Технологическая карта урока
ФИО учителя Бучнева Н.В.
ОО МАОУ СОШ № 35, г. Тамбов
Методические рекомендации по использованию ресурса
Урок «Фазовый переход пар-жидкость» построен на основе деятельности учащихся. Ребята на этом уроке являются исследователями, выдвигают гипотезы, сами предлагают способы решения задачи.
Считаю, что каждый урок должен строиться на основе деятельностного подхода, на каждом уроке должен присутствовать анализ учебного материала, сопоставление фактов, высказывания собственной точки зрения, мыслительная активность, практические действия в их любых видах и формах, то есть естественной необходимостью является активная позиция учащихся на уроке. Только в этом случае урок побуждает к новым познаниям. Именно таким, на мой взгляд, является урок, методическая разработка которого представляется.
На уроке могут быть использованы разработанные мной ЦОРы:
Интерактивный лист
https://app.wizer.me/preview/RL3XIK
сервис Padlet
https://padlet.com/nebuchneva/ix7z13fxrf4qix55
тест пад
https://onlinetestpad.com/hnfkyn7ceqooe
nест quizizz
https://quizizz.com/join?gc=59872740
Предмет: физика |
класс 10 |
1.Тема урока: Фазовый переход пар-жидкость |
2.Тип урока: изучение нового материала (урок открытия новых знаний) |
3.Ресурсы: Презентация к уроку. За основу взяты: http://lusana.ru/presentation/24473 http://www.myshared.ru/slide/452307/ https://presentacii.ru/presentation/fazovyj-perexod-par--zhidkost Тест для закрепления (материалы ЦОР): https://learningapps.org/5244374 Программа издательства «Дрофа» - электронное приложение Интерактивный лист https://app.wizer.me/preview/RL3XIK |
4.Учебные материалы: учебник Физика-10 В.А.Касьянов, сборник задач по физике А.П.Рымкевич, тест, файл с задачами |
5.Метод проведения: очно с использованием ЦОР |
6.Межпредметные связи: география, биология, экология, математика |
7. Планируемые результаты: Предметные результаты: знание понятий: критическая температура, испарение, конденсация, термодинамическое равновесие; знание условий перехода между жидкой и газообразной фазой; знание отличий между насыщенным и ненасыщенным паром; умение определять по таблице значения температуры кипения и удельной теплоты парообразования жидкости. Метапредметные результаты Познавательные: Регулятивные: развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели. Коммуникативные: развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Личностные результаты: |
Виртуальная площадка: онлайн-сервис LearningApps.org, образовательный портал Решу ЕГЭ |
|
Этап занятия, время мин | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формируемые образовательные компетенции | Задание, ссылки на цифровые ресурсы (+скрин) | Формы оценивания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный момент | Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой обучающихся на урок. | Осуществляют самооценку готовности к уроку, самоорганизацию на учебную деятельность. | Готовность к осознанному восприятию нового материала. | | |
Создание проблемной ситуации | Создает проблемную ситуацию для определения целей и постановки задач. Демонстрирует фрагмент мультфильма | Смотрят фрагмент. Формулируют тему урока, определяют учебные задачи. | Оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям | фрагмент мультфильма: «Как вода становится паром и росой» https://youtu.be/MbJEbzlUFR8 | словесное поощрение при правильном определении целей и задач |
Открытие нового знания | Излагает новый материал, организует повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными | Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы, выдвигают гипотезы | Сформированность представлений о испарении, конденсации, критической температуре, термодинамическом равновесии, насыщенных и ненасыщенных парах | 1.презентация к уроку 2. демонстрационный эксперимент 2.программа «Дрофа» - электронное приложение | |
Первичная проверка понимания | Предлагает задания для фронтального выполнения и индивидуальные задания. | Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. | Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. | Тест для закрепления (материалы ЦОР): https://learningapps.org/5244374 | оценка за выполнение теста |
Закрепление | Предлагает прикладную физическую задачу, вырабатывают алгоритм решения | Решают предложенную прикладную задачу по алгоритму* | Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | Решу ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/problem?id=9329 | индивидуальное оценивание |
Предлагает задачу повышенной сложности для решения отдельным учащимся | Выполняют типовые задания по установленному алгоритму № 32-36. Учащиеся с особыми образовательными потребностями решают задачу повышенной сложности и использованием алгоритма № 30** | Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | Решу ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/test?theme=231 Решу ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/problem?id=19871 | индивидуальное оценивание |
| Предлагает задание для оценки естественнонаучной грамотности. Устанавливает осознанность учебной деятельности. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Высказывают свое мнение, решение данного задания*** | Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8 | |
Анализ изученного и вывод | Побуждает к высказыванию своего мнения. | Высказывают свое мнение. | Осмысление изученного материала, глубины его понимания. | Формулировка вывода | словесное поощрение |
Рефлексия и итоги | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. | Литературно-художественный материал - притча. https://dist-tutor.info/mod/resource/view.php?id=25708 Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными. | |
Домашнее задание | Предлагает домашнее задание (уровневое). | Записывают домашнее задание, выстраивают индивидуальную карту - маршрут выполнения | Определение объема материала, который еще предстоит выучить. | п. 60-62 учебника, выполнить тест https://docs.google.com/forms/d/1u7bw-bg1a3Ft7VBhRXljgaIyQXOcyThloBxSu2B5WD0/edit?usp=sharing выполнить мини-исследование по теме урока «Наблюдение взаимопереходов насыщенных и ненасыщенных паров» (инструкция прилагается)**** | |
Демонстрационный эксперимент
«Наблюдение насыщенного и ненасыщенного водяного пара»
Цель:
выяснить при каких условиях пар становится насыщенным
каково различие между насыщенным и ненасыщенным паром
Оборудование: две закрытые колбы с водой.
Ход эксперимента:
Перед вами две колбы с одинаковой жидкостью – водой (открываем одну колбу).
Сравните их.
- В чем сходство? (Одинаковые колбы и уровень жидкости в них.)
- Испаряется ли жидкость в сосудах? (Да, испарение происходит в 2 колбах.)
- В чем различие? (В закрытом сосуде одновременно с испарением происходит конденсации жидкости.)
Правильно, одновременно с испарением происходит конденсация. Конденсация и испарение уравновешивают друг друга. Количество молекул, покинувших жидкость, равно количеству молекул, вернувшихся в неё, наступает динамическое равновесие.
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным паром.
В закрытой колбе над жидкостью пар насыщенный.
- А в атмосфере пар насыщенный или ненасыщенный? (В атмосфере пар чаще всего ненасыщенный т.к. она является «открытым сосудом».)
- Всегда ли в помещении одинаковое количество водного пара?
(Привести пример с кухней – мама, пришла на кухню, а потом начала варить суп.)
- Изменилось ли количество водяного пара в воздухе? (Да, изменилось, увеличилось.)
- Как вы думаете, пар стал насыщенным или еще нет? (Дети могут ответить по- разному.)
Количество молекул, покидающих жидкость, больше количества молекул, возвращающихся в неё. В первом случае пар над жидкостью называют насыщенным, во втором – ненасыщенным.
Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называют ненасыщенным.
Далее в поддержку эксперимента для объяснения фазовых переходов «Пар-жидкость используется Программа издательства «Дрофа» - электронное приложение
*Прикладная задача с алгоритмом решения
В комнате размерами 4×5×3 м, в которой воздух имеет температуру 10 °C и относительную влажность 30%, включили увлажнитель воздуха производительностью 0,2 л/ч. Чему станет равна относительная влажность воздуха в комнате через 1,5 ч? Давление насыщенного водяного пара при температуре 10 °C равно 1,23 кПа. Комнату считать герметичным сосудом.
Алгоритм решения:
Найти массу воды, испарившейся за время работы увлажнителя
Найти парциальное давление водяных паров, полученных при работе увлажнителя из уравнения Менделеева-Клапейрона
Найти относительную влажность полученных водяных паров по формуле для вычисления относительной влажности
Зная первоначальную относительную влажность и относительную влажность полученных паров, найти чему станет равна относительная влажность воздуха в комнате.
Решение:
** Решение задачи повышенной сложности в формате перспективной модели КИМ для ГИА
В комнате при 20 °С относительная влажность 40%. При физической нагрузке через легкие человека приходит 15 л воздуха за 1 минуту. Выдыхаемый воздух имеет температуру 34 °C и влажность 100%. Давление насыщенного пара при 20 °С равно 2,34 кПа, а при 34 °C составляет 5,32 кПа. Какое количество воды теряет тело человека за 1 час за счет дыхания? Считать, что выдыхаемый воздух имеет такой же объем, какой проходит через легкие человека. Влажность воздуха в комнате не меняется.
***Задание для оценки естественнонаучной грамотности
Согласно существующим требованиям температура в учебных кабинетах должна поддерживаться в пределах 18–24 °С, а относительная влажность – в пределах 40–60%.
В таблице представлены результаты измерений, проведённых в некоторых школьных кабинетах. Можно ли с полной уверенностью утверждать, что во всех кабинетах соблюдены требования к температуре и влажности, если известно, что погрешность прямого измерения температуры составляет ±1 °С, а абсолютная погрешность измерения относительной влажности составляет ±5%? Ответ поясните.
№ кабинета | Температура, °С | Относительная влажность, % |
1 | 19 | 45 |
2 | 22 | 60 |
3 | 20 | 50 |
4 | 23 | 55 |
Возможный ответ |
Ответ: требования к температуре соблюдены. Относительная влажность в кабинете 2 может превышать допустимую. С учётом погрешности все результаты измерения температуры попадают в допустимый интервал значений (от 18 до 24 °С). Учитывая погрешность измерения 5%, получаем, что относительная погрешность в кабинете 2 попадает в интервал (60 ± 5) %. Так что есть вероятность, что в кабинете 2 влажность превышает допустимую |
Дан верный ответ и приведено пояснение | 2 балла |
Дан верный ответ, но пояснение некорректно или отсутствует | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
****Мини-исследование по теме урока
Наблюдение взаимопереходов насыщенных и ненасыщенных паров.
Цель: осуществить переход насыщенного пара в ненасыщенный и обратно при изменении внешних условий.
Оборудование: 1) пробирка или пузырек с пробкой; 2) стакан с холодной водой; 3) спички.
Задание: исследуйте состояние водяного пара над поверхностью воды и установите, какие процессы происходят, когда насыщенный водяной пар нагревается, а ненасыщенный охлаждается.
Ход работы:
Получите насыщенный водяной пар в пробирке. Для этого напейте в пробирку воду, вылейте ее обратно в стакан, переверните пробирку вверх дном и подержите над пламенем спички в течение 2—3 с. Энергично втяните в себя смесь воздуха с паром из пробирки. Что вы наблюдаете в пробирке? Повторите опыт несколько раз.
Налейте в пробирку немного воды и закройте ее пробкой. Какой из двух процессов вначале преобладает в пробирке – испарение или конденсация? Как изменяются масса и давление водяного пара в закрытой пробирке?
Опустите пробирку в стакан с холодной водой на 20-30 с, а затем выньте ее оттуда. Что можно увидеть на внутренней поверхности пробирки?
Опишите свои наблюдения, сделайте выводы.