- системно-деятельностный подход, коммуникативные.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты(УУД) | Оценка результата деятельности ученика |
Организационный | Включение учащихся в учебную деятельность | Приветствие: Здравствуйсте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Мы закончили изучение повести «Кавказский пленник», написанной Л.Н.Толстым. А нашу работу с вами я хочу начать с чтения строчек из стихотворения М.Лермонтова Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой!? Посмотрите, как изображали горы Кавказа (просмотр картин) Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой И ты несчастьями полна И окровавлена войной!.. (такая красота с одной стороны и война с другой стороны) Знакомство с понятием антитеза. В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году. | Приветствие | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок, получают позитивный заряд, концентрируют внимание Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Готовность к сотрудничеству, внимательность, собранность |
Формулирование темы и цели урока | Обсуждение необходимости введения новых знаний | Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о ком идет речь в рассказе «Кавказский пленник»? -Сколько было пленников? - А кто-нибудь задумался, почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Сегодня нам предстоит выяснить, так кто же кавказский пленник? - Решение этого проблемного вопроса мы и займёмся на уроке. Давайте сформулируем цель урока: сравнить поведение героев через речь, поступки, отношение к природе, к горцам. Исследовать, как ведет себя человек, попав в критическую жизненную ситуацию. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником?? | Отвечают на вопросы | Познавательные: в ходе выполнения заданий извлекают необходимую информацию для формулировки темы урока Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют свое мнение | Проговаривание темы и целей урока |
Создание проблемной ситуации | Проблемная ситуация | А поможет нам в этом таблица «Сравнительная характеристика героев» , которую мы будет заполнять по ходу нашего урока. Обратите внимание на свои парты, у каждой группы лежит таблица. - Что значит сравнить героев художественного произведения? Выявить черты схожести и различия, общее и индивидуальное. | Ученики отвечают на вопросы учителя | Познавательные: приводят ассоциации, извлекают необходимую информацию для введения в тему урока и уяснения его цели. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей | Понимание темы и целей урока, участие в диалоге |
Актуализация | Повторение ранее изученного материала | Каким было воинское звание у героев? Как внешне выглядели Жилин и Костылин? Как герой оказался в плену? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, с чего всё начиналось? - Какой уговор был у Жилина и Костылина, когда они решили ехать без солдат? (Не разъезжаться). - Кто нарушил уговор? Как вдут себя при встрече с врагом? Чем занимались герои в плену?(ответы вносят в таблицу). | Ученики отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицы | Познавательные: самостоятельно заполняют таблицу Регулятивные:в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: реагируют на учебную ситуацию | Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения говорения. Умение записывать необходимую информацию в таблицу |
Открытие нового знания и его применение | Оперирование знаниями и овладение способами деятельности в новых речевых ситуациях | Сейчас мы с вами представим, что вместе с героями рассказа оказались в татарской сакле. Вы будете не просто наблюдателями, а молчаливыми участниками событий. Ребята, всмотритесь в лица героев, обратите внимание на их поведение. Просмотр эпизода «Требование выкупа» (фильм «Кавказский пленник»). - Что вы почувствовали, находясь в татарской сакле? Было ли страшно? - Какими вы увидели Жилина и Костылина? Закрепляют понятие «антитеза» Давайте сделаем вывод. Разных ли мы увидели героев? Или у них схожее поведение? Не только мы увидели разность героев, но и горцы. -Как горцы отнеслись к Жилину? За что зауважали горцы Жилина? | Ученики отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицы, анализируют эпизод, выполняют задания учителя | Личностные: самоопределяются Познавательные: знакомятся с новым понятием Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: общаются друг с другом, работают в группе. | Умение решать коммуникативную задачу, применяя ранее полученные знания |
Этап первичной проверки понимания изученного | Оперирование полученными знаниями | Какие качества проявляет в первом побеге Жилин? А Костылин? Поведение героев во время второго побега, какое оно? Молодцы ребята,а какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми. Ребята, а сейчас я предлагаю разбиться вам на группы по рядам и собрать пазл и выяснить к каким этапам таблицы относятся данные иллюстрации | Собирают пазл и выясняют, что на них изображено, и к каким этапам таблицы относятся данные иллюстрации | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: работают в группе | Умение решать коммуникативную задачу применяя ранее полученные знания |
Закрепление изученного материала | Повторить пройденный материал и закрепить его. | - Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Что обозначает: Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный -сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных Теперь мы можем с вами сказать, почему же все- таки пленник один? | Делают выводы о поведении героев, отвечают на проблемный вопрос | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу | Умение выполнять работу в паре с одноклассником |
Рефлексия | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке с помощью кластера «Положительные и отрицательные черты характера человека», | Учитель мобилизует обучающихся на умение оценивать результаты своей деятельности Ребята, а давайте составим с вами кластер «Положительные и отрицательные черты характера человека». Скажите, а какие качества есть у вас? С какими качествами нужно бороться, а какие развивать? | Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса. | Личностные: проводят самооценку, адекватно оценивают причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: работают в паре | Умение оценивать свои действия, проводить самооценку. |
Домашнее задание | Обобщить пройденный материал и закрепить его. | Напишите сочинение о героях повести, взяв в качестве эпиграфа слова пословицы: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал» | | | |