СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики в 9 классе "Механические колебания"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в технологической карте указаны цели, задачи, ход урока с указанием деятельности учителя и ученика

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики в 9 классе "Механические колебания"»

Учитель: Богданова Г.С.

Предмет: физика

Тема урока: Механические колебания

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока :

Предметные: познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;

Личностная: развивать логическое мышление; стимулировать развитие умений аргументировать свой ответ.
Метапредметные
: сформировать умение наблюдать и анализировать физические явления, вооружить учеников рациональным методологическим подходом к познавательной деятельности.

Оборудование: шарик на нити; груз на пружине.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вводный этап

Орг.момент

Познавательные УУД:

активное слушание учителя.

Регулятивные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности.

- Сегодня я совершить путешествие в историческое прошлое нашего края

Настрой на урок:

внутренняя готовность детей к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

2 этап

Целеполагание

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке.


В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону.

Вопрос к классу 1. Что происходит дальше?

Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева.

Вопрос к классу 2. Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой?

Действительно. Это колебание. Оно и будет объектом нашего изучения на уроке.

1. Визитная карточка (оформляется на отдельном листе, зачитывается учеником).

· Колебания широко представлены как в живой, так и в неживой природе.

· Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной.

· Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим.

· Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов;

· Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее;

Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя?


Фронтальная работа. Называют тему урока, выдвигают цели урока

3 этап

Приобретение новых знаний

Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли Слушать и слышать собеседника


Познавательные УУД: Извлечение нужной информации.


Беседа

Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце.


Фронтальная работа

Упражнение
1. Приведите свои примеры колебаний.
2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание: движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.

(Предложенные словосочетания являются примерами колебаний, за исключением движения Луны - это вращательное движение).


Работа в парах. Выставляют баллы в листе самооценки

Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия

Вопрос к классу. Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия).

Демонстрация 1. Колебание шарика на нити.

Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как двигается шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия)

Формулируем определение: Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия.

Индивидуальная работа. Составляют определение. Взаимопроверка.

Прочитать п 26, выписать характеристики колебательного движения

Работа с текстом. Работа в парах. Записывают характеристики колебательного движения. Презентуют свои знания на доске. Взаимопроверка

Демонстрация.1 Колебание шарика на нити при однократном отклонении 2.Колебание шарика на нити при постоянном применении силы.

Вопрос к классу: Чем отличаются эти колебания? Какое, с вашей точки зрения, является свободным? Вынужденным? Почему?

(Шарик колеблется сам, без внешнего воздействия, эти колебания являются свободными; поршень колеблется в результате внешнего воздействия, его колебания является вынужденными).

Все колебания можно разделить на свободные и вынужденные.

Задание классу: Выберите из предложенных вариантов определение свободных и вынужденных колебаний.

1.Колебания, происходящие в колебательной системе за счет внутренних сил после выведения системы из положения равновесия - _________________

2.Колебания, происходящие в колебательной системе под действием периодических внешних сил - ____________

Работа в парах. Презентация своих знаний.

5 Закрепление


Упражнение "Сортировки": Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке; движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели; движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.

Самостоятельное решение задач. Взаимопроверка.

Решение упр 24 (2,3)

Самостоятельное решение задач. Взаимопроверка.

6этап

Итог

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Подводят итог своей работы по этапам урока, выясняют где были затруднения

Подводят итог

Выставляют оценки

7 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению


Создать трейлер «Колебания в моей жизни»

Запись д/з


8этап

Рефлексия

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью


Составьте вопрос по теме

Составляют вопрос по теме.

Задают его присутствующим или учителю