Предметные: • знать правило выбора букв а — о в корне -раст – /-ращ -/ -рос-; • знать слова-исключения; • знать, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; • правильно писать слова с изученной орфограммой; • графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Метапредметные: регулятивные УУД: • целеполагание, прогнозировать, планировать и контролировать учебную деятельность; • проводить самопроверку и рефлексию; Познавательные УУД: • анализировать языковые явления, классифицировать их, делать выводы, строить рассуждение; • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; • переводить информацию, данную невербально, в словесный ряд; Коммуникативные УУД: • продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем. | Личностные: • стремиться к личностному самоопределению; • проявлять интерес к созданию собственных текстов; • совершенствовать использование норм языка и речи. |
1.Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! У вас на партах карточки (задание 1). Поработайте в парах, выполните задание. Распределите слова на 3 столбика, выделите корни в этих словах. Подсказка: чтобы заполнить 2-ой столбик, нужно в словах проставить ударение. Актуализирует умение выделять и классифицировать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова. Слова с чередующимися гласными учащиеся записывают в 3 столбик. Примечание: на этом этапе проводится подготовка к ВПР (учащиеся проставляют ударение в словах) -Проверяем (2 слайд) -Ребята, прочитайте слова из 2-го столбика друг другу. Обратите внимание на ударение в этих словах. | Учащиеся работают в парах, классифицируют (распределяют) слова по признаку «проверяемые / непроверяемые / ?», проставляют ударение в словах. (Учащиеся в паре после выполнения задания берутся за руки и поднимают руки вверх) Ученик читает слова из первого столбика и подбирает проверочные слова. Работают в парах, читают слова друг другу, отрабатывая орфоэпические нормы. |
Предлагает проанализировать запись слов с чередованием в корне -раст -(-ращ - ) / -рос-, определить уровень своего знания правописания слов с этим корнем. - Ребята, какие 3 слова вы записали в 3-ий столбик? Можем ли мы считать эти слова однокоренными? (слайд3, 4, 5) Предлагает определить учебную задачу, сформулировать тему урока, спланировать учебную деятельность. -О чем мы будем говорить сегодня? Какова тема нашего урока? Запишем ее в тетрадь. (слайд 6) -Чему мы должны научиться сегодня? (слайд 7) | Анализируют материал, приходят к выводу, что правописание слов с этим корнем ранее не изучалось. Учащиеся называют слова: растение, выращу, подросла. Определяют, что эти слова являются однокоренными. Определяют учебную задачу урока, формулируют тему, предлагают план учебной деятельности: выяснить, от чего зависит выбор гласной (правило), выполнить тренировочные упражнения, выявить знания и умения. Формулируют и записывают тему урока, определяют с помощью учителя задачи. |
1. Предлагает провести наблюдение, определить, от чего зависит выбор гласной в корне, сформулировать правило, запомнить его и пересказать друг другу. - Ребята, понаблюдайте над словами. Как вы думаете, от чего может зависеть выбор гласных в безударном корне? В каких случаях будем писать букву а, а в каких – о? (слайд8) 2. Организует первичное закрепление учебного материала, предлагает записать слова в тетрадь и графически обозначить условие выбора орфограммы. Обращает внимание на лексическое значение слов с корнем -раст- (-ращ - ) / -рос- и на сферу их использования. 3. Вводит понятие «чередующиеся гласные в корне». - Ребята, корни раст/ращ-рос – разные корни или варианты одного корня? Как называется в русском языке явление, когда происходит замена одного звука другим? (слайд11) 4. Организует работу с карточками (задание 2) (задание на слайде12) 5. Предлагает провести самопроверку и самооценку (слайд 13). Дополнительно учитель объясняет значение слова поросль (слайд 14) 6. Организует физминутку (физминутка направлена на подготовку к впр и на знакомство со словами-исключениями). Ученикам предлагается определить части речи при помощи движений (Если слово - имя существительное, то нужно поднять руки вверх, если глагол – топнуть ногой, прилагательное – хлопнуть в ладоши, слово служебной части речи – подскок) -Ребята, проведем физминутку. Ростовщик Ростислав поехал в Ростов за ростками для сельскохозяйственной отрасли (слайд 15). 7. Организует работу со словами-исключениями, объясняет лексическое значение слов ростовщик и отрасль.(слайд 16,17,18) -Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что в этом предложении есть слова, которые не подчиняются правилу. Как называются такие слова? Запишем эти слова в тетрадь. 8. Организует работу в группах (задание 3 на карточках), предлагает выделить корни в словах, определить «лишнее» слово (слайд 19, 20). Самопроверка. -Ребята, а сейчас предлагаю работу в группах по 4 человека. Чья группа быстро и правильно выполнит задание, поднимают руки. | Наблюдают, формулируют правило с подсказкой учителя (слайд 9, 10), пересказывают правило друг другу (работа в парах; после выполнения задания учащиеся берутся за руки и поднимают руки вверх) Записывают слова, графически выделяют орфограмму. Вспоминают, что слова с таким корнем используются на уроках биологии. Ученики отмечают, что в корне происходит чередование, и это варианты корня. Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку по критериям, записанным на доске. (слайд 13) Узнают значение слова поросль Определяют части речи при помощи физических упражнений. Знакомятся со словами-исключениями, со значением слов ростовщик и отрасль, записывают слова-исключения в тетрадь. Работают в группах, выделяют корни, определяют «лишнее» слово (слово, в котором нет корня раст/ращ/рос). Осуществляют самопроверку. |
Раздаточный материал (карточки), листы для самооценки ЗАДАНИЕ 1 Запишите слова, распределив их по столбикам. Выделите корни в этих словах. Ж_люзи, д_лина, д_суг, м_стечко, р(а/о)стение, ц_мент, нак_рмить, щ_вель, уд_вление, выр(а/о)щу, в_рота, подр(о/а)сла, пл_сать. Проверяемые гласные в корне слова | Непроверяемые гласные в корне слова | ? | | | | | | | | | | | | | | | | ЗАДАНИЕ 2 Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Зар_сли шиповника, выр_стить урожай, подр_стает малыш, молодая пор_сль, зрелый возр_ст, зар_сло травой, густая р_стительность, ср_щение костей, выр_с в деревне, отр_стить волосы, выр_щенный в теплице. ЗАДАНИЕ 3 Подчеркните слова, в которых нет корней -раст-, -ращ-, -рос-. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Р__стущий, прор__стающий, пр__стейший, р__сточек. Р__скошный, р__сти, р__стовщик, р__стение. Р__стительный, р__створимый, Р__стислав, выр__сший. Возр__стной, р__стрёпанный, во́дор__сли, Р__стов. _____________________________ Лист самооценки (поставьте любой знак в нужной колонке) Орфограмма «Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос- | Знаю, умею | Затрудняюсь, сомневаюсь | Не знаю, не умею | Правило правописания букв а-о- в корне | + | | | Графическое обозначение орфограммы | + | | | Слова-исключения: ростовщик, Ростислав, Ростов, росток, отрасль, подростковый | | + | | |