Актуализация опорных знаний | Проверить домашнее задание | Актуализация опорных знаний и способов действий | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины; Познавательные: построение логической цепи рассуждений | Проверяет знание пройденного материала о строении и свойствах многоатомных спиртов. Организует работу по вопросам № 1,4 (а) стр 104 (учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.«Химия – 10». 3изд, – М.: «Просвещение» 2017г | Отвечают на вопросы учителя. Слушают, дополняют и исправляют ответы одноклассников. | Рабочая тетрадь |
Целеполагание. | Сформулировать цель и задачи | Установить и сформулировать цель | Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Ребята, вспомните поход в картинную галерею, вы никогда не задумывались над тем, какие вещества входят в состав красок? Если гидроксильная группа связана с водородом, то это – вода. Если она связана с углеводородным радикалом, это – спирт. Как бензол она имеет ароматическое кольцо. Попробуйте написать формулу данного вещества, на основе этих характеристик. Это вещество мы будем изучать сегодня на уроке? | Делают предположения. Определяют цель урока, план изучения фенола. | Иллюстрации картин, плакаты строение «Спиртов» и «Бензола» |
Изучение нового. | Изучить новый материал | Получение новой информации и соотнесение с имеющейся. Изучить физические и химические свойства фенола. | Познавательные: понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия, поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Это вещество было открыто в 1771 году. Сразу после открытия его стали использовать в качестве красителя. Текстильщики красили им свои ткани. В 1834 году немецкий химик Фридлиб Рунге обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом, но ему не удалось определить его состав. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу. На доске написана структурную формулу фенола. Тема урока: «Фенолы» Определение фенолы. Демонстрирует видеофрагмент физические свойства фенола? Почему он розовеет на воздухе? Фенол имеет запах. Откройте баночки с гуашью у вас на столах, и вы почувствуйте его запах. Демонстрирует растворение фенола в воде (видеофрагмент «Фильма о феноле»). Объясните растворимость фенола в воде, сравните с растворимостью этанола. Рассмотрим электронное строение фенола Одно из положений теории химического строения органических веществ говорит о взаимном влиянии атомов в молекуле. Будут ли части молекулы фенола оказывать влияние друг на друга? Подобно метильной группе в толуоле, гидроксогруппа взаимодействует с электронами ароматического кольца. За счёт взаимодействия р-орбитали атома кислорода и ?-электронной системой бензольного кольца неподелённая электронная пара атома кислорода вовлекается в ароматическое сопряжение и увеличивает электронную плотность в кольце. Кроме того, влияние гидроксогруппы на бензольное кольцо выражается в перераспределении электронной плотности в орто- и пара-положениях. В свою очередь, радикал фенил обедняет атом кислорода электронной плотностью, увеличивая полярность связи О-Н и кислотность фенола по сравнению со спиртами. Гомологический ряд фенолов . Найдите в учебнике на стр 106 какое влияние оказывает фенил. Как же происходит поляризация? Какие свойства будут характерны для фенола? Учитель демонстрирует опыт https://www.youtube.com/watch?v=GHuLtv59G44&t=2s «Взаимодействие фенола с натрием, гидроксидом натрия». Какие неорганические вещества взаимодействуют со щелочами? Значит фенол проявляет кислотные свойства. Фенол называют карболовой кислотой. Кислотные свойства обусловлены атомом водорода в гидроксильной группе. Составьте уравнение реакции. Характерны ли такие свойства для спиртов? Учитель демонстрирует опыт «Взаимодействие фенолята натрия с углекислым газом». Что происходит? Какая по силе карболовая кислота? Кислотные свойства фенола примерно в 3000 раз меньше, чем у угольной кислоты. А будет ли гидроксил оказывать влияние на фенил? Демонстрирует видеоопыт «Взаимодействие фенола с бромной водой» Какая часть молекулы участвует в этой реакции? Как проявляется влияние гидроксила? Протекает реакция замещения. Составьте уравнение реакции. Фенол взаимодействует с концентрированной азотной кислотой. Получается 2, 4,6 – тринитрофенол или пикриновая кислота. Взрывоопасное вещество. Качественной реакцией на фенол и его производные является взаимодействие с хлоридом железа (III). Какие реакции носят названия качественных? Демонстрация видеофрагмента из «Фильма о феноле». У вас на столах есть экстракт чая и порошок парацетамола. Как вы думаете, как они связаны с темой нашего урока? Организует проведение лабораторной работы. Фенол способен вступать в реакцию поликонденсации с формальдегидом. Какая реакция называется реакцией поликонденсации? Почему она возможна для фенола? Найдите объяснение в учебнике. Как называется продукт этой реакции? Как его применяют? Применение фенола разберём по рис.31 стр 108 учебника. Фенол токсичен. Демонстрирует опыт «Воздействие фенола на белок куриного белка» Вот как писал .А.П.Чехов в своём рассказе "Враги" писал «По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь". Ответим на вопросы: 1.Почему у доктора Кирилова были обожжены руки? 2. Чем опасен фенол? 3. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с ним? | Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопрос. Как вода и спирты молекула этого вещества имеет гидроксогруппу. Как бензол она имеет ароматическое кольцо. Просматривают видеофрагмент. Запись в тетради Описывают физические свойства. Наблюдают за ходом опыта, комментируют увиденное (фенол плохо растворяется в холодной води и хорошо в горячей). Отвечают на вопрос: фенол образует водородные связи. Высказывают предположения. Работа с учебником | Рабочая тетрадь, презентация, видеоопыт |
Первичная проверка понимания | Проверить понимание учащимися пройденного материала | Доказать положение теории химического строения, проверить остаточные знания | Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений | Организует работу по повторению. Докажите положение теории химического строения органических веществ о взаимном влиянии атомов в молекуле на примере фенола. 2. Одним из методов определения содержания свободной извести в цементе является использование фенола. На каком свойстве основано это применение. Закрепление материала тестовое задание на стр.110 | Отвечают на вопросы учителя. | Рабочая тетрадь |