2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 3-5 минут | Вспомните, какую величину называют давлением? Какие свойства газов отличают их от твёрдых тел и жидкостей? Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул? Ребята, отгадайте загадку: Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет? У: Верно. Это атмосфера Земли. Ребята, а какую общую тему мы с вами изучаем сейчас? Учащийся: Мы изучаем тему «Давление». У: Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Учащийся: «Атмосферное давление.» У. корректирует: «Вес воздуха. Атмосферное давление.» | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Подводящий диалог | Ученики отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. Формулируют определение. Записывают тему урока | Регулятивные: · принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: · извлекают необходимую информацию из прослушенных высказываний учителя, одноклассников, умение строить логическую цепь размышлений. Коммуникативные: · выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог. |
3. Постановка учебной задачи - 4-5 минут | У: А сейчас постараемся определить для себя круг вопросов, на которые мы с вами должны найти ответы в течение урока. Что мы не знаем про атмосферное давление? Учащиеся предлагают формулировки вопросов, учитель с помощью магнитов прикрепляет на доске следующие вопросы: 1. Обладает ли воздух весом? 2. Что такое атмосфера? 3. Что такое атмосферное давление? 4. Где работает атмосферное давление? Ребята, а какова же будет цель урока? -Найти ответы на поставленные вопросы. - Давайте двигаться в достижении этих целей. | обсуждение затруднения «Чего мы ещё не знаем?» | Отсроченная догадка | Выделение существенной информации из слов учителя. Выделение проблемы и путей ее решения | Регулятивные: · принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: · извлекают необходимую информацию из прослушенных высказываний учителя, одноклассников, умение строить логическую цепь размышлений. Коммуникативные: · выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог. |
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 8-10 минут | Из курса географии вспомните: что такое атмосфера? Из чего она состоит? (21% кислорода, 78% азота, 1% другие газы). Атмосфера, как показали наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров. Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Плотность атмосферы с высотой уменьшается. У всех ли планет Солнечной системы есть атмосфера? У всех, кроме Меркурия, но составы отличаются от земной атмосферы. Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения? (она бы улетела). - А почему атмосфера «не оседает» на поверхность Земли? (Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно) Мы находимся на глубине воздушного океана. Как вы думаете, атмосфера давит на нас? (-Да) Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям. Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению (ученики высказывают свои мнения). Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.(Записать в тетрадь) Учитель создаёт проблемную ситуацию. - Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? -Может воздух не имеет веса? -Как это проверить? Предложите способ определения веса воздуха при помощи весов и надувного шарика. Так почему же нас не раздавливает вся толща воздуха, мы даже не ощущаем атмосферного давления? Опыт. Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга. Посмотрите на высказывание Фламмариона. Давление жидкостей, заполняющих сосуды тела, давление воздуха в легких уравновешивают внешнее атмосферное давление. О том кто и как доказал существование атмосферного давления, вы узнаете из текста: Много и плодотворно изучением атмосферного давления занимался немецкий физик Отто фон Герике. В 1654 г. Отто фон Герике поставил опыт, который доказал существование атмосферного давления. Для опыта подготовили два металлических полушария, одно с трубкой для откачивания воздуха. Их сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском. С помощью насоса откачали воздух из полости, образовавшейся между полушариями. На каждом из полушарий имелось прочное железное кольцо. Восемь пар лошадей, впряженных в эти кольца, потянули в разные стороны, пытаясь разъединить полушария, но это им не удалось. Когда внутрь полушарий впустили воздух, они распались без внешнего усилия. Вопросы: 1. Что вы узнали из текста? 2. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе коней? Подобный опыт мы можем продемонстрировать сейчас. Опыт со стеклянным колпаком, из под которого выкачивают воздух. Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Образуйте группы по 4 человека. На столах у вас есть оборудование. Выполните предлагаемые задания и ответьте на вопросы, обсудите ответ в группе. Задания. 1. Наберите воду в пипетку. Подумайте, зачем, перед тем как опустить пипетку в воду, мы сжимаем резиновый наконечник? 2. Наберите воду в шприц. Почему вода поднимается за поршнем шприца? 3. Стеклянной трубкой можно брать пробы различных жидкостей. Продемонстрируйте, как это сделать. Почему вода не выливается из трубки, когда верхнее отверстие закрыто пальцем? 4. Прикрепите присоску к горизонтальной поверхности. Объясните, почему она держится на поверхности. 5. Если налить в стакан воды, закрыть листом бумаги и поддерживая лист рукой, перевернуть стакан вверх дном, убрать руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. (Посмотрите рис. 133 на стр. 131) Объясните, почему? 1 ученик от группы отвечает на один из вопросов. Вы на опытах увидели работу атмосферного давления. Сформулируем правило: жидкость движется из зоны большего давления в зону меньшего давления. | Изучение нового материала. | Прблемная ситуация | Учащиеся формулируют определение: Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой (от греч. атмос — пар, воздух и сфера — шар). Отвечают на вопросы. Формулируют определение. Ученики высказывают свое мнение, проверяем с помощью электронных весов. Проводят опыт с листом бумаги Читают текст, отвечают на вопросы. Разбиваются на группы, выполняют задания из инструктивной карточки, обсуждают, формулируют ответ, договариваются, кто отвечает. Выступающие выставляют себе баллы в листы самоконтроля. | Регулятивные: Организация рабочего места, принятие учебной цели, планирование выполнения задания. Познавательные: Извлечение необходимой информации из источников, моделирование; анализируют эксперименты, делают выводы. Анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в групповом обсуждении проблемы формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебноисследовательской, творческой видов деятельности, вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания |
5. Первичное закрепление - 4-5 минут | А вы знаете, что именно атмосферное давление помогает нам дышать! И не только здесь работает атмосферное давление. Сейчас поработаем с текстами в парах. А потом послушаем желающих рассказать классу принцип работы некоторых органов человека и других животных, действующих за счет атмосферного давления. Работа в парах. Ученики получили карточки №1 с одним из текстов, после 2-3 минут рассказывают о том, что узнали из текста. Текст 1. Как мы дышим. Легкие расположены в грудной клетке. При вдохе объем грудной клетки увеличивается, за счет мышечного усилия, давление в легких уменьшается, становится меньше атмосферного (рис. б). И воздух через воздухоносные пути устремляется в легкие. При выдохе объем грудной клетки уменьшается (рис. в), что вызывает уменьшение объема легких. Давление воздуха в них увеличивается и становится выше атмосферного, и воздух из легких устремляется в окружающую среду. Текст 2.Как мы пьём. Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Наружное атмосферное давление становится выше внутреннего. И под его действием жидкость устремляется в рот. Текст 3. Почему мухи ходят по потолку. Мухи поднимаются вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливают по потолку. Как это им удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Как же действуют эти присоски? В них создается разряжённое воздушное пространство, и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она «прилипла». | Применение нового знания для объянения различных явлений. Чтение текста, выделение существенной информации | Проговаривание нового знания, запись опорного сигнала. | Работают в парах,анализируют текст, выступают перед одноклассниками. Выступающие выставляют себе баллы в листы самоконтроля. | Регулятивные: Организация рабочего места, принятие учебной цели, планирование выполнения задания. Познавательные: умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; развивают операции мышления; анализируют эксперименты, делают выводы. Анализ, сравнение, обобщение, систематизация. Коммуникативные: формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебноисследовательской, творческой видах деятельности, вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания. Умение работать в группах. Смысловое чтение. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 2-3 минуты. | Выполним индивидуальную работу, чтобы проверить, как вы усвоили изучаемый материал. Задание на карточке №2. Восстановите предложения, заполнив пропуски. 1. Вокруг Земли существует ___________________, которая удерживается благодаря _________________________________. 2. Воздух обладает ________ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела. 3. С увеличением высоты плотность воздуха ____________________ и атмосферное давление (1. Вокруг Земли существует атмосфера, которая удерживается благодаря силе притяжения. 2. Воздух обладает весом и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела. 3. С увеличением высоты плотность воздуха уменьшается и атмосферное давление уменьшается.) . | Проверка усвоения изученного материала | Сверка с образцом | Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания). Самоконтроль, самопроверка. За правильно выполненные задания выставляют баллы в листы самоконтроля | Регулятивные: ставят для себя цель - выполнить самопроверку, реализуя самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценивают свою работу Познавательные: анализируют, сравнивают, и обобщают изученные понятия; развивают операции мышления. Коммуникативные: формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебноисследовательской, творческой видах деятельности, вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания. |
7. Подведение итогов. | Скажите, смогли вы ответить на все поставленные в начале урока вопросы? Посмотрим на доску. Кратко повторяем ответы на вопросы, сформулированные в начале урока и записанные на доске. | соотнести полученный результат с намеченной целью урока и дать оценку успешности её достижения | Вопросник | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Регулятивные: ставят для себя цель - выполнить самопроверку, реализуя самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценивают свою работу Познавательные: анализируют, сравнивают, и обобщают изученные понятия; развивают операции мышления. Коммуникативные: формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебноисследовательской, творческой видах деятельности, вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания. |