СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Этапы заселения территории нашей страны. 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Этапы заселения территории нашей страны" включает интересный материал об артефактах, найденных в Ростовской области и городе Морозовск. Урок сопровождается презентацией с одноименным названием

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Этапы заселения территории нашей страны. 10 класс»

История России. 10 класс. Плетнева Л.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата

проведения


Класс

10

Предмет

история

Тема урока

Этапы заселения территории нашей страны. Донской край в древности


Цель урока

Образовательная:

  • формировать познавательную активность и интерес к изучению предмета «История»;

  • сформировать представления уч-ся о хронологии появления предков современного человека на территории Восточной Европы и Донского края; о народах, проживавших на территории Донского края

  • совершенствовать навыки работы с различными историческими источниками (текстовыми, иллюстративными, картографическими);

Развивающая:

  • развитие у обучающихся умения анализировать свои действия и координировать их со своими партнерами - участниками учебного процесса.

  • развитие способности анализировать факторы, оказавшие влияние на занятия населения в эпоху первобытности

Воспитательная:

  • воспитание толерантного отношения к народов Европы

  • совершенствовать навыки работы в группе.

Ожидаемые

результаты:


Личностные результаты:

  • понимание процесса заселения территории нашей страны

  • уважение к истории формирования европейских народов

  • формирование мотивации к дальнейшему изучению предмета «История»

 Метапредметные результаты:

  • развитие способности решать творческие задачи

  • формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности

  • развитие навыков  работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.

Предметные результаты:

  • умение систематизировать уже полученные исторические знания

  • умение и готовность применять исторические знания.

Место урока в системе уроков данного раздела

Урок №1 в Главе 1 «Народы и древнейшие государства на территории России»

Тип урока

Урок изучения нового материала


Межпредметные связи

География, этнонациональный компонент

УМК

  • История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. (базовый уровень): учебник для общеобразовательных учреждений/И.Л.Андреев, И.Н.Данилевский, В.В.Кириллов – М. Мнемозина, 2010

Средства обучения

Мультимедиа презентация   Power Point, компьютер

  • презентация к уроку

«Этапы заселения территории нашей страны. Донской край в древности»

План урок

  1. Организационный этап

  2. Анализ учебного текста с целью актуализации ранее полученных знаний. Этно-национальный компонент: Дополнительный материал о трогонтериевом мамонте и Трипольской культуре

  3. Домашнее задание

Формы работы


групповая, индивидуальная

Приемы обучения

беседа с фрагментами проблемной ситуации, работа с учебным текстом, работа с иллюстрациями, решение творческих задач

Домашнее задание

Самостоятельное изучение Параграфа 2

  • Внимательно прочитать п.1, п.2

  • Пересказ п.3


КОНСПЕКТ УРОКА


п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

УУД учащихся

1

Организационный этап

Обратить внимание уч-ся на обращение к проблеме, уже изученной по всеобщей истории – «Эпоха первобытности». Поэтому изучение параграфа 1 предполагает фрагментарный характер


2

Анализ учебного текста с целью актуализации ранее полученных знаний













Дополнительный материал о трогонтериевом мамонте

СЛАЙДЫ





















Дополнительный материал о находках в селе Триполье на Украине

Анализ п.1 «Каменный век»


Вопросы уч-ся

  1. Когда и в какую эпоху появились предки современного человека на территории Восточной Европы?

40 тыс.лет назад, в эпоху нижнего палеолита

  1. На каком этапе геологической истории человек появился на территории нашей страны?

В ледниковый период

  1. Назовите самую северную стоянку на территории нашей страны

У деревни Бызовой в среднем течении Печоры, возраст – свыше 25 тыс.лет

  1. Какой вид деятельности был главным источником существования?

Загонная охота на крупных животных


!!! Скелет трогонтериевого слона в Азовской краеведческом музе


!!! Фрагменты трогонтериевого слона в Морозовском краеведческом музее


Анализ п.2 «Переход к производящему хозяйству»


Вопросы уч-ся

  1. Как называется переход от присваивающего хозяйства к производящему?

Неолитическая революция

  1. Какими факторами был обусловлен переход к производящему хозяйству?


Наступил малый ледниковый период, площади лиственных лесов сократились, исчезли крупные травоядные животные. Чтобы выжить в условиях экологического кризиса человек был вынужден научиться производить необходимое ему продовольствие


Трипольская культура

Лепная керамическая посуда разнообразных форм с абстрактными мотивами, параллельными линиями; на стенках сосудов – фигурки людей и животных

«Музыкальные инструменты» - из костей животных


Анализ п.3 «Появление металлических орудий»

Найти в учебном тексте ответ на поставленные вопросы














Созерцание слайдов об артефактах











Найти в учебном тексте ответ на поставленные вопросы


3

Домашнее задание

Самостоятельное изучение Параграфа 2

  • Внимательно прочитать п.1, п.2

  • Пересказ п.3

  • Индивидуальное задание

Представить дополнительный материал о религии и традициях восточных славян

Запись плана домашнего задания


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Скелет трогонтериевого мамонта — вот уже четверть века как визитная карточка Азовского музея-заповедника. Посетители, знакомясь с экспозицией «Приазовье в геологическом прошлом», не перестают восхищаться исполином, обитавшим на нашей планете более 600 тысяч лет назад.

11 декабря 1964 года в Кагальницком песчаном карьере под Азовом на высоте более восьми метров от дна в разрезе карьера машинист экскаватора Владимир Григорьевич Кудин увидел остатки бивней. Поднявшись наверх, в трещине он нашёл небольшую кость грязно-жёлтого цвета. И в тот же день сообщил о находке в музей. Директор музея приняла решение приступить к раскопкам, не дожидаясь весны: в карьере постоянно происходили обвалы, в любой момент скелет мог упасть и исчезнуть в грунте. Руководила работами Байгушева.

Приступили 14 декабря — шёл дождь, температура стояла около нуля, а через несколько дней, когда сняли верхний слой и обнажились кости, опустилась до минус двадцати градусов; усилился ветер, выпал снег. Кости приходилось брать вместе с породой. Ко всему прочему, «как будто кто-то высыпал все кости в одну кучу… наверное, никому не приходилось брать скелет над обрывом такой лютой зимой, да ещё в таком залегании», вспоминала Байгушева.

За несколько дней извлекли две лопатки, половину таза, две плечевые, локтевую, лучевую, большую берцовую и мелкие кости кисти и стопы скелета. Оставалось большое поле с непонятными костями; кроме того, ещё до начала раскопок с восьмиметровой высоты карьера упали бивни, и собрать их не было никакой возможности; а во время снятия грунта бульдозер задел верх черепа. Музейщики не хотели рисковать и к извлечению черепа приступили в последнюю очередь: вызвали аварийную бригаду, установили подпорки и леса. Грунт перед черепом укрепили, забили брёвна, над черепом соорудили навес из камыша. Участники экспедиции время от времени грелись у буржуйки в вагончике. Приходилось распиливать мерзлую глину… После того как монолит с черепом был укреплён, забиты поперечные распорки (чтобы не повредить нижнюю челюсть), взялись извлекать череп монолитом. Здесь же, в карьере, плотники изготавливали деревянные ящики; некоторые приходилось переделывать, подгоняя их под размеры костей; ящик под монолит с черепом переделывали четыре раза! За две недели извлекли неполный скелет.

До 1964 года было известно четыре скелета трогонтериевого слона — в музее Лиона (Франция, 1869), в геолого-палеонтологическом музее Университета Мюнстера (Германия, 1923), в музее Заугерхаузена (Германия, 1930) и в палеонтологическом музее Одессы (Украина, 1940). Все эти скелеты являются неполными. В Заугерхаузене скелет самки трогонтериевого слона реконструирован. Известен ещё один подобный скелет, выставленный в Государственном музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске.

И хотя сейчас известно несколько скелетов трогонтериевых мамонтов (в музеях России, странах СНГ и Европы), только Азовский музей-заповедник — обладатель двух скелетов (самца и самки) трогонтериевого мамонта, которые в скором будущем украсят новую экспозицию — «Следы земной памяти».


4