СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики на тему «Строение солнечной системы». Тип урока: освоение нового знания, приобретение новых умений. Комбинированный урок-игра с использованием технологии веб-квест.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики на тему «Строение солнечной системы». Тип урока: освоение нового знания, приобретение новых умений. Комбинированный урок-игра с использованием технологии веб-квест. Цель урока: анализировать информацию о строении солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики на тему «Строение солнечной системы». Тип урока: освоение нового знания, приобретение новых умений. Комбинированный урок-игра с использованием технологии веб-квест.»

Технологическая карта урока физики.

Дата:

Предмет: физика

Класс: 9

Учитель: Васильева Елена Дмитриевна

УМК: «Физика 9 класс», Пёрышки А.В., М.:Дрофа, 2015. 3 ч.

Тип урока: освоение нового знания, приобретение новых умений. Комбинированный урок-игра с использованием технологии веб-квест.

Тема урока: «Строение солнечной системы».

Оборудование: плакат «Строение солнечной системы», мобильный компьютерный класс, организация мест для работы в группах, экран, проектор, презентация. Бумажные модели планет и магниты.

Цель урока: анализировать информацию о строении солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы.

Формы организации познавательной деятельности

фронтальная;

работа в группе;

индивидуальная.

Здоровье сберегающие технологии:

профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Межпредметные связи:

физика, астрономия, история, информатика.

Планируемые результаты

Предметные

- формирование понятия о планетах, астероидах, метеорах, метеоритах, кометах;

- усвоение представления о строении солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы;

- формирование целостной научной картины мира.

Метапредметные

Регулятивные

- овладение способностью формулировать цель и задачи занятия, составлять индивидуальный план действий, подводить итог занятия, анализировать индивидуальные достижения

- формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные

- формирование навыков планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- формирование навыков работы в группе в соответствии с нормами общения, взаимопонимания, правилами поведения и этикета.

- формирование навыков умения слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные

- выделять необходимую информацию; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; овладевать при поддержке учителя учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями.

Личностные

- формирование навыков умения работать в коллективе и готовности к сотрудничеству;

- формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся.

Ресурсы:

- ноутбук с презентацией: веб-квеста на каждой парте, экран, проектор.


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Формируемые УУД

Организационно-мотивационный этап урока

I.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

-создание психологической комфортности;

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учеников.

- Ребята! Задумывались ли вы, что скрывается там, за «скорлупой» неба?

- Легко ли познать окружающий нас мир, Вселенную?

- Какая наука изучает Вселенную, Солнечную систему?

- Какие объекты входят в Солнечную систему?

Сегодня на уроке мы поговорим о познании Вселенной.

Здороваются с учителем, садятся по группам. Настраиваются на учебную деятельность.


Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Звезды.

Нет!

Астрономия.

Планеты, кометы, метеориты.






Личностные

(действия смыслообразования, учебно-познавательный интерес): развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные

Уметь слушать учителя и адекватно реагировать на его речевую деятельность.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

II.Постановка темы и формулировка учебно-познавательной задачи.

(2 мин)

-определение темы и задач урока

-создание игровой ситуации



Давайте вместе сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадь. (слайд 1)

- Как вы думаете какие задачи мы сможем сегодня решить.

Узнать…

Научиться…

Веб-квест поможет найти и проанализировать техническую информацию в различных источниках. Сделать обобщающие выводы.

Итогом работы будут ваши устные ответы и записи в тетрадях.

УДАЧИ!

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.


Тему урока записывают в тетрадь.

Формулируют цели учебной задачи.


Понимают, что сейчас начнется игра или состязание.

Регулятивные

(действия целеполагания)

Расшифровать и формулировать учебную тему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные

Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

Умение работать в группе, учитывать разные мнения

III. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

(3 мин)

-создание игровой ситуации



Выберите себе одну из предложенных ролей.

Выбрав роль, изучите вопрос, на который вам предстоит ответить.
Исследуйте информационные ресурсы по своей роли. Подготовьте устное сообщение (можно пользоваться записями).

После того, как все завершат веб-квест, мы обменяемся полученной информацией, обсудим результаты вашей работы.

Проводит инструктаж выполнения веб-квеста.

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

Регулятивные

(действия целеполагания)

Определять цель своей деятельности на данном этапе урока.

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные

Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

Умение работать в группе, учитывать разные мнения.

Основной этап урока

IV. Изучение нового материала.

(14 мин)

Изучение заданий, выбор героя, поиск информации, анализ информации, выделение главных моментов, оформление;




















РОЛИ: (слайд 2)

  1. Астроном – исследователь по планетам земного типа.

http://diplomba.ru/work/132921

  1. Астроном – исследователь по планетам- гигантам.

https://vuzlit.ru/446668/obschaya_harakteristika_planet_gigantov

  1. Астроном –путешественник.

http://geography-ege.ru/asteroidy-komety-meteory-meteority

  1. Астроном историк.

https://lektsii.org/6-35668.html

ЗАДАНИЯ

  1. Задание: прочитать статью и выделить 3-5 главных свойства, по которым группируют планеты земного типа. Выписать в рабочую тетрадь.

  2. Задание: прочитать статью и выделить 3-5 главных свойства, по которым группируют планеты- гиганты. Выписать в рабочую тетрадь.

  3. Задание: прочитать статью и сформулировать определения астероида, кометы, метеора и метеорита, выделить из текста интересные факты. Выписать в рабочую тетрадь.

  4. Задание: выяснить какой вклад в развитие астрономии внесли: Н.Коперник, И.Кеплер, И.Ньютон. Выписать в рабочую тетрадь.

Работают в микро группах. Выявляют причинно-следственные связи в учебном материале. Представляют результаты работы

письменный отчет.

  1. Планеты земной группы. Планеты, движутся внутри пояса астероидов (Меркурий, Венера, Земля и Марс), принадлежат к земной группе, так как имеют много общего. Все эти планеты, небольшие по размерам и массе (самая крупная из них — Земля). Они имеют твердую поверхность, сравнительно высокую среднюю плотность, близкую к плотности Земли (5,5 г/см3), и обладают атмосферами (кроме Меркурия). Планеты земной группы состоят из тяжелых химических элементов.

  2. Планеты-гиганты. Планеты, движущиеся за кольцом астероидов, образуют группу планет-гигантов, возглавляемую Юпитером — самой крупной и массивной планетой Солнечной системы. Его диаметр в 11 раз превышает диаметр Земли и составляет 142 800 км. К этой группе относятся также Сатурн, Уран и Нептун. Общие свойства: планеты-гиганты обладают значительными размерами, малой средней плотностью, быстрым вращением, протяженными гелиево-водородными атмосферами с небольшим содержанием аммиака и метана и, по-видимому, не имеют твердой поверхности. Планеты-гиганты состоят из легких химических элементов, в основном водорода и гелия. Планеты-гиганты окружены кольцами, состоящими из мелких твердых частиц. Вокруг планет-гигантов обращаются десятки спутников.

  3. Астероид – малая планета; “звездообразный” объект. В ночь на 1 января 1801 года сицилийский астроном Джузеппе Пиацци случайно обнаружил звёздный объект, координаты которого заметно менялись от ночи к ночи. Так была открыта первая из большого числа малых планет – Церера. Диаметр Цереры – 770 км. Сегодня уже известно около 1800 астероидов, орбиты которых хорошо изучены, некоторые из них имеют орбиты, пересекающие орбиту Земли. Размеры большинства других не превышают 5 – 10 км.

Кометы. Эти небесные светила получили свое название от греческого слова кометас — хвостатая, или косматая, звезда. Прилетают они в основном из пояса Койпера или облака Оорта. Яркие кометы появляются сравнительно редко, в среднем одна комета за 10—15 лет. Слабые же по блеску кометы появляются часто. Под действием притяжения Солнца кометы, как и планеты, обращаются вокруг него по вытянутым эллиптическим орбитам.

Метеором – называется световое явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при вторжении в земную атмосферу частиц – метеорного тела из межпланетного пространства. Помимо пыли, в межпланетном пространстве движется множество твердых тел размерами от сантиметров до десятков метров. При падении на Землю они получают название метеоритов.

  1. В средине XVI века польским астрономом Николаем Коперником была раскрыта общая структура строения Солнечной системы. Он опровергнул представление того, что Земля – это центр Вселенной и обосновал движение планет вокруг Солнца. Модель Солнечной системы получила название гелиоцентрическая.

В XVII веке Кеплер открыл законы движения планет. Ньютон сформулировал закон всемирного притяжения. Но только после того, как Галилей в 1609 году изобрел телескоп, стало возможным изучение физических характеристик космических тел, входящих в состав Солнечной системы.

Познавательные

Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, анализ и сравнение информации для поиска правильного ответа.

Коммуникативные

(сотрудничество с одноклассниками)

Умение работать с партнёрами, учитывать разные мнения. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи членов коллектива.

Личностные

Определять значимость полученных на уроке знаний для себя.

Регулятивные

Умения самостоятельно осуществлять выбор заданий, начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент.


V.

Представление результатов.

Устные выступления каждой группы. (12-14 мин)

- Приглашаю одного представителя от каждой группы озвучить результаты вашей работы. У каждого есть 3-4 минуты, чтобы ознакомить нас с информацией.


Четыре учащихся из разных игровых групп по желанию выходят к доске и озвучивают результаты своей работы.


Выступающие после творческого представления проводят самооценку, т.е. как поработала группа.



Познавательные

применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Коммуникативные

(сотрудничество с одноклассниками)

Умение работать в партнёрами, учитывать разные мнения. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи членов коллектива.

Личностные

Определять значимость полученных на уроке знаний для себя. Формирование ценностных отношений друг к другу, авторам открытий, результатам обучения.

VI. Практическая работа.

(5-7 мин). Закрепление нового материала.


С помощью бумажных моделей планет предлагает расставить объекты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца.

- Зарисуйте в тетрадь строение Солнечной системы, подпишите название каждой планеты. Перечислите отличительные особенности планет земного типа и планет газовых- гигантов.


Один ученик (по желанию) выполняет на доске задание с помощью моделей и магнитов.


Рисуют в тетрадях строение Солнечной системы, самостоятельно подписывают название каждой планеты, записывают отличительные особенности планет земного типа и планет газовых- гигантов.







Познавательные: Самостоятельно применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни,

выделять необходимую информацию.

Регулятивные

Находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Решать физические задачи на применение полученных знаний.

Коммуникативные

Управлять своим поведени­ем. Оформлять свои мысли в письменной форме.

Личностные

Определять значимость полученных на уроке знаний для себя.

III.Завершающий этап урока

VII. Итог урока.

Рефлексия

(2 мин)

-обобщение учебной деятельности на уроке

(Слайд 13)

И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.

- Мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, и понравилось ли вам та работа, которым мы с вами сегодня занимались.

Нарисуй настроение:

Своей работой на уроке доволен, чувствовал себя комфортно, настроение после урока хорошее

Своей работой на уроке недоволен, чувствовал себя не совсем комфортно, настроение после урока плохое

Состояние на уроке безразличное, урок никак не изменил моего эмоционального состояния и настроения.

Обучающие оценивают результаты своей учебной деятельности на уроке, выявляют наиболее интересную информацию по теме.

Рисуют настроение.

Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать вывод.

Регулятивные

Оценивание учебной деятельности своих одноклассников и своей деятельности

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в письменной форме. Осознавать свои действия. Владеть вербальными и невербальными средствами общения.

VIII.Домашнее задание

(1 мин)

-организовать выполнение домашнего задания

Объясняет домашнее задание: параграф 63, вопросы устно стр 272; по желанию: составить мини-презентацию или сообщение по одной из тем: «Загадки Марса», «Гипотезы возникновения Луны», «Комета Галлея».

Прощается с учениками.

-Спасибо за урок!

Выбирают задание по силам. Задают вопросы.

Коммуникативные

Обращаться за помощью, объяснять свои затруднения

Познавательные

Осуществлять анализ информации.

Используемая литература:

  1. http://gim5megion.ru/upload/iblock/fa0/veb_kvest.pdf «Образовательные квест-проекты, как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся»


Критерии оценки работ учащихся. Оценка «5» - 12 – 11. Оценка «4» - 10 – 7. Оценка «3» - 6 – 4.



3 балла

2 балла

1 балл

Понимание задания

Точное понимание задания

В работу включены не только необходимые материалы, но и не имеющие отношения к ней.

Работа основана на материалах, не имеющих отношения к теме; отсутствует анализ и оценка работы.

Выполнение задания

Материалы подобраны верно; выводы аргументированы. Практическая работа выполнена полностью.

Прослеживается неточность информации или не по теме. Практическая работа выполнена полностью.

Информация только частично имеет отношение к теме; незаконченность ответов. Практическая работа выполнена частично.

Результат работы

Информация точна и отредактирована. Уверенное представление материала. Практическая работа выполнена правильно, написаны формулы.

Информация точна и отредактирована. Недостаточно уверенное представление материала. Стандартная работа. Практическая работа выполнена правильно, нет формул.

Материал непривлекателен, неточен. Слабое представление материала. Практическая работа не выполнена или не полностью и без формул.

Творческий подход

Работа в своем роде оригинальна. Использованы различные подходы в достижении цели. Выражена личная точка зрения.

Работа основана на одной точке зрения. Выражена личная точка зрения.

Информация просто скопирована из предложенного источника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!