СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме : "Сообщающиеся сосуды". Урок - путешествие.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды".»

Этап

урока


№ слайда

Приёмы и методы


  1. Организационный этап. Активизация знаний.


Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Викторовна , сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие.

К нам случайно попала старинная карта(обращаюсь к карте). Но, оказывается, чтобы ею пользоваться, нужно знать о некоторых исторических событиях, хорошо выучить, основные физические понятия, формулы и уметь применять их на практике. Вы подготовились ко всем испытаниям, и сегодня мы с вами отправляемся на поиски клада, в опасное и трудное морское путешествие.

Но прежде надо уяснить правила поведения во время нашего путешествия

Слушайте меня внимательно, на вопросы отвечайте, всё подмечайте, ничего не забывайте.

Разделиться на команды по 4 человека

2. Повторение (карта старинная)


Вот карта островов. Когда-то

Фрегаты одного пирата

Сюда пристали ночевать,

Чтоб клад огромный закопать.

Тайник надёжно скрыт от глаз, но пожелтевшая тетрадка

Хранит загадочный наказ.

Прочти и разберись в загадке:

По «Бухте величин» шагая,

Все единицы вспоминая,

Ты каждую соедини

С её обозначеньем стрелкой-

И добирайся без сомнений

Д о «Бухты физопределений»



Таблица №1
















(Учащиеся от каждой группы выходят к таблице и ставят стрелки от единиц измерений к буквам, обозначающим эти величины.)



Опрос ( работа в группах)


Занимай места , команда!

К новой бухте мы спешим.

Там с тобой определенья

По давленью повторим.


Качественные задачи с переходом в определения

    1. Что нужно знать для того , чтобы определить давление человека на пол? ( площадь ступней и массу человека)

Вопрос : Что такое давление?

(Давление- это физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности)

2) ( рисунок) При выстреле из мелкокалиберной винтовки сырое яйцо разбивается пулей вдребезги. Почему? При помощи какого закона можно объяснить этот опыт? ( т.к. давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям)

Вопрос: В чем заключается закон Паскаля? (жидкости и газы передают оказываемое на них давление по всем направлениям одинаково)

    1. (рисунок, слайд) В аквариум , разделённый на три отсека, налита вода. Что вы можете сказать о величине давления и силах давления на дно сосуда во всех отсеках? Как называется такое давление?(Давление на дно сосуда во всех трёх отсеках одинаково , т. к. высоты столбов одинаковы. Это гидростатическое давление)

    2. (рисунок , слайд) ( на столе у каждого учащегося таблица плотностей в учебнике на странице 51 ) На столе стоят 2 сосуда одинаковой формы ,в одном из них находится вода, а в другом керосин. Объёмы жидкостей одинаковы.

Вопрос: Какие из жидкостей оказывают меньшее давление на дно сосудов?

(керосин, т. к. его плотность меньше, а гидростатическое давление зависит от высоты столба и плотности налитой жидкости)



У каждого из вас на столах лежат карточки с формулами , помимо ответа на свои вопросы вы находите формулы которые описывают те или иные явления и после правильного ответа поднимаете нужную карточку.

( слайды)




3. Объяснение нового материала

Тема урока : Сообщающиеся сосуды ( записать в тетради , пока пишут я говорю )


Чтобы нам продолжить путь,

Надо знанья почерпнуть.

Мы тетради открываем

И сосуды изучаем.

А сосуды эти внизу сообщаются,

Опыты прекрасные

С ними получаются.



Дем.№1 У меня в руках два сосуда, соединённые между собой резиновой трубкой. Такие сосуды называют сообщающимися


Определение: Сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися. (записать в тетради)


Дем №2 Лейка, чайник, кофейник – примеры сообщающихся сосудов (показать чайник, прозрачный чайник). Из своего жизненного опыта вы знаете , что вода, налитая в чайник , стоит всегда в резервуаре чайника и в носике чайника на одном уровне.

- Ребята , а как вы думаете

Какой сообщающийся сосуд самый большой в мире?( проблемный вопрос)

- Пока вы затрудняетесь ещё ответить на этот вопрос , но я надеюсь , что в конце нашего урока вы сможете найти ответ на него


Фронтальная лабораторная работа


-А теперь мы с вами проделаем простые опыты с сообщающимися сосудами.

Опыт №1 (учащиеся выполняют)

На столах стоят штативы с закреплёнными на них сообщающимися сосудами в которые налита вода и с зажимом посередине соединяющей их трубки.

-Что вы можете сказать об уровне воды в сосудах?(одинаков)


-А сейчас проделайте ещё один эксперимент. Одну трубку оставьте на месте , а другую немного поднимите вверх.

-Что теперь видите? ( уровень жидкости в обеих сосудах одинаков)


-И снова эксперимент!

-Разведите трубки в разные стороны.

_Что видите? (уровень опять одинаков)



-Таким образом , мы можем сформулировать закон сообщающихся сосудов:

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на (одном уровне)- уч. договаривают закон.

-Докажем этот закон.

:

-Жидкость покоится, значит давление её в обоих сосудах на любом уровне одинаковы. Жидкость в обоих сосудах одна и та же, т. е. имеет одинаковую плотность, следовательно, должны быть одинаковы и её высоты. Когда мы поднимаем один сосуд или подливаем в него жидкость, то давление в нем увеличивается и жидкость перемещается в другой сосуд до тех пор пока давления не станут одинаковыми.








( Посмотрите в учебник настр. 93 .Совпадают ли ваши наблюдения с рисунком 107. Сравните.)


-Если в сообщающиеся сосуды налиты разнородные жидкости, как вы думаете уровни поверхности жидкостей будут одинаковы или нет ? Почему ?

Дем №3

Доливаю в одно колено масло подсолнечное. Уровни разные.(дать возможность детям объяснить опыт)

Объяснение :

Давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плотности жидкостей различны, поэтому высоты столбов этих жидкостей будут различны.

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Правила которые надо запомнить:

      1. Высоты столбов в сосудах с разнородной жидкостью отсчитываются от границы раздела жидкостей .

      2. Для решения задач о сообщающихся сосудах необходимо знать условие равновесия жидкостей р12

Док-во:








  1. Первичное закрепление нового материала


( Работа в группах . по 4 человека. Какая группа даст быстрый и правильный ответ )


Просмотр слайдов .

_ Ребята посмотрите внимательно на экран и постарайтесь дать верные ответы


Задача №1

  • В сообщающиеся сосуды с краном налита вода. Где давление воды на дно больше, если кран закрыт? Что произойдёт, если кран открыть?

Давление на дно больше в узком сосуде , т.

к. оно зависит от высоты столба жидкости






( Получите жетон)





Задача №2



  • Какая из двух жидкостей имеет большую плотность и почему?



Плотности равны, т. к. высоты столбов равны

- Совершенно верно (Получите жетон)




Задача№3


  • Кофейники равны по объёму. В какой кофейник можно налить больше жидкости ?




В правый , т. к. у него выше расположен носик









- И снова в точку ! ( Получите жетон)



Задача №4









Перед вами карта мира. Теперь вы можете ответить какой сообщающийся сосуд самый большой в мире? ( Моря и океаны соединены проливами, поэтому вся водная система мира –это большой сообщающийся сосуд, кроме внутренних морей)




Экспериментальная задача


- Но на этом наши испытания не закончились. Н ас ждет новая задача


- Чтобы научиться быстро и легко решать задачи о сообщающихся сосудах любого уровня сложности, нужно запомнить алгоритм решения таких задач( на слайде написан алгоритм решения задач , каждому ученику раздаётся по листу с написанным алгоритмом)


_ Ребята, обратите внимание на следующий слайд

Алгоритм решения задач о сообщающихся сосудах

  1. Изобразите на рисунке сообщающиеся сосуды и жидкость в них.

  2. Выделите слой жидкости, о давлении на который говорится в условии, запишите его характеристики. Изобразите.

  3. Проведите горизонталь через выделенный слой. Отсчёт высоты столбов происходит от линии соприкосновения поверхностей двух жидкостей .

  4. Запишите условие равновесия жидкостей ( p1=p2 )

  5. Запишите кратко данные..

  6. Выведите формулу для расчёта искомой величины, проверив её правильность по единицам величин слева и справа от знака равенства.

  7. Выразите данные по условию величины в единицах СИ и проведите расчёт.





Экспериментальная задача


(на учительском столе находятся линейка и учебник , открытый на стр.51 с таблицами плотностей жидкостей)


Вот и суша впереди.

Кто смелее? Выходи!

И на острове чудесном

Смелый опыт проведи!



Определите неизвестное вещество, налитое

в сообщающийся сосуд, если известно, что

в левом колене вода.


Дано: СИ









  1. Итог урока:


Окончен на сегодня путь,

Пора немного отдохнуть.

Клад мы с вами раздобыли-

Сундук знаний получили!

(вынести сундучок )

Расстроены ребята? Нет?

Тогда для вас ларец конфет!

А теперь давайте выставим отметки каждому участнику путешествия за урок . По количеству жетонов.

Итог урока:

1) Какие сосуды называются сообщ.?

2)Как звучит закон сообщающихся сосудов?

3)Как ведёт себя разнородная жидкость в сообщ. сосудах?

4) Какой сообщ сосуд самый большой в мире?

Домашнее задание: Изготовить модель сообщ .сосудов.




-Ребята и в завершении нашего урока мы посмотрим презентацию о применении сообщ. сосудов в жизни людей.




8.Домашнее задание


Творческое

    1. Изготовить модель сообщающихся сосудов

    2. Найти (написать) стихотворение о воде.


9. Перед выходом находится пейзаж настроений . Отметьте галочкой какое настроение у вас сейчас ?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!