Организационный этап. Активизация знаний. Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Викторовна , сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие. К нам случайно попала старинная карта(обращаюсь к карте). Но, оказывается, чтобы ею пользоваться, нужно знать о некоторых исторических событиях, хорошо выучить, основные физические понятия, формулы и уметь применять их на практике. Вы подготовились ко всем испытаниям, и сегодня мы с вами отправляемся на поиски клада, в опасное и трудное морское путешествие. Но прежде надо уяснить правила поведения во время нашего путешествия Слушайте меня внимательно, на вопросы отвечайте, всё подмечайте, ничего не забывайте. Разделиться на команды по 4 человека 2. Повторение (карта старинная) Вот карта островов. Когда-то Фрегаты одного пирата Сюда пристали ночевать, Чтоб клад огромный закопать. Тайник надёжно скрыт от глаз, но пожелтевшая тетрадка Хранит загадочный наказ. Прочти и разберись в загадке: По «Бухте величин» шагая, Все единицы вспоминая, Ты каждую соедини С её обозначеньем стрелкой- И добирайся без сомнений Д о «Бухты физопределений» Таблица №1 (Учащиеся от каждой группы выходят к таблице и ставят стрелки от единиц измерений к буквам, обозначающим эти величины.) Опрос ( работа в группах) Занимай места , команда! К новой бухте мы спешим. Там с тобой определенья По давленью повторим. Качественные задачи с переходом в определения Что нужно знать для того , чтобы определить давление человека на пол? ( площадь ступней и массу человека) Вопрос : Что такое давление? (Давление- это физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности) 2) ( рисунок) При выстреле из мелкокалиберной винтовки сырое яйцо разбивается пулей вдребезги. Почему? При помощи какого закона можно объяснить этот опыт? ( т.к. давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям) Вопрос: В чем заключается закон Паскаля? (жидкости и газы передают оказываемое на них давление по всем направлениям одинаково) (рисунок, слайд) В аквариум , разделённый на три отсека, налита вода. Что вы можете сказать о величине давления и силах давления на дно сосуда во всех отсеках? Как называется такое давление?(Давление на дно сосуда во всех трёх отсеках одинаково , т. к. высоты столбов одинаковы. Это гидростатическое давление) (рисунок , слайд) ( на столе у каждого учащегося таблица плотностей в учебнике на странице 51 ) На столе стоят 2 сосуда одинаковой формы ,в одном из них находится вода, а в другом керосин. Объёмы жидкостей одинаковы. Вопрос: Какие из жидкостей оказывают меньшее давление на дно сосудов? (керосин, т. к. его плотность меньше, а гидростатическое давление зависит от высоты столба и плотности налитой жидкости) У каждого из вас на столах лежат карточки с формулами , помимо ответа на свои вопросы вы находите формулы которые описывают те или иные явления и после правильного ответа поднимаете нужную карточку. ( слайды) 3. Объяснение нового материала Тема урока : Сообщающиеся сосуды ( записать в тетради , пока пишут я говорю ) Чтобы нам продолжить путь, Надо знанья почерпнуть. Мы тетради открываем И сосуды изучаем. А сосуды эти внизу сообщаются, Опыты прекрасные С ними получаются. Дем.№1 У меня в руках два сосуда, соединённые между собой резиновой трубкой. Такие сосуды называют сообщающимися Определение: Сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися. (записать в тетради) Дем №2 Лейка, чайник, кофейник – примеры сообщающихся сосудов (показать чайник, прозрачный чайник). Из своего жизненного опыта вы знаете , что вода, налитая в чайник , стоит всегда в резервуаре чайника и в носике чайника на одном уровне. - Ребята , а как вы думаете Какой сообщающийся сосуд самый большой в мире?( проблемный вопрос) - Пока вы затрудняетесь ещё ответить на этот вопрос , но я надеюсь , что в конце нашего урока вы сможете найти ответ на него Фронтальная лабораторная работа -А теперь мы с вами проделаем простые опыты с сообщающимися сосудами. Опыт №1 (учащиеся выполняют) На столах стоят штативы с закреплёнными на них сообщающимися сосудами в которые налита вода и с зажимом посередине соединяющей их трубки. -Что вы можете сказать об уровне воды в сосудах?(одинаков) -А сейчас проделайте ещё один эксперимент. Одну трубку оставьте на месте , а другую немного поднимите вверх. -Что теперь видите? ( уровень жидкости в обеих сосудах одинаков) -И снова эксперимент! -Разведите трубки в разные стороны. _Что видите? (уровень опять одинаков) -Таким образом , мы можем сформулировать закон сообщающихся сосудов: В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на (одном уровне)- уч. договаривают закон. -Докажем этот закон. : -Жидкость покоится, значит давление её в обоих сосудах на любом уровне одинаковы. Жидкость в обоих сосудах одна и та же, т. е. имеет одинаковую плотность, следовательно, должны быть одинаковы и её высоты. Когда мы поднимаем один сосуд или подливаем в него жидкость, то давление в нем увеличивается и жидкость перемещается в другой сосуд до тех пор пока давления не станут одинаковыми. ( Посмотрите в учебник настр. 93 .Совпадают ли ваши наблюдения с рисунком 107. Сравните.) -Если в сообщающиеся сосуды налиты разнородные жидкости, как вы думаете уровни поверхности жидкостей будут одинаковы или нет ? Почему ? Дем №3 Доливаю в одно колено масло подсолнечное. Уровни разные.(дать возможность детям объяснить опыт) Объяснение : Давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плотности жидкостей различны, поэтому высоты столбов этих жидкостей будут различны. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. Правила которые надо запомнить: Высоты столбов в сосудах с разнородной жидкостью отсчитываются от границы раздела жидкостей . Для решения задач о сообщающихся сосудах необходимо знать условие равновесия жидкостей р1=р2 Док-во: Первичное закрепление нового материала ( Работа в группах . по 4 человека. Какая группа даст быстрый и правильный ответ ) Просмотр слайдов . _ Ребята посмотрите внимательно на экран и постарайтесь дать верные ответы Задача №1 В сообщающиеся сосуды с краном налита вода. Где давление воды на дно больше, если кран закрыт? Что произойдёт, если кран открыть? Давление на дно больше в узком сосуде , т. к. оно зависит от высоты столба жидкости ( Получите жетон) Задача №2 Плотности равны, т. к. высоты столбов равны - Совершенно верно (Получите жетон) Задача№3 В правый , т. к. у него выше расположен носик - И снова в точку ! ( Получите жетон) Задача №4 Перед вами карта мира. Теперь вы можете ответить какой сообщающийся сосуд самый большой в мире? ( Моря и океаны соединены проливами, поэтому вся водная система мира –это большой сообщающийся сосуд, кроме внутренних морей) Экспериментальная задача - Но на этом наши испытания не закончились. Н ас ждет новая задача - Чтобы научиться быстро и легко решать задачи о сообщающихся сосудах любого уровня сложности, нужно запомнить алгоритм решения таких задач( на слайде написан алгоритм решения задач , каждому ученику раздаётся по листу с написанным алгоритмом) _ Ребята, обратите внимание на следующий слайд Алгоритм решения задач о сообщающихся сосудах Изобразите на рисунке сообщающиеся сосуды и жидкость в них. Выделите слой жидкости, о давлении на который говорится в условии, запишите его характеристики. Изобразите. Проведите горизонталь через выделенный слой. Отсчёт высоты столбов происходит от линии соприкосновения поверхностей двух жидкостей . Запишите условие равновесия жидкостей ( p1=p2 ) Запишите кратко данные.. Выведите формулу для расчёта искомой величины, проверив её правильность по единицам величин слева и справа от знака равенства. Выразите данные по условию величины в единицах СИ и проведите расчёт. Экспериментальная задача (на учительском столе находятся линейка и учебник , открытый на стр.51 с таблицами плотностей жидкостей) Вот и суша впереди. Кто смелее? Выходи! И на острове чудесном Смелый опыт проведи! Определите неизвестное вещество, налитое в сообщающийся сосуд, если известно, что в левом колене вода. Дано: СИ Итог урока: Окончен на сегодня путь, Пора немного отдохнуть. Клад мы с вами раздобыли- Сундук знаний получили! (вынести сундучок ) Расстроены ребята? Нет? Тогда для вас ларец конфет! А теперь давайте выставим отметки каждому участнику путешествия за урок . По количеству жетонов. Итог урока: 1) Какие сосуды называются сообщ.? 2)Как звучит закон сообщающихся сосудов? 3)Как ведёт себя разнородная жидкость в сообщ. сосудах? 4) Какой сообщ сосуд самый большой в мире? Домашнее задание: Изготовить модель сообщ .сосудов. -Ребята и в завершении нашего урока мы посмотрим презентацию о применении сообщ. сосудов в жизни людей. 8.Домашнее задание Творческое Изготовить модель сообщающихся сосудов Найти (написать) стихотворение о воде. 9. Перед выходом находится пейзаж настроений . Отметьте галочкой какое настроение у вас сейчас ? |