СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос-"»

Тема: Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос- (5 класс)

Тип: Изучение нового материала

Цели:

• познакомить с правилом выбора букв в корне с чередованием -раст -(-ращ -)/ -рос-;

• учить распознавать и писать слова с орфограммой, графически обозначать условия выбора правильного написания.


Планируемые результаты

Предметные:

• знать правило выбора букв а — о в корне -раст –

/-ращ -/ -рос-;

• знать слова-исключения;

• знать, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне;

• правильно писать слова с изученной орфограммой;

• графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные:

регулятивные УУД:

• целеполагание, прогнозировать, планировать и контролировать учебную деятельность;

• проводить самопроверку и рефлексию;

Познавательные УУД:

• анализировать языковые явления, классифицировать их, делать выводы, строить рассуждение;

• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

• переводить информацию, данную невербально,

в словесный ряд;

Коммуникативные УУД:

• продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем.

Личностные:

• стремиться к личностному самоопределению;

• проявлять интерес к созданию собственных текстов;

• совершенствовать использование норм языка

и речи.

Межпредметные связи:

Ресурсы урока: учебник, мультимедийная презентация урока, карточки для индивидуальной и парной работы., доска (на доске записаны дата, критерии оценки ("5"-нет ошибок, "4"- 1-2 ошибки, "3" - более 2-х ошибок))

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний (10 мин.)

1.Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! У вас на партах карточки (задание 1). Поработайте в парах, выполните задание. Распределите слова на 3 столбика, выделите корни в этих словах. Подсказка: чтобы заполнить 2-ой столбик, нужно в словах проставить ударение.

Актуализирует умение выделять и классифицировать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова. Слова с чередующимися гласными учащиеся записывают в 3 столбик.

Примечание: на этом этапе проводится подготовка к ВПР (учащиеся проставляют ударение в словах)




-Проверяем (2 слайд)

-Ребята, прочитайте слова из 2-го столбика друг другу. Обратите внимание на ударение в этих словах.







Учащиеся работают в парах, классифицируют (распределяют) слова по признаку «проверяемые / непроверяемые / ?», проставляют ударение в словах.

(Учащиеся в паре после выполнения задания берутся за руки и поднимают руки вверх)





Ученик читает слова из первого столбика и подбирает проверочные слова.

Работают в парах, читают слова друг другу, отрабатывая орфоэпические нормы.

Мотивация познавательной деятельности (5 мин.)

Предлагает проанализировать запись слов с чередованием в корне -раст -(-ращ - ) / -рос-, определить уровень своего знания правописания слов с этим корнем.


- Ребята, какие 3 слова вы записали в 3-ий столбик? Можем ли мы считать эти слова однокоренными? (слайд3, 4, 5)


Предлагает определить учебную задачу, сформулировать тему урока, спланировать учебную деятельность.

-О чем мы будем говорить сегодня? Какова тема нашего урока? Запишем ее в тетрадь. (слайд 6)


-Чему мы должны научиться сегодня? (слайд 7)


Анализируют материал, приходят к выводу, что правописание слов с этим корнем ранее не изучалось.


Учащиеся называют слова: растение, выращу, подросла. Определяют, что эти слова являются однокоренными.


Определяют учебную задачу урока, формулируют тему, предлагают план учебной деятельности: выяснить, от чего зависит выбор гласной (правило), выполнить тренировочные упражнения, выявить знания и умения.




Формулируют и записывают тему урока, определяют с помощью учителя задачи.

Организация познавательной деятельности (20 мин.)

1. Предлагает провести наблюдение, определить, от чего зависит выбор гласной в корне, сформулировать правило, запомнить его и пересказать друг другу.


- Ребята, понаблюдайте над словами. Как вы думаете, от чего может зависеть выбор гласных в безударном корне? В каких случаях будем писать букву а, а в каких – о? (слайд8)


2. Организует первичное закрепление учебного материала, предлагает записать слова в тетрадь и графически обозначить условие выбора орфограммы. Обращает внимание на лексическое значение слов с корнем -раст- (-ращ - ) / -рос- и на сферу их использования.


3. Вводит понятие «чередующиеся гласные в корне».


- Ребята, корни раст/ращ-рос – разные корни или варианты одного корня? Как называется в русском языке явление, когда происходит замена одного звука другим? (слайд11)


4. Организует работу с карточками (задание 2) (задание на слайде12)


5. Предлагает провести самопроверку и самооценку (слайд 13). Дополнительно учитель объясняет значение слова поросль (слайд 14)



6. Организует физминутку (физминутка направлена на подготовку к впр и на знакомство со словами-исключениями). Ученикам предлагается определить части речи при помощи движений (Если слово - имя существительное, то нужно поднять руки вверх, если глагол – топнуть ногой, прилагательное – хлопнуть в ладоши, слово служебной части речи – подскок)

-Ребята, проведем физминутку.

Ростовщик Ростислав поехал в Ростов за ростками для сельскохозяйственной отрасли (слайд 15).

7. Организует работу со словами-исключениями, объясняет лексическое значение слов ростовщик и отрасль.(слайд 16,17,18)

-Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что в этом предложении есть слова, которые не подчиняются правилу. Как называются такие слова? Запишем эти слова в тетрадь.


8. Организует работу в группах (задание 3 на карточках), предлагает выделить корни в словах, определить «лишнее» слово (слайд 19, 20). Самопроверка.

-Ребята, а сейчас предлагаю работу в группах по 4 человека. Чья группа быстро и правильно выполнит задание, поднимают руки.



Наблюдают, формулируют правило с подсказкой учителя (слайд 9, 10), пересказывают правило друг другу (работа в парах; после выполнения задания учащиеся берутся за руки и поднимают руки вверх)





Записывают слова, графически выделяют орфограмму. Вспоминают, что слова с таким корнем используются на уроках биологии.






Ученики отмечают, что в корне происходит чередование, и это варианты корня.



Выполняют задание.

Осуществляют самопроверку и самооценку по критериям, записанным на доске. (слайд 13) Узнают значение слова поросль




Определяют части речи при помощи физических упражнений.










Знакомятся со словами-исключениями, со значением слов ростовщик и отрасль, записывают слова-исключения в тетрадь.






Работают в группах, выделяют корни, определяют «лишнее» слово (слово, в котором нет корня раст/ращ/рос). Осуществляют самопроверку.

Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка (формирующее оценивание) (5 мин.)

Подводит общий итог урока. Выставляет оценки. Предлагает провести самооценку.


Оценивают свою работу на уроке.


Раздаточный материал (карточки), листы для самооценки






ЗАДАНИЕ 1

Запишите слова, распределив их по столбикам. Выделите корни в этих словах.

Ж_люзи, д_лина, д_суг, м_стечко, р(а/о)стение, ц_мент, нак_рмить, щ_вель, уд_вление, выр(а/о)щу, в_рота, подр(о/а)сла, пл_сать.

Проверяемые гласные в корне слова

Непроверяемые гласные в корне слова

?


















ЗАДАНИЕ 2

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Зар_сли шиповника, выр_стить урожай, подр_стает малыш, молодая пор_сль, зрелый возр_ст, зар_сло травой, густая р_стительность, ср_щение костей, выр_с в деревне, отр_стить волосы, выр_щенный в теплице.

ЗАДАНИЕ 3

Подчеркните слова, в которых нет корней -раст-, -ращ-, -рос-. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

  1. Р__стущий, прор__стающий, пр__стейший, р__сточек.

  2. Р__скошный, р__сти, р__стовщик, р__стение.

  3. Р__стительный, р__створимый, Р__стислав, выр__сший.

  4. Возр__стной, р__стрёпанный, во́дор__сли, Р__стов.


_____________________________

Лист самооценки (поставьте любой знак в нужной колонке)

Орфограмма «Буквы а-о в корне -раст-/-ращ-/-рос-

Знаю, умею

Затрудняюсь, сомневаюсь

Не знаю, не умею

Правило правописания букв а-о- в корне

+



Графическое обозначение орфограммы

+



Слова-исключения: ростовщик, Ростислав, Ростов, росток, отрасль, подростковый


+