СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока : Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Ресурсы: учебник: «Литературное  чтение»  Л. Ф. Климанова, презентация к уроку, карточки для закрепления. Наименование УМК : «Перспектива»  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока : Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик.»

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик.
Ресурсы: учебник: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, презентация к уроку, карточки для закрепления.
Наименование УМК : «Перспектива»
Тип урока: Изучение нового
Цель:
способствовать усвоению содержания «Братец Лис и братец Кролик», познакомить детей с жизнью и творчеством Дж. Харриса.

Задачи:
Образовательная:

  • вести одновременную работу над произведением и речью детей, формировать литературоведческие представления, обеспечивающие детям полноценное восприятие произведения;

  • заинтересовать проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте;

  • учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

Развивающая:

  • развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;

  • развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету; 

  • развивать устную речь учащихся; 

  • обогащение словарного запаса.


Воспитательная:

  • воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и уважительное отношение к изучаемому предмету.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Универсальные Учебные Действия:


Коммуникативные:

  1. Формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  2. Принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  3. Наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Регулятивные:

  1. Освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  2. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  3. Формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  4. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.


Личностные:

  1. Понимать и сохранять учебную задачу урока;

  2. Проявлять интерес к литературному чтению;

  3. Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Познавательные:

  1. Составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;


  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Дж. Харриса и его произведением «Братец Лис и братец Кролик»;


  1. Развивать устную речь учащихся.


  1. Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
















Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. 1

Самоопределение к учебной деятельности



-Здравствуйте ребята.

- Закройте глазки и повторяйте за мной:

Сегодня прекрасный день, у меня отличное настроение, я буду внимательно слушать учителя, и у меня все получится!

Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

Проверка готовности к уроку: учебник, пенал, тетрадь, дневник, аккуратность расположения предметов на парте.

– Оцените свое рабочее место

Создание эмоционального настроя урока. Чтобы наша работа была успешной, вспомним законы урока: не выкрикивать, уважать друг друга, внимательно слушать, быть терпеливым.

-Проверьте правильность посадки за столом.

Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок


Осознанно осуществляют вхождение

в пространство учебной деятельности.



Л.2

2




























3





























4

Актуализация

знаний и

фиксирование

затруднения в

пробном

учебном

действии






















Выявление места

и причины

затруднения



























Построение проекта выхода из затруднения


Речевая разминка (слайд 0)

- Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя.

Кролик – хвастунишка,

Белые штанишки,

Вылез на пенёчек,

Хвалится, дружочек:

«Вот какие ушки,

Белые макушки.

Вот такое брюшко…

Завидуйте, зверушки!»

«У-у-у-у!» - завыли волки

На лесном пригорке.

Наш хвастун услышал…

Сразу прыг – и в норке!

- Прочитайте с выразительно сердитой интонацией, с весёлой интонацией.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- О ком мы прочитали в тексте речевой разминки?

- Какое произведение вам напомнило это стихотворение?

- А как вы думаете, почему я вам предложила текст о кролике?

- Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

- Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему вы решили, что это сказка.

- Прочитайте имя писателя. Что вы о нём знаете?

- Итак, кто может сформулировать тему и цель нашего урока? (Слайд 1)


- Жил на свете маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями, по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. 

- Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

- Ребята, а вы знаете кто такой - плантатор?

- Как вы думаете, сам плантатор работал? (Слайд 2)

- А кто такие рабы?

- Жили они в старых хижинах, работали с раннего утра и до поздней ночи, под палящим солнцем, не имели достаточно еды.

- Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом. В типографии он встречал рабов, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

- А какие сказки называют народными?


- Дядюшка Римус был одним из рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника, который рассказывает вечерами маленькому мальчику Джоэлю интересные истории о Братце Кролике и Братце Лисе, об их друзьях - Братце Еноте, Матушке Корове, Братце Медведе и многих других животных. (Слайд 3)

- Уж так мальчик полюбил эти сказки, что когда вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. 

- Что вы узнали о Харрисе? Что запомнили?
- Молодцы.




- А теперь давайте прочтём сказку. Я читаю, а вы внимательно следите по тексту.

- Какие слова и выражения вам были не понятны?

- Объясните, как вы понимаете выражение: держать ухо востро?

- Что значит застать врасплох?

- Стрельнул в кусты?

- Назовите действующих лиц сказки. Что вы о них узнали?

- Какие взаимоотношения у Кролика и Лиса?

- Мы с вами сказали, что это народная сказка, а какие жанры сказок вы знаете (Слайд 4) К какому жанру относится эта сказка? Почему?

Физминутка

- А теперь мы отдохнём - физминутку проведём.

Встаньте из-за парт.

-Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:

Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

Читают, правильно артикулируя.

Читают с разной интонацией.









- В тексте речевой разминки мы читали про кролика.

- Это стихотворение напомнило сказку Д. Мамина-Сибиряка.

- Наше след. произведение тоже будет про кролика.

Открывают учебники.

- Написано, что оно из книги «Сказки Дядюшки Римуса.

- Тема нашего урока : сказка « Братец Лис и братец Кролик», цель: познакомиться с жизнью и творчеством Дж. Харриса; познакомиться со сказкой « Братец лис и братец Кролик»


- Это человек, у которого много земли -плантаций, где выращиваются растения, фермер

- Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.


- Люди, которых насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.



- Сказки, которые придумал народ.









- Мы узнали о том, что все сказки Дж. Харрис услышал от народа, но больше всего ему нравилось, как их рассказывал Дядюшка Римус.


- Все выражения были понятны.

- Быть настороже, начеку.

-Неожиданно, внезапно.

- Очень быстро прыгнул в кусты.

- Братец Лис, братец Кролик, матушка Крольчиха, крольчата, братец Ёж. Лис хотел выманить кролика из хижины, чтобы съесть, но Кролик оказался хитрее Лиса и обманул его, сумел убежать.

- Осторожные, Кролик относится к Лису с опаской.

- О животных, волшебные, бытовые.

- Это сказка о животных, потому что главные герои – животные.

Выполняют упражнения.

П.1,3




























Л.2
П.2







К. 1





Р.3











Л.3






Л.3





К. 1

5



































5

Реализация построенного проекта выхода из затруднения































Закрепление с проговариваним во внешней речи

- Сейчас начинает читать …. , но все следим внимательно, в любой момент я могу остановить и попросить продолжить читать любого из вас.
- Все слушали внимательно. Скажите кто главные герои?(Слайд 5)

- Посмотрите, на экран, выберите черты характера, которые подходят Кролику, а какие Лису? (Слайд 6)

- Совершенно верно.



- Почему Братец Кролик был вынужден пригласить Лиса в гости?



- Как ему удалось избежать опасности?



- Что понял Кролик, когда пришел к Лису в гости? Как он перехитрил хозяина?




- Кто вам больше понравился? Почему?

- Ребята, какова будет главная мысль нашей сказки?


- Совершенно верно. Разум и находчивость спасают из любых ситуаций.







- Чему учит произведение?



- А теперь я предлагаю вам выполнить задание по карточкам. Вам нужно дополнить предложения из сказки, при выполнении задания вы можете пользоваться учебником. Работать вы будите в парах. - -- Не забываем о правилах работы в паре.


Игра «Дополни предложение».


  • Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал …

  • Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом …

  • - Никак, на обед у тебя …, Братец Лис? – говорит Кролик.

  • - Да, Братец Кролик, а какая … да …! – говорит Лис.

  • Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и …

- Посмотрите на слайд и проверьте, всё ли вы выполнили правильно. У кого также, поставьте «+», у кого были ошибки «?».

Читают .

- Кролик и Лис.

-Кролик: смекалистый, острожный, рассудительный, изворотливый, трусоватый; Лис: хитрый, глуповатый, спокойный.

- Потому что он сумел подготовиться и предупредить свою семью об опасности.

- Он спел песенку для крольчат, чтобы они смогли спрятаться.

- Лис приготовил пустую тарелку, чтобы съесть Кролика. Сказал, что не ест курятину без укропа и сумел быстро убежать

Ответы детей.

- Главная мысль состоит в том, что хитрость и коварство Братца Лиса не может победить ум и смекалку Братца Кролика. Слабый Кролик смог победить физических сильного Лиса, и постоянно оставлял его в дураках и во всем обходил.

- Сказка учит не бояться врагов, а находить решение для победы над ними. Для этого нужно задействовать разум и проявить находчивость.

Выполняют задания в карточках.

Сверяют с эталоном.

-Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса.

-Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

-Никак, на обед у тебя курочка, Братец Лис? – говорит Кролик.

- Да, Братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! – говорит Лис.

-Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса.



К.1


П.1






Р.4





























К.3





Р.4

6

Рефлексия


- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?

- Кому захотелось прочитать всю книгу дядюшки Римуса? Взять её можно в библиотеке.

- Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Я вам предлагаю дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую эмоцию. Ели ваш смайлик будет улыбаться - значит, вы довольны своей работой на уроке. Если смайлик будет грустным – вы не довольны своей работой.

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

- Когда Дж. Харрис был маленьким мальчиком, он часто слушал народный сказки. Ему рассказывал их добрый дядюшка Римус.

Оценивают свою работу на уроке.







Л.3


П.3

7

Домашнее задание

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

Выразительное чтение сказки по ролям. Стр. 24-27.

Записывают домашнее задание.






































Дополни предложение.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал ______________

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом ____________

- Никак, на обед у тебя ____________, Братец Лис? – говорит Кролик.

- Да, Братец Кролик, а какая ______­­­­­­­______да ___________! – говорит Лис.

Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и _____________

Дополни предложение.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал ______________

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом ____________

- Никак, на обед у тебя ____________, Братец Лис? – говорит Кролик.

- Да, Братец Кролик, а какая ______­­­­­­­______да ___________! – говорит Лис.

Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и _____________

Дополни предложение.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал ______________

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом ____________

- Никак, на обед у тебя ____________, Братец Лис? – говорит Кролик.

- Да, Братец Кролик, а какая ______­­­­­­­______да ___________! – говорит Лис.

Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и _____________

Дополни предложение.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал ______________

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом ____________

- Никак, на обед у тебя ____________, Братец Лис? – говорит Кролик.

- Да, Братец Кролик, а какая ______­­­­­­­______да ___________! – говорит Лис.

Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и _____________

Дополни предложение.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал ______________

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом ____________

- Никак, на обед у тебя ____________, Братец Лис? – говорит Кролик.

- Да, Братец Кролик, а какая ______­­­­­­­______да ___________! – говорит Лис.

Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и _____________

Дополни предложение.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал ______________

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом ____________

- Никак, на обед у тебя ____________, Братец Лис? – говорит Кролик.

- Да, Братец Кролик, а какая ______­­­­­­­______да ___________! – говорит Лис.

Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и _____________

Дополни предложение.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал ______________

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом ____________

- Никак, на обед у тебя ____________, Братец Лис? – говорит Кролик.

- Да, Братец Кролик, а какая ______­­­­­­­______да ___________! – говорит Лис.

Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и _____________

Дополни предложение.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал ______________

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом ____________

- Никак, на обед у тебя ____________, Братец Лис? – говорит Кролик.

- Да, Братец Кролик, а какая ______­­­­­­­______да ___________! – говорит Лис.

Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и _____________