СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Давление газа"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная технологическая карта урока физики в 7 классе, раскрывающая порядок проведения, деятельность учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Давление газа"»

Задание 2.

Класс, дата, предмет: 7 класс, 26.01.18 г., физика.

Тема урока: Давление газа

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Цели урока: выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения; установить, от чего зависит давление газа. 

Оборудование:

  • колокол с воздушным насосом, ручной насос, колба с пробкой, воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;

  • на парты учащимся раздаются шприцы для фронтального эксперимента;

  • установка (самодельная) для демонстрации модели давления газа. 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Проверка домашнего задания: выступление с докладами по заданию стр 106 №3

  2. Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя.






  1. Демонстрация опыта учебника рис. 96. 
























  1. Актуализация знаний (общеклассная форма обучения, словесный метод) 




  1. Подготовка к основному этапу 












  1. Основной этап. Изучение нового материала (выдвижение гипотезы, создание мысленного эксперимента) 























6. Результат проверки 












































  1. Закрепление изученного материала










IV. Домашнее задание.

V. Подведение итогов (оценки)

















Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории. Демонстрация опыта учебника рис. 96: под колокол воздушного насоса помещается завязанный резиновый шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачать воздух из-под колокола. Оболочка шарика, вокруг которой воздух становится всё более разреженным, постепенно раздувается и принимает форму шара.

Вопрос: Как вы это объясните?


ВЫВОД: давление газа на стенки сосуда (и на помещённое в газ тело) вызывается ударами молекул газа.

В руках у учителя надутый воздушный шарик. 
- Что же будет объектом нашего изучения? 
- Чем ещё кроме воздуха можно заполнить воздушный шарик? 
Таким образом, приходим к выводу, что речь пойдет не только о воздухе, но о газах вообще. 
Предложить ученикам сжать шарик . 
- Что вам мешает при сжатии?

Что действует на оболочку шарика? ,



ОБОБЩАЕМ: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление и давит на её стенки по всем направлениям одинаково. 
Изучение давления газа - это и будет нашей задачей. Итак, сегодня на уроке мы будем создавать теорию, объясняющую давление газа. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока.


- Вспомним, из чего состоит вещество. 


- Какие три состояния вещества вы знаете? 

Объектом нашего изучения является газ.

Вспомните, что отличает газ, от других состояний? Как ведут себя молекулы газа? 

Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ. Проводится эксперимент 1. 
Перед классом три ученика с шариками.




Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного? 


Но ведь и в газе молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит, определяющим для давления газа является не это, а что? 
(Создание проблемной ситуации) 



Учитель:  давайте сформулируем гипотезу


Для изучения явления часто используют модели. Модель - это упрощённый вариант явления или объекта. Вот и мы построим модель ситуацию. Эксперимент 2. В качестве модели используем подвешенную картонку - "стенку", в которую бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул. 
Какой мы можем сделать вывод ? (промежуточный этап осмысления)

И сейчас каждый на листочке напишет, почему возникает давление газа. 
Зачитывают написанные ответы. 

Учитель: Замечательно - без учебника, вы сами смогли дать определение. Мы с вами создали теорию, которую следует подтвердить опытным путём (экспериментально). 

Учитель записывает в таблицу (на доске) возможные зависимости, предложенные учениками:


Причина возникновения давления газов.

Подтвердили (+) или не подтвердили (-)

Масса молекул


Количество молекул


Скорость движения молекул


Температура газа



Левая часть таблицы заполняется в ходе экспериментов

Учитель: Теперь я предлагаю провести экспериментальную проверку ваших предположений. 
Эксперимент 3. Сравниваем удары на модели (теннисные шарики и мячики). 


ВЫВОД. Чем больше масса, тем выше давление 
Учитель ставит «+» в таблице напротив «масса молекул»

Эксперимент 4. Насосом накачиваем шарик. 




ВЫВОД. Чем больше количество молекул, тем выше давление 


Учитель: работает с таблицей


Эксперимент 5. Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком. 




ВЫВОД. Чем выше температура, тем выше давление.  
Учитель: работает с таблицей



На столе две банки - литровая и 3-х литровая. 
Учитель. В какой из них давление больше? 

Учитель. Проведем ещё один эксперимент. 
Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки) 
Учитель. Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос: 
- В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (Создание проблемной ситуации) 


Рассмотрим рисунок 97 учебника. Теперь вы можете дать ответ?



Итак, изменение объёма влияет на давление газа, т.к. увеличивается концентрация молекул. 
ВЫВОД: в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется в зависимости от сжатия газа. 

Рассмотрим рисунок 98 учебника. Для хранения газов используют специальные прочные стальные баллоны, в которых газ гранят под давлением. Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах?

Учитель:   Итак, с помощью экспериментов мы многое выяснили и описали изучаемое явление - разработали начальный этап теории. Что мы узнали о давлении газа? 
























Пример ответа: Газ оказывает давление на стенки воздушного шарика




Воздух 


Гелием. 



Пытаются сжать шарик

Примерные вариантыответов: Воздух, газ, молекулы

Записывают вывод в тетрадь.





Дети открывают тетради, записывают число, классная работа и тему урока «Давление газа».

Возможные варианты ответов: из атомов, молекул, ионов и кристаллов.

Возможные варианты ответов:  жидкое, твёрдое, газообразное



Возможные варианты ответов:   его атомы и молекулы почти свободно и хаотически движутся в промежутках между столкновениями.



Учащиеся участвуют в эксперименте: в один шарик насыпают песок, в другой – наливают воду, а третий - надувает. 
Отличия есть - в случае давления твердых и жидких тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле. 





Учащиеся предполагают, что причиной давления газа является беспорядочное движение молекул. 



В подвижную "стенку" сначала один ученик ударяет маленьким мячиком. "Стенка" отклоняется и возвращается. Затем два или три ученика быстро бросают мячики так часто, что отклоненная стенка, подрагивая, остается на своем месте. 
Ученики пишут свои предположения о возникновении давления газа.






Предполагаемые ответы учащихся; «эталонные»  результаты выполнения заданий; формы деятельности и виды активности; и пр.





















Два ученика поочерёдно ударяют в модель теннисным шариком и мячиком. Делают предположение о массе молекул.

Записывают вывод.





Два ученика насосом накачивают шарики. Один делает движение насосом 10 раз, другой – 20. Сравнивают размеры шариков, делают вывод о числе молекул.



Записывают вывод.



Два ученика обливают пластмассовые бутылки с надетыми на них шариками. Один холодной водой, другой- горячей. Сравнивают размеры шариков. Вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул Делают выводы.

Записывают вывод







Предполагаемые ответы: Очевидно, что одинаковое. 













Ученики: Затрудняются ответить





Предполагаемые ответы: 
- уменьшается объём; 
- в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются. 






Записывают вывод.







Вариант ответа: Что бы баллон не лопнул.



Ответы учащихся:

  1. Давление газа на стенки сосуда (и на помещённое в газ тело) вызывается ударами молекул газа.

  2. Газ давит на стенки сосуда по всем направлениям одинаково.

  3. При уменьшении объёма газа его давление увеличивается, а при увеличении объёма давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.

  4. Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа.

  5. Давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенки сосуда. 




Список литературы:

  1. Физика. 7 класс: учебник / А.В. Пёрышкин. – 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017.

  2. Поурочные разработки по физике: 7 класс.-2-е изд., -М.: ВАКО, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!