СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Фенолы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Фенолы"»

Технологическая карта урока

Тема урока: «Фенолы»

Место урока в системе уроков по теме: по теме «кислородсодержащие соединения», урок 3

Цель урока: изучение строения, свойств, применения и получения фенола


Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие фенолов, рассмотреть электронное и пространственное строение молекулы фенола и на этой основе предсказать его свойства; проиллюстрировать положение теории химического строения А.М. Бутлерова о взаимном влиянии атомов на примере молекулы фенола; познакомить со способами получения фенола; изучить качественные реакции на фенолы; рассмотреть влияние фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)

Развивающие: -Совершенствовать умения анализировать предложенную информацию и устанавливать причинно-следственные связи;

-Отработать умения записывать уравнения химических реакций

- Совершенствовать умение работать с учебными материалами, выделять необходимое и главное, сравнивать состав и свойства веществ.

Воспитательные: -приумножать знания о многообразии веществ в природе, их материальном единстве, зависимости свойств веществ от состава и строения;

- формирование экологической грамотности учащихся 



Тип урока: изучение новых знаний


Форма обучения

фронтальная, работа с учебником, электронным приложением

Методы обучения


Технологии обучения:


Средства обучения:

Источники информации:

  1. для учителя

  1. для обучающихся

Интернет сайты, электронное приложение

Использование электронного приложения к учебнику

Планируемые предметные результаты

знать

уметь

на «3»

на «4»

на «5»

на «3»

на «4»

на «5»

физические свойства фенола, его влияние на организм человека и применение.

физические и химические свойства фенола, его влияние на организм человека, применение; качественные реакции на фенол.

историю открытия; электронное строение фенола;физические и химические свойства фенола; его влияние на организм человека; применение; качественные реакции на фенол; влияние гидроксогруппы на фенол;


делать выводы на основе просмотренных опытов о физических и химических свойствах.

выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, моделировать строение простейших молекул органических веществ; в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

делать выводы и умозаключения из изученных химических закономерностей, законах, теориях, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, моделировать строение простейших молекул органических веществделать выводы и умозаключения из изученных химических закономерностей, законах, теориях, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;


Планируемые метапредметные результаты: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия, использование знакового моделирования

Планируемые личностные результаты: принятие социальной роли обучающегося формирование ответственного отношения к учению и устойчивых познавательных интересов, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности; ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями Личностные:

Позитивное отношение к получению знаний, познавательной деятельности



Этап урока, время

Цель этапа

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, решаемые на этапе

Формируемые УУД

Деятельность учителя

(с указанием конкретных методов, приемов и форм организации учебной деятельности)

Деятельность обучающихся

(с указанием продукта деятельности)

Используемые на этапе СО








ХОД УРОКА

Организационный


Создать благоприятный психологический настрой на работу

Создание благоприятной атмосферы

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками


Приветствует учащихся, настраивает на работу

Приветствуют учителя


Актуализация

опорных знаний

Проверить домашнее задание

Актуализация опорных знаний и способов действий

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать

Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины;

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Проверяет знание пройденного материала о строении и свойствах многоатомных спиртов. Организует работу по вопросам № 1,4 (а) стр 104 (учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.«Химия – 10». 3изд, – М.: «Просвещение» 2017г

Отвечают на вопросы учителя. Слушают, дополняют и исправляют ответы одноклассников.

Рабочая тетрадь

Целеполагание.

Сформулировать цель и задачи

Установить и сформулировать цель

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Ребята, вспомните поход в картинную галерею, вы никогда не задумывались над тем, какие вещества входят в состав красок?

Если гидроксильная группа связана с водородом, то это – вода. Если она связана с углеводородным радикалом, это – спирт. Как бензол она имеет ароматическое кольцо. Попробуйте написать формулу данного вещества, на основе этих характеристик. Это вещество мы будем изучать сегодня на уроке?

Делают предположения. Определяют цель урока, план изучения фенола.

Иллюстрации картин, плакаты строение «Спиртов» и «Бензола»

Изучение нового.

Изучить новый материал

Получение новой информации и соотнесение с имеющейся. Изучить физические и химические свойства фенола.

Познавательные: понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия, поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений,

Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Это вещество было открыто в 1771 году. Сразу после открытия его стали использовать в качестве красителя. Текстильщики красили им свои ткани.

В 1834 году немецкий химик Фридлиб Рунге обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом, но ему не удалось определить его состав. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу.

На доске написана структурную формулу фенола.

Тема урока: «Фенолы»


Определение фенолы.

Демонстрирует видеофрагмент

физические свойства фенола? Почему он розовеет на воздухе? Фенол имеет запах. Откройте баночки с гуашью у вас на столах, и вы почувствуйте его запах.

Демонстрирует растворение фенола в воде (видеофрагмент «Фильма о феноле»). Объясните растворимость фенола в воде, сравните с растворимостью этанола.



Рассмотрим электронное строение фенола 

Одно из положений теории химического строения органических веществ говорит о взаимном влиянии атомов в молекуле. Будут ли части молекулы фенола оказывать влияние друг на друга?

Подобно метильной группе в толуоле, гидроксогруппа взаимодействует с электронами ароматического кольца. За счёт взаимодействия р-орбитали атома кислорода и ?-электронной системой бензольного кольца неподелённая электронная пара атома кислорода вовлекается в ароматическое сопряжение и увеличивает электронную плотность в кольце. Кроме того, влияние гидроксогруппы на бензольное кольцо выражается в перераспределении электронной плотности в орто- и пара-положениях. В свою очередь, радикал фенил обедняет атом кислорода электронной плотностью, увеличивая полярность связи О-Н и кислотность фенола по сравнению со спиртами.

Гомологический ряд фенолов  . Найдите в учебнике на стр 106 какое влияние оказывает фенил. Как же происходит поляризация?

Какие свойства будут характерны для фенола? Учитель демонстрирует опыт https://www.youtube.com/watch?v=GHuLtv59G44&t=2s «Взаимодействие фенола с натрием, гидроксидом натрия». Какие неорганические вещества взаимодействуют со щелочами? Значит фенол проявляет кислотные свойства. Фенол называют карболовой кислотой. Кислотные свойства обусловлены атомом водорода в гидроксильной группе. Составьте уравнение реакции. Характерны ли такие свойства для спиртов?

Учитель демонстрирует опыт «Взаимодействие фенолята натрия с углекислым газом». Что происходит? Какая по силе карболовая кислота? Кислотные свойства фенола примерно в 3000 раз меньше, чем у угольной кислоты.

А будет ли гидроксил оказывать влияние на фенил?

Демонстрирует видеоопыт «Взаимодействие фенола с бромной водой»

Какая часть молекулы участвует в этой реакции? Как проявляется влияние гидроксила? Протекает реакция замещения. Составьте уравнение реакции.

Фенол взаимодействует с концентрированной азотной кислотой. Получается 2, 4,6 – тринитрофенол или пикриновая кислота. Взрывоопасное вещество.

Качественной реакцией на фенол и его производные является взаимодействие с хлоридом железа (III). Какие реакции носят названия качественных? 

Демонстрация видеофрагмента из «Фильма о феноле».

У вас на столах есть экстракт чая и порошок парацетамола. Как вы думаете, как они связаны с темой нашего урока?

Организует проведение лабораторной работы.

Фенол способен вступать в реакцию поликонденсации с формальдегидом. Какая реакция называется реакцией поликонденсации? Почему она возможна для фенола? Найдите объяснение в учебнике. Как называется продукт этой реакции? Как его применяют?

Применение фенола разберём по рис.31 стр 108 учебника.

Фенол токсичен.

Демонстрирует опыт «Воздействие фенола на белок куриного белка»

Вот как писал .А.П.Чехов в своём рассказе "Враги" писал «По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь".

Ответим на вопросы:

1.Почему у доктора Кирилова были обожжены руки?

2. Чем опасен фенол?

3. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с ним?



Слушают объяснение учителя.

Отвечают на вопрос. Как вода и спирты молекула этого вещества имеет гидроксогруппу. Как бензол она имеет ароматическое кольцо.


Просматривают видеофрагмент.


Запись в тетради



Описывают физические свойства.


Наблюдают за ходом опыта, комментируют увиденное (фенол плохо растворяется в холодной води и хорошо в горячей). Отвечают на вопрос: фенол образует водородные связи.


Высказывают предположения.





















Работа с учебником
























































Рабочая тетрадь, презентация, видеоопыт












Первичная проверка понимания

Проверить понимание учащимися пройденного материала

Доказать положение теории химического строения, проверить остаточные знания

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений

Организует работу по повторению.

  1. Докажите положение теории химического строения органических веществ о взаимном влиянии атомов в молекуле на примере фенола.

2.  Одним из методов определения содержания свободной извести в цементе является использование фенола. На каком свойстве основано это применение.

Закрепление материала тестовое задание на стр.110

Отвечают на вопросы учителя.

Рабочая тетрадь

Подведение итогов и домашнее задание

Подвести итог

Подведение итогов

Регулятивные:

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Дом. задание: параграф 22№4, 5(а)

А в завершение нашего урока выразите свое настроение нарисовав смайлики акварелью, которые созданы благодаря фенолу,

Выставляет и комментирует оценки за урок

Записывают задания и оценки в дневник. Рисуют смайлики.

Альбомные листы, краски




Приложение № 1

Лабораторная работа «Качественная реакция на фенол»

Оборудование и реактивы: экстракт зелёного чая, порошок парацетамола, вода, раствор хлорида железа (III). Пробирки.

Ход работы.

  1. В пробирку с зелёным чаем пробирку добавьте 1-2 капли раствора хлорида железа(III). Что наблюдаете?

  2. Растворите порошок лекарства в воде. К раствору прилейте 1-2 капли раствора хлорида железа(III). Что наблюдаете?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!