МОУ СШ № 9
Технологическая карта урока (ФГОС)
(информатика, Оценка количественных параметров текстового документа)
составила учитель: информатики,
Егорова Татьяна Геннадьевна
г. Переславль-Залесский
2017 год
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.
На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, промежуточная и итоговая самооценка, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия.
Тема урока: «Оценка количественных параметров текстового документа»
Класс: 7 класс
Тип урока: урок освоения и применения новых знаний.
Используемые технологии (методы, приёмы): словесные(беседа, рассказ), наглядные (презентация), практическая работа.
Для формирования регулятивных УУД:
Для формирования познавательных УУД:
Для формирования коммуникативных УУД:
Для формирования личностных УУД:
Реализуемая программа: программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; Примерной учебной программы по информатике и ИКТ для 5-9 классов (автор Босова Л.Л).
Цели урока: определить основные принципы представления текстовой информации в памяти ПК; научиться оценивать количественные параметры текстовых документов.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение основных принципов представления текстовой информации в компьютере (кодовые таблицы; американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов; представление о стандарте Юникод);
2) вычисление информационного объёма фрагментов текста.
Предметные результаты: получение представления о принципах представления текстовой информации в компьютере; введение понятия о стандарте Юникод; знакомство с вычислением информационного объёма фрагментов текста.
Научатся: уметь применять знания о принципах представления текстовой информации в компьютере; знать виды и принципах представления текстовой информации в компьютере; уметь выбирать способ представления текстовой информации в компьютере; выполнять вычисление информационного объёма фрагментов текста .
Получат возможность научиться: использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации; оформлять текстовые и графические документы, используя компьютер при подготовке к другим урокам.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные результаты: способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности; приобретение опыта использования ИКТ-инструментов в среде текстового редактора; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; владение способами представления текстовой информации в компьютере; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности.
УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; работать с графическими объектами (рисунками, схемами), пользоваться всеми возможностями Графического редактора, составлять комплексный графический объект; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; аргументировать свою точку зрения; выслушивать собеседника и вести диалог; развивать логическое мышление; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.
Оборудование: персональные компьютеры; мультимедийный проектор; экран; мультимедийная презентация к уроку.
№ п/п | Этап урока (примерные) | Содержание УВЗ | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка |
1 | Организационный момент | Проверка подготовленности учащихся к работе. Организация внимания обучающихся | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Проверьте пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку (пенал, дневник, рабочая тетрадь). Сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Я желаю вам, чтобы вы были старательными, активными и внимательными. | Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя: «Здравствуйте!» | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2 | Целеполагание, планирование | Подведение учащихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Обучающиеся отвечают на вопросы: - Назови основное устройство хранения документов в компьютере. - Всегда ли хватает места на жестком диске для хранения всех необходимых документов? - Что человек должен учитывать, чтобы уместить на жестком диске все нужные ему документы? - Как оценить количественные параметры документа? - Вот на этот вопрос и ответит тема нашего урока: - Мы должны узнать: - Мы должны научиться: | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, подходят к выводу, что им необходимо знать. -жесткий диск - нет, не всегда; - количественные параметры файла; - затрудняются ответить; - «Оценка количественных параметров текстового документа» -какие параметры текстового документа необходимо учитывать при его создании? - оценивать эти параметры. | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы учащихся |
3 | Изучение нового материала 15 минут | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их | Познавательные: - извлекать необходимую информацию из прослушанного, увиденного и прочитанного; -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации; - решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: -владение монологической и диалогической речью; -вступать в диалог , с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы. | - Узнай об оценке количественных параметров текстового документа. Презентация «Оценка количественных параметров текстовых документов» | Слушают учителя, работают с текстом, выделяют главное. рассматривают слайды презентации, с Просмотр презентации, видео и делают краткий конспект. -К количественным параметрам текстового документа относятся количество символов(K), информационный вес одного символа(i), способ кодирования символов с помощью кодировочных таблиц, число кодовых комбинаций (N=2i) и информационный объем (I=K*i). Широко используемые таблицы кодировок ASCII(256 с.по 8 бит) и Unicode( 65 536 c. по 16 бит). | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя |
4 | Физминутка. | | | Учитель показывает движения физкульминутки | Просмотр видеоролика с физкульминуткой | Учащиеся научатся снимать напряжение для дальнейшей работы | Словесное поощрение учителя |
5 | Закрепление изученного материала | | Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного теоретического материала | Учащиеся выполняют задания на листах (3 минуты), затем учитель выводит на экран правильные ответы и ребята проверяют правильность выполнения, оценивают себя, выявляют, что усвоено, что не усвоено. | Учащиеся отвечают на задания на листках, затем меняются с соседом по парте и проводят взаимопроверку | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | |
6 | Работа с учебником | Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного теоретического материала | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование навыков грамотного письма. - формирования навыков практического применения имеющихся знаний | Как устроена таблица кодировки ASCII? | Учебник. с. 179 Читают, отвечают на вопросы | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | |
7 | Практическая часть | Выполни вместе с учителем Выполни самостоятельно Выполни с помощью компьютера | РТ. № 221(I= K* I = 25 * 80 * 1 байт =2000 байт) № 226( b= I/K = (14 400 * 8) / (3 * 40* 60)=16 бит N=2b = 256) РТ. № 207(ENTER; PAINT; BACKSPACE; END; HOME; WORD; FOOTBALL) РТ. № 212 | |
8 | Подведение итогов уроков | Подвести итог проделанной работы на уроке | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений | Благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке | Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на данной уроке. Они рассказывают | Результат взаимодействия: осознание пользы от урока | |
9 | Рефлексия | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности | Для того чтобы оценить свою деятельность, поставьте соответствующие баллы в своём листе самооценки. Обязательно проговорить критерии оценивания, можно прописать их в листе самооценки, обратив на них внимание перед процедурой оценивания. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. | Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок | | Заполнение листа самооценки. Оценка учителя |
10 | Домашнее задание | §. 4.6, РТ. № 208, № 211, Интерактивные тесты Онлайн тест «Оценка количественных параметров текстовых документов». Вариант 1 Онлайн тест «Оценка количественных параметров текстовых документов». Вариант 2 | | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | | |
Источники:
1. https://easyen.ru/load/informatika/7_klass
2. http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php
3. https://multiurok.ru/files/otsenka-kolichestvennykh-parametrov-tekstovykh-d-2.html?login=ok
4. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 7 класс». Бином. 2014.
5. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 7 класс.