Этап 2 Актуализа - ция знаний и фиксация затруднений в деятельности Цели: Выявить уровень изученного. Организовать проблемно-поисковую деятельность. | Беседа с классом; знакомлю детей с рабочими материалами. | Отвечают на вопросы для самоконтроля«Лист успеха» (учащимся предлагается отметить те положения, которые ими хорошо освоены) Предполагается, что учащиеся отметят как незнакомые последние положения каждой колонки Выполнение теста. | Фронтальная; Индивидуальная | Выполнение пробного задания | фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии; -волевая саморегуляция в затруднении | Извлечение необходимой информации |
Этап 3Постановка учебной задачи Цели: Уточнить тип урока; Уточнить тематические рамки
| Прошу назвать те вопросы (лист успеха) , ответы на которые детям не известны или известны не точно, и, исходя из них, сформулировать тему и цель урока. | Предлагают и согласовывают тему и цели урока.. Записывают тему в рабочий лист. | фронтальная | Уметь слушать собеседника | аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации | Уметь строить рассуждения, делать выводы самостоятельное выделение и формирование цели; |
Этап 4 Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний Цели: активизировать знания учащихся | -Слово «оборот» нам уже известно. Где мы его встречали?(причастный оборот) -Что такое причастный оборот? Давайте теперь подумаем, что же такое деепричастный оборот. Работа с учебником. Прошу детей найти определение понятия деепричастный оборот и сравнить его с тем, которое назвали учащиеся в начале урока. Прошу проанализировать предложения и сформулировать правила постановки знаков препинания при Д.о. и одиночном Д. (приложение№1) | Учащиеся дают определение Д.о. по аналогии с П.о., сравнивают с материалом в учебнике, объясняют правила постановки знаков препинания, проверяют себя по учебнику | Фронтальная Парная | Уметь строить рассуждения, делать выводы | самостоятельное выделение и формирование цели; | поиск и выделение необходимой информации |
Этап 5 Первичное закрепление нового знания Цели: установить осознанность восприятия | А) Объяснительный диктант. (графически обозначить деепричастный оборот). | Ученики выполняют работу у доски и в рабочих листах | Индивидуальная работа у доски | умение применять пройденный материал на практике | Самостоятельно делать выводы | Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
Этап 7 Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой А) Литературная викторина Цели: научить составлять алгоритм действий; видеть в тексте деепричастные обороты
Б) Игра «Я редактор» Цели: Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов
В) Сочинение-миниатюра Цели: Учить строить монологические высказывания; развивать творческие способности
Г) Работа с иллюстрацией и деформированным текстом Цели: учить восстанавливать текст, воспитывать эстетический вкус , развивать творческое мышление | Учитель читает отрывки из стихотворений Пушкина и Тукая(«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Узник», «Водяная» ) Учитель предлагает отредактировать предложения(пословицы), записать в рабочий лист правильный вариант. Задает вопросы: - Какой темой объединены пословицы? - Чему учат? Учитель предлагает рассмотреть картину И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Раздает задание с деформированным текстом | Выполняют задание в рабочих листах 1.Называют стихотворение. 2.Находят деепричастные и причастные обороты; 3.Определяют роль деепричастий. Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Работа по исправлению грамматических ошибок.
Пишут сочинение-миниатюру на тему «Труд» по предложенным пословицам. Прочитают 2-3 работы. Отвечают на вопросы учителя и восстанавливают деформированный текст | Индивидуальная групповая Групповая Индивидуальная групповая | Уметь употреблять деепричастия в речи, обособлять деепричастные обороты Умение обосновать свои знания; вспомнить изобразительные средства в стихотворениях, умение определять размер стиха Получение сведений из другой области знаний, что способствует расширению кругозора. Тема труда, поднятая в сочинениях, способствует воспитанию трудолюбия, прилежания, усердия. Уметь работать с текстами, выполнять лингвистические задачи | Соотносить цели и результаты своей деятельности умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ее реализации Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.
Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других, находить нужную информацию для реализации творческого замысла Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу | Контроль и оценка своих знаний, знаний партнера контроль, коррекция, оценка
Уметь анализировать и исправлять предложения. Уметь находить нужную информацию Уметь рассуждать, сопоставлять, исследовать, делать выводы |
Этап 8 Подведение итогов. Рефлексия | Подводит итоги урока, просит учащихся ответить на вопросы: Самым интересным для меня на уроке было…. Для меня оказалось сложным …… На следующем уроке я бы хотел(а)…. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает. Информирует о домашнем задании. | Обобщают информацию. Отвечают на предложенные учителем вопросы. Записывают домашнее задание в дневник. | фронтальная | Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»). | Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. | Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |