию о структуре белка с ДНК на рибосомы — место непосредственного синтеза полипептидной цепочки. | Учащиеся формулируют определения. Используя бумажные варианты тестов и технологические карты, куда они записывают результат. Используя таблицу учащиеся дают определения терминам, названием веществ и органоидов клетки, проговариваемых в ходе работы над темой. Выполняют задание в тетради, анализируют содержание текста, выделяют, находят, подчеркивают. По очереди комментируют ответы на заданные вопросы. . | Познавательные: – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация – извлечение необходимой информации из текстов ; – использование знаково-символических средств ; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; – подведение под понятие ; Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу…. Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Формирование знаний о реакциях матричного синтеза на основе знаний о строении ДНК, самоудвоении ДНК, принципе комплементарности. Формирование понятий что все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза, в большинстве случаев матрицей служит одна из цепей ДНК. Синтез РНК на матрице ДНК называется транскрипцией. | Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Познавательные: выдвижение собственных определений терминов и их обоснование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Регулятивные: Целеполагание Планирование |
Этап Целепологание. | Подвести обучающихся к теме и цели урока. | Организация условий для того, чтобы учащиеся поставили сами для себя учебные цели и задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся. Организация работы по заполнению таблицы по свойствам генетического кода. | Учитель подводит к теме и цели урока. .Одним из центральных процессов метаболизма клетки, связанных с потоком вещества, энергии и информации, является биосинтез белка-формирование сложной молекулы белка-полимера из мономеров аминокислот. С механизмом биосинтеза белка мы уже знакомились в 9 классе. Но знакомство это было поверхностное. А передача информации по схеме ДНК-РНК-белок, которая происходит при синтезе белка в клетке, является центральной догмой биологии. И мы, как уважающие себя люди 21 века, должны знать поподробнее, как же происходит этот процесс. Кроме того, белки основа жизни, ещё Энгельс сказал, что «жизнь- это форма существования белковых тел…» и в условиях роста численности населения, и сокращения пищевых ресурсов очень важно познать этот процесс и научиться синтезировать качественные белки. Нарушения при биосинтезе приводят к наследственным заболеваниям и чтобы найти пути лечения данных болезней также необходимо знать процесс. Возможно, знания о биосинтезе белка помогут человечеству ответить на вопрос, который постоянно возникает перед людьми с момента развития интеллекта, «как возникла жизнь и в результате чего она развивалась?» Исходя из всего выше я вам предлагаю сформулировать цель нашего урока | Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. | Познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация ; – понимание текстов, извлечение необходимой информации (; – подведение под понятие ; – моделирование, преобразование модели ; – использование знаково-символических средств; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий ; – самостоятельное создание алгоритмов деятельности ; – выполнение действий по алгоритму; – доказательство; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; – контроль, коррекция, Регулятивные– контроль, коррекция оценка ; Коммуникативные саморегуляция в ситуации затруднения | Актуализация знаний по цитологии, химическому составу клетки, обмене веществ, органоидов клетки, функции органических веществ в клетке. Закрепление знаний о строении молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) всех типов. | Познавательные: формулирование познавательной цели Личностные: Самоопределение. Выяснение личной значимости изучаемого“Зачем нужны знания о биосинтезе белка”. Выяснение мотивации обучения. Коммуникативные: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные: Целеполагание |
Этап Планирование | Выяснить уровень знаний обучающихся | Выполнение теста. | Учитель раздаёт каждому учащемуся дидактическую карточку,формулирует задание. Для того чтобы выяснить уровень ваших знаний, я вам предлагаю выполнить тест, ознакомиться с планом лекции и решить для себя, что вы уже знаете хорошо, а на что вам надо обратить особое внимание. Вопросы, требующие расширения ваших знаний отметьте восклицательным знаком, если у вас появились дополнительные вопросы запишите их. На выполнение данной работы 10 минут. вопрос | Знаю(+) | Надо уточнить(!) | Надо изучить(?) | 1. Условия необходимые для синтеза белка | | | | 2. Этапы биосинтеза белка | | | | 3. Что такое транскрипция ? | | | | 4. Где происходит транскрипция ? | | | | 5. Основные процессы транскрипции. | | | | 6.Процессинг | | | | 7. Сплайсинг | | | | 8. Что такое трансляция? | | | | 9. Где происходит трансляция? | | | | | Учащиеся выполняют задания по карточкам | Познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация ; извлечение из математических текстов необходимой информации использование знаково-символических средств подведение под понятие выполнение действий по алгоритму ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; –доказательство Регулятивные–; – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая Коммуникативные – саморегуляция в ситуации затруднения | | |
Этап. «Открытие» нового знания | Изучить материала: «Биосинтез белка» | Изучение нового материала: «Биосинтез белка» | Учитель обьясняет материал, подводит под понятия. побуждает к высказыванию своего мнения.. 1. Строение рибосомы. Над тем как устроена рибосома, бились десятки лабораторий в разных странах. А увидел это коллектив, которым руководил российский учёный Александр Спирин. Сначала методом центрифугирования рибосома была выделена из клетки и рассмотрен а под электронным микроскопом. С помощью биохимических манипуляций рибосому развернули, получили ленту. К ленте стали добавлять различные химические вещества, так выяснили, что в её состав входит рибосомная РНК и белок, которые чередуются в шахматном порядке. Рибосома-это немембранный органоид клетки, который состоит из двух субъединиц: большой и малой. В функционирующей рибосоме имеется функциональный центр, который состоит из двух центров Аминоацильного и Пептидильного. 2. Последовательность процессов в фазу инициации. Для начала синтеза полипептида малая субъединица рибосомы должна соединиться с т-РНК, антикодон которой позволяет малой субъединице присоединиться к старт-кодону А-У-Г и-РНК,после чего происходит соединение большой и малой субчастиц и формируется функциональная рибосома. Первая т-РНК переносит аминокислоту метионин, которая оказывается в пептидильном участке рибосомы. Эта аминокислота будет присоединять к себе растущую цепь белка. . Паралелльно с фазой инициации в цитоплазме происходит активизация аминокислот. Она происходит с помощью специальных ферментов аминоацил-т-РНК-синтетаз в присутствии АТФ. Аминокислоты присоединяются к акцепторному концу т-РНК в соответствии с триплетом антикодона. Характеристика фазы элонгации. Далее начинается фаза элонгации во время которой происходит непосредственный синтез полипептида. Синтез полипептидной цепочки происходит в большой субчастице рибосомы. В аминоацильный центр рибосомы поступают т-РНК с аминокислотами и если антикодон т-РНК комплемементарен триплету и-РНК, то она временно присоединяется к нему. Вновь поступившая аминокислота( в данном случае лейцин) оказывается рядом с аминокислотой метионин и между карбоксильной группой метионина и аминогруппой лейцина образуется пептидная связь, результатом чего является образование дипептида. Т-РНК, которая принесла аминокислоту метионин покидает рибосому, а т-РНК с аминокислотой лейцин перемещается в пептидильный центр, рибосома передвигается относительно и-РНК, и в рибосому поступает новая т-РНК со своей аминокислотой и в случае её комплементарности триплету в аминоацильном центре между этой аминокислотой и лейцином вновь образуется пептидная связь, а пептид увеличится ещё на одну аминокислоту. Дальнейшее удлинение пептидной цепочки происходит путём повторения предыдущих действий. Таким образом в стадии элонгации происходит последовательное наращивание полипептидной цепи по одной аминокислоте в соответствии с порядком кодонов в молекуле и-РНК. . Фаза терминации. Удлинение полипептидной цепи продолжается до тех пор, пока на пути рибосом не окажется один из терминирующих (бессмысленных) триплетов и-РНК(УАА, УАГ, УГА). Этим триплетам не соответствует ни одна аминокислота. В области этих триплетов под действием ферментов происходит гидролитическое расщепление связи между пептидом и последней т-РНК. В результате освобождается готовый белок. Полисома. Формирование вторичной, третичной, четвертичной структуры белка. | Слушают рассказ учителя. Делают записи в тетради | Познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; Регулятивные–;– контроль ; – коррекция ; – оценка ; – волевая Коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). | Формирование биологических основ процесса биосинтеза белка. | Познавательные: формулирование познавательной цели Личностные: Самоопределение. Выяснение личной значимости изучаемого. “Зачем нужны знания о биосинтезе белка”. Выяснение мотивации обучения. Коммуникативные: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |
Этап : з акрепление нового материала | Закрепить знанияо биосинтезе, развитие умений составления комплементарных цепей, умения работать с генетическим кодом понимая все ее свойства | Организация фронтального опроса с фиксацией результатов учащихся на доске успеха Организация работы в парах, организация взаимоконтроля учащихся | Учитель организует фронтальный опрос с фиксацией результатов учащихся на доске успеха Организует работу в парах, взаимоконтроля учащихся | Выполняют фронтальную работу, отвечают на опрос Работают по учебнику стр 35 Выполняют в паре творческое задание Задают вопросы и выполняют задания других пар | Познавательные: поиск и выделение информации моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) построение логической цепи рассуждений доказательство Личностные УУД: творческий подход к выполнению заданий; рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими; навыки сотрудничества со сверстниками Коммуникативные УУД: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Сформировать представления о принципах кодирования наследственной информации Формировать навыки решения биологических задач, работа с таблицей генетического кода, задачи на использование принципа комплементарности. | Личностные:, умение анализировать свои действия и управлять ими; наличие мотивации к работе на результат Познавательные: построение логической цепи рассуждений доказательство Коммуникативные: способность определять общую цель и пути ее достижения готовность слушать собеседника и вести диалог-адекватно оценивать собственное поведение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности Регулятивные: Коррекция Оценка Контроль |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Показать использование изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | Выполнение заданий в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий | Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Решение задачи Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с? Решение задачи: 5I : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.). (Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.) - Действительно, скорость передвижения рибосомы по u -РНК составляет 5–6 триплетов в секунду, а на синтез белковой молекулы, состоящей из сотен аминокислот, клетке требуется 1-2 минуты. - Инсулин является первым белком, синтезированным искусственно. Но для этого потребовалось провести около 5000 операций, над которыми трудились 10 человек в течение 3 лет. | Учащиеся выполняют задания в тетради. | Познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация ; – понимание текстов, извлечение необходимой информации ; – подведение под понятие ; – моделирование, преобразование модели – использование знаково-символических средств; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий ; – самостоятельное создание алгоритмов деятельности ; – выполнение действий по алгоритму ; – доказательство ; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; Регулятивные–; – контроль, коррекция, оценка ; Коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; – учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций ; – разрешение конфликтов . | Закрепление знаний о биосинтезе, развитие умений составления комплементарных цепей, умения работать с генетическим кодом понимая все ее свойства | Познавательные. применять логические приемы анализа-синтеза, сравнения, систематизации для осмысления информации Коммуникативные. давать устные ответы, формулировать предположения в поиске ответа на проблемные вопросы; обсуждать с одноклассниками результаты самостоятельно проведенной работы. Регулятивные. Учащиеся должны уметь: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане корректировать правильность выполнения заданий. . Личностные: формирование научного мировоззрения, включающего знания о сущность и значение матричного синтеза, характерного для живой природы . |
Этап. Рефлексия | Выявить самооценку учениками собственной учебной деятельности. | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется реф- лексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие це- ли деятельности. | Учитель фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует реф- лексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносит цель учебной деятельности и ее результаты, фиксирует степень их соответствия, и намечает дальнейшие це- ли деятельности. | Выполняют рефлексию на листе самооценки по каждому этапу урока | Познавательные рефлексия способов и условий действия ; – контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; Регулятивные–;– выполнение пробного учебного действия ; – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии ; Коммуникативные – – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); | Личностные: рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими; наличие мотивации к работе на результат Познавательные: построение логической цепи рассуждений доказательство Коммуникативные: способность определять общую цель и пути ее достижения готовность слушать собеседника и вести диалог-адекватно оценивать собственное поведение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности Регулятивные: Коррекция Оценка Контроль |
Этап. Домашнее задание. | Проверить домашнее задание по изученной теме | Формулирует задание | Учитель формулирует задание Параграф 25стр.94-95 Предлагает индивидуальные задания | Записывают домашнее задание | | |