ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | физика | Класс | 7 |
Тема урока | «Физика и техника» раздела «Введение» |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
УМК | Перышкин А.В. Физика 7 кл. : учебник/А.В.Пёрышкин. - М.: Дрофа, 2017 – 224с. -Марон А.Е., Марон Е.А.Физика. Дидактические материалы. А.Е.Марон, Е.А. Марон. Физика. 7 класс, |
Оборудование | Презентация |
Цель урока | показать роль физики в развитии научно-технического прогресса. |
задачи урока: |
- сформировать у учащихся представление о взаимосвязи науки и техник; - формировать навык учебного труда; - создать условия для развития познавательной активности и показать значение физики в жизнедеятельности человека. |
Планируемые результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Раскрытие понятия фундаментального ядра содержания предметной дисциплины: формирование общей картины мира и влияния научных открытий на качество жизни человечества, гордости за | Познавательные УУД: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умений перерабатывать информацию, использовать символические формы информации. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать познавательную цель, составлять план и последовательность действий его выполнения. Коммуникативные УУД: умение работать в группе, получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении. Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам; устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | осознание важности изучения физики; формирование познавательного интереса к естественной науке, умение осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда; - развитие коммуникативности личности - в познавательной сфере: умение управлять своей познавательной деятельностью. |
Метапредметные связи: | математика, литература |
Технологии | личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающей технологии. |
Формы взаимодействия: | фронтальная, групповая, парная |
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя учащихся | Готовность рабочего места Приветствие учителя Личностные: мотивировать свои действия; готовность к восприятию; проявлять внимательность; желание больше узнать. Результат сотрудничества: создание благоприятной обстановки. |
Актуализация знаний (закрепление пройденного материала) | Открыли тетради, записали число. Перенесите таблицу к себе в тетрадь. И заполните. Учащиеся отгадывают загадки и заполняют таблицу Задание 1. Физическое тело | вещество | Физическое явление | | | | 1. Я в Москве, он в Ленинграде В разных комнатах сидим. Далеко, а будто рядом Разговариваем с ним. (Телефон) 2. Оно к магниту и магнит к нему прилипнуть норовит. (Железо) 3. Чудо-птица, алый хвост, Полетела в стаю звезд. (Ракета) 4. Колоколам такой металл звон отличительный придал. (Медь) 5. Две сестры качались, Правды добивались. А когда добились, То остановились. (Весы) 6. Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (молния) 7. Из него старинные монеты, вилки, ложки, серьги и браслеты после чистки ярко заблестят, как фольга, в которой шоколад. (Серебро) 8. Белый, а не сахар Мягкий, а не вата, Без ног, а идет (снег) 9. С неба пришел, в землю ушел. (дождь) Критерии оценивания: (взаимопроверка) 9. – «5»; 8 – «4»; 7 – 5 – «3» Задание 2 Задание 4.4; 4.5; 4.10; 5.2 оцениваются каждое по 3балла (самопроверка) | Таблицу переносят в тетрадь и заполняют. Взаимопроверка |
2.Мотивационный этап | Прослушайте стихотворение Я еще не устал удивляться чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам Ребята, какое отношение к названным техническим чудесам имеет физика? Совместно с учащимися обобщают данные варианты Запишите тему урока в тетрадь | Слушают строки стихотворения, размышляют. Личностные: умение определять и формулировать тему урока, ставить цель урока, определять учебные задачи, планировать действия по их выполнению. Высказывают свои версии Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадь |
3.Этап изучение нового материала | С развитием науки в технике за последние десятилетия произошли грандиозные изменения. То, что раньше считалось научной фантастикой, сейчас является реальностью. Викторина: «И сказка стала былью» Эпизод из сказки | Современный прибор | Ну ладно же! — завопил Людоед. - Вы за это поплатитесь, негодные мальчишки! Эй, жена! Подать мне мои сапоги-скороходы! | Первый складной велосипед | Горшочек с кашей | Мультиварка | Людоед пустился в погоню. Он шагал с одной горки на другую, перепрыгивал через реки, как через ручейки. | Первый автомобиль Карла Бенца | А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется – баба-яга гонится, и уж совсем близко. | глава подразделения мобильной связи Motorola Мартин Купер | Ступа Бабы Яги | вертолёт | Скатерть-самобранка | Микроволновка Американский инженер П. Б. Спенсер Первые холодильники были построены швейцарским изобретателем Карлом Линдом в 1874 году | Яблочко на золотой тарелочке | Телевизор «17ТН-1/3», СССР, 1939 г | огниво | зажигалка | ковёр-самолёт | самолёт | Критерии оценивания: (взаимопроверка) 9 – «5»; 8-7 – «4»; 6 – 5 – «3» | Викторина: «И сказка стала былью» Называют техническое устройство, реализовавшее сказочную мечту. Знакомятся с некоторыми изобретателями и учёными по фотографиям на слайдах презентации и выборочного чтения материала учебника ( § 6 ) В процессе совместной эвристической беседы, дети размещают картинки технических устройств на ленте времени, размещенной на доске. Высказывают мнения. |
Физкульт минутка Способы организации переключения внимания учащихся | Показывает элементы упражнений Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали, Мальчики потопали, Девочки похлопали. Вместе дружно повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем, Открываем, поморгаем, И работать продолжаем | Совместно с учителем под стихотворение выполняют зарядку |
| | |
4.Этап изучение нового материала | Скажите пожалуйста: «Благодаря чему мы можем сегодня смотреть телевизор, разговаривать по телефону?» Правильно. Открытия, сделанные в науке, есть результат упорного труда многих ученых разных стран. Рассмотрим некоторые этапы развития физики. Слово предоставляется…….. | Благодаря научным открытиям Презентация «Этапы развития физики) |
5. Этап обобщения и закрепления нового материала. Динамическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме. | Здесь названы лишь основные этапы развития физики и перечислены немногие из выдающихся людей науки, сделавших важные открытия, благодаря которым развивалась эта наука. Вопросы: 1. Какое значение имеет физика для техники? Покажите это на примерах. 2. Каких учёных вы знаете? Какие открытия ими были сделаны? 3. Какие естественные науки вам известны? Что они изучают? | Отвечают на поставленные вопросы |
6. Рефлексия | «Стихотворение» Урок полезен, всё понятно, Лишь кое-что чуть-чуть неясно, Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! Подводят итоги урока | Учащиеся подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. |
7.Домашнее задание | пар. 6 стр. 15, творческое задание (по выбору учащегося): Используя портал H-cosmos.ru, проведите исследование по теме «Начало космической эры и роль учёных нашей страны в изучении Вселенной» Выполненную работу оформите как презентацию. ИЛИ 2. Используя Интернет, подготовьте сравнительную таблицу «Покорители космоса XX—XXI вв.» (длительность полёта, число космонавтов, стран). | Записывают домашнюю работу. |