Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Вводный этап Орг.момент | Познавательные УУД: активное слушание учителя. Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. | - Сегодня я совершить путешествие в историческое прошлое нашего края | Настрой на урок: внутренняя готовность детей к выполнению нормативных требований учебной деятельности. |
2 этап Целеполагание | Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке. | В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону. Вопрос к классу 1. Что происходит дальше? Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева. Вопрос к классу 2. Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой? Действительно. Это колебание. Оно и будет объектом нашего изучения на уроке. 1. Визитная карточка (оформляется на отдельном листе, зачитывается учеником). · Колебания широко представлены как в живой, так и в неживой природе. · Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной. · Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим. · Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов; · Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее; Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя? | Фронтальная работа. Называют тему урока, выдвигают цели урока |
3 этап Приобретение новых знаний | Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли Слушать и слышать собеседника Познавательные УУД: Извлечение нужной информации. | Беседа Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце. | Фронтальная работа |
Упражнение 1. Приведите свои примеры колебаний. 2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание: движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров. (Предложенные словосочетания являются примерами колебаний, за исключением движения Луны - это вращательное движение). | Работа в парах. Выставляют баллы в листе самооценки |
Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия Вопрос к классу. Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия). Демонстрация 1. Колебание шарика на нити. Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как двигается шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия) Формулируем определение: Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия. | Индивидуальная работа. Составляют определение. Взаимопроверка. |
Прочитать п 26, выписать характеристики колебательного движения | Работа с текстом. Работа в парах. Записывают характеристики колебательного движения. Презентуют свои знания на доске. Взаимопроверка |
Демонстрация.1 Колебание шарика на нити при однократном отклонении 2.Колебание шарика на нити при постоянном применении силы. Вопрос к классу: Чем отличаются эти колебания? Какое, с вашей точки зрения, является свободным? Вынужденным? Почему? (Шарик колеблется сам, без внешнего воздействия, эти колебания являются свободными; поршень колеблется в результате внешнего воздействия, его колебания является вынужденными). Все колебания можно разделить на свободные и вынужденные. Задание классу: Выберите из предложенных вариантов определение свободных и вынужденных колебаний. 1.Колебания, происходящие в колебательной системе за счет внутренних сил после выведения системы из положения равновесия - _________________ 2.Колебания, происходящие в колебательной системе под действием периодических внешних сил - ____________ | Работа в парах. Презентация своих знаний. |
5 Закрепление | | Упражнение "Сортировки": Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке; движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели; движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров. | Самостоятельное решение задач. Взаимопроверка. |
Решение упр 24 (2,3) | Самостоятельное решение задач. Взаимопроверка. |
6этап Итог | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Подводят итог своей работы по этапам урока, выясняют где были затруднения | Подводят итог Выставляют оценки |
7 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению | | Создать трейлер «Колебания в моей жизни» | Запись д/з |
8этап Рефлексия | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью | Составьте вопрос по теме | Составляют вопрос по теме. Задают его присутствующим или учителю |